Гоар Нерсесян
Проблема формирования у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей дошкольного возраста
предпосылок учебной деятельности
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не
ошеломляет лавиной впечатлений.
Сухомлинский В. А.
От 3 до 7 лет ребенок проходит большой путь познания. Он много узнает об окружающем мире. Он более ярко осознает и характеризует окружающую его действительность.
Публикация «Проблема формирования у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» размещена в разделах
Исследуя готовность ребенка к школе, психологи пришли к выводу, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Она, конечно, не такая, как у старшеклассников, но и не такая, как у детей раннего возраста. Самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Ребенок привыкает к учебной деятельности постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (преимущественно, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого ребенка. Обучаясь письму, счету, чтению, ребенок овладевает необходимыми, присущими окружающей его жизни и способами служебных и умственных действий, которые будут необходимы ему в дальнейшем.
Самое существенное в учебной деятельности – это понимание ребенком того, что новые достижения приносят положительный результат, потому, что с самого начала обучения он чего-то не умел, а теперь умеет, чего-то не знал, а теперь знает, чего-то не мог и не понимал, а теперь может и понимает – это, так называемые, ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, если ребенок становится для самого себя предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредствованного запоминания. Указанием на речевую готовность к обучению в школе считают способность ребенка понимать обращенную к нему речь, определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, умение четко воспринимать и произносить речевые звуки.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и др. сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Особая проблема – адаптация к школе. Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в новую жизнь, совершенно отличающиеся от детского сада условия. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана со способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Так же есть и проблемы привыкания и вхождения дошкольника в школьный образовательный процесс. Одна из них состоит в том, что продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и контроля естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать не все дети. Многие из них быстро утомляются и устают.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых не на начальном этапе обучения в школе.
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве.
Учебная деятельность должна увлекать, приносить радость. Важно с раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами деятельности человека, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности.
Учебная деятельность — вид познавательной деятельности самого ребенка, но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования.
Успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.