МААМ-картинки

Приёмы рефлексии

Коновалова Наталья Владимировна
Приёмы рефлексии

Формирование рефлексии - длительный, многогранный процесс. На начальных этапах формирования личностной рефлексии, дети могут анализировать собственные действия, переживания, мысли и т. п., заканчивая высказывания, предложенные учителем. Например: «Думаю, что…», «Моё отношение…», «Я чувствую», «Я думаю, … произошло потому, что…» и т. п.

Приём «Мордашки».

Публикация «Приёмы рефлексии» размещена в разделах

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на раз-личных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся. Этот элементарный приём поможет детям научиться анализировать своё эмоциональное состояние, даст учителю более полное представление о психологическом климате на уроке, и будет способствовать дальнейшему развитию самоанализа, развитию личностной рефлексии.

Интересным является приём «Зеркало». В классе на видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы, рядом крепится маркер. Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:

1) одобряю, критикую, предлагаю, сделал;

2) понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других. Во время взаимодействия, общения между учениками могут возникать конфликтные ситуации, которые приведут к выплеску негативных эмоций. Также могут возникнуть и положительные эмоции. Эти эмоции бывают настолько сильны, что нарушают учебный процесс, поэтому плюсом данного приёма является то, что ученик, делая запись, переводит своё эмоциональное состояние в когнитивное. Также «Зеркало» поможет ученикам узнать, как они выглядят в глазах одноклассников, скорректировать своё поведение во избежание возможных конфликтов.

Приём «Пятерочка».

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо выска-зать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Этот приём поможет ребёнку научиться выделять наиболее значимые для него сведения, анализировать своё эмоциональное состояние, предлагать различные варианты действий в той или иной ситуации.

Для развития умения оценивать себя, выявления когнитивной и эмоциональной составляющей самооценки, рефлексивно-критического отношения младшего подростка к себе может быть использована методика Т. В. Дембо - С. Л. Рубинштейна «Лесенка». Ребёнку предлагаются карточки с лестницами, состоящими из 9 ступеней, соответствующих девяти ступеням выраженности оцениваемого качества. Например: 1. Самые общительные; 2. Очень общительные; 3. Общительные; 4. Более или менее общительные; 5. Средне общительные; 6. Более или менее необщительные; 7. Необщительные; 8. Очень необщительные; 9. Самые необщительные. Младший школьник должен определить своё место на этой лестнице.

Испытуемому можно предложить оценить себя по различным критериям: уму, дружелюбности, здоровью, счастью, смелости и т. п.

В итоговой части урока для развития не только личностной, но и интеллектуальной, и сенсорной рефлексии младшим школьникам можно предложить:

- найти своё место на лесенке успеха сегодняшнего урока (приём тож-дественный методике «Лесенка», описанной выше) :

нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - мне всё удалось;

- выразить свое удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;

- определить уровень интереса, легкости выполнения заданий на шкале или соответствующим знаком;

- высказать благодарность однокласснику, группе ребят за какое-либо действие или поступок.

Данные приёмы целесообразно использовать в первом классе. В последующих классах младшие школьники могут рефлексировать и адекватно оценивать свое участие в исследовании, в решении любой учебной задачи; оценивать уровень овладения материалом или способом действия; творчески выражать образ урока (словесно или в рисунке).

Приём, который подойдёт для развития рефлексии в любом классе начального звена - приём «Если бы я был…». Младшие школьники должны закончить предложение: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы.» :

Исправил.

Сделал.

Добавил.

Похвалил.

Учащиеся четвёртого класса могут по желанию написать рефлексивные сочинения на нравственные темы: «Мои увлечения в этом году», «Кем я хочу стать», «Чего я достиг за этот год», «Трудности, с которыми мне довелось столкнуться», «Как я изменился за этот учебный год» и др. Такие работы выполняются дома или в группе продленного дня.

Можно предложить детям игру «Магазин». Товары, которые принимает продавец, - это человеческие качества. Учащиеся записывают на карточки черты своего характера как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. Целью этого упражнения является выявление значимых личностных качеств, формирование навыков самоанализа, самокритики, развитие личностной рефлексии.

Следующий приём для развития рефлексии, приемлемый в начальной школе – это концентрация. Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.

Ещё один приём, который будет способствовать развитию личностной рефлексии - это релаксация. Релаксация - это физическое и психическое рас-слабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться.

Правила расслабления: примите удобную позу (сидя, например, в кресле, закройте глаза и начните делать глубокий вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость.

Конечно, для младших школьников релаксация - не самый простой приём, но эта способность пригодится им в дальнейшей жизни:

- для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

- в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;

- в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

1. Медникова Л. А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л. А. Медникова // Начальная школа До и После. – 2008. – №1. – С. 72-75.

2. Ушева Т. Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы / Ушева Т. Ф. // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 65-70.

Публикации по теме:

Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ. ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ». Подготовила: Савина Е. Н. Театр.

Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Игровые приёмы по формированию словаря у детей Игровые приёмы по формированию словаря у детей Подготовила воспитатель: Бернат Ольга Викторовна Игра: «Холодно – Горячо». Цель: Обогащение.

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда Дети дошкольного возраста с нарушениями речи имеют бедный словарный запас, у таких детей отмечается расхождение объёма активного и пассивного.

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой. Морева Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ г. Яровое детского сада №28 А давайте вспомним.

Организация процесса рефлексии и психическое здоровье учащихся на примере организации занятий объединения «Волшебная кисть» Аннотация. Организация рефлексивного этапа является ключевым элементом качественного преподавания. Учащиеся обучаются более эффективно и.

Приёмы активизации умственных способностей дошкольников. Сообщение из опыта работы Кравченко Г. П. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как.

Приёмы профилактики и преодоления стресса Стресс в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное внешнее или внутреннее раздражение, которое превысило.

Что такое приёмы аттракции ПРИЁМЫ АТТРАКЦИИ Что такое аттракция? Аттракция - это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим. Термин.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы рефлексии
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 19:09
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД