Наталья Ковылина
Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация – это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях. Из опыта работы известно, что большинство выпускников детских домов не могут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. После выхода из детского дома выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходиться столкнуться ежедневно в реальной жизни без поддержки взрослых. Не всегда детские дома в состоянии подготовить ребёнка к полноценной жизни, развить достаточные навыки самостоятельности. Выпускники детских домов – это особый контингент, требующий особого пристального внимания и контроля. После выхода из детского дома не все находят себе достойного применения в дальнейшей жизни у них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, почти отсутствует занятость трудом. Большинство выпускников детских домов не создают свои семьи, у них нет интереса к жизни, желания заниматься чем-то полезным и нужным. Часто пребывание в детском доме приводит к тому, что у воспитанников вырабатываются позиция иждивенчества, ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, формируется низкий уровень трудовой мотивации, не способность отстаивать свои права. Все это остается самой большой проблемой в адаптации к социальной среде выпускников детских домов.
Публикация «Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских домов» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Оформление детских садов
- Темочки
В такой ситуации работа, проводимая педагогами детского дома, должна носить комплексный характер и обеспечивать решение весьма сложных задач. Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, в нашем детском доме на протяжении многих лет за каждым выпускником закреплен постоянный воспитатель (наставник, который выполняет функции индивидуального куратора, как на этапе подготовки, так и непосредственно перед выпуском по окончании пребывания в детском доме в рамках постинтернатного сопровождения выпускника. Это позволяет оказывать воспитаннику необходимую помощь в решении возникающих проблем.
Для решения этих основных проблем в нашем детском доме существует порядок индивидуального сопровождения воспитанников государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках подготовки их к самостоятельной жизни. Определяет порядок работу специалистов детского дома по планированию, ведению и анализу результатов индивидуальной подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Ни для кого не секрет, что выпускники учреждений государственного попечения испытывают трудности с обучением в профессиональных учреждениях, у них слабо развиваются индивидуальные способности. В силу своих особенностей развития воспитанники могут освоить лишь рабочие профессии, для этого важно определить какие направления трудовой подготовки были интересны воспитаннику еще задолго до выпуска из детского дома, важно формировать у воспитанников качество труженика для успешной самореализации в обществе. Для успешной адаптации выпускников в обществе и создания условий, развития индивидуальных способностей, навыков самообслуживания, коммуникаций, целеустремленности и других умений. На базе детского дома оборудованы кабинеты домоводства, швейная мастерская, столярный цех, все это формирует социальные навыки воспитанников.
Воспитателями проводятся профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, организовываются деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта. Ведется работа специальных кружков, секций обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций. Это только часть примеров оказания помощи будущим выпускникам.
Полученные знания выпускников позволяют говорить о высокой вероятности трудоустройства после окончания колледжа и некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве результата процесса постинтернатной адаптации. Благодаря ежедневной квалифицированной работе специалистов и наставников мы надеемся, что наши выпускники войдут в сложный и трудный современный мир с багажом вложенных в них знаний, стараясь найти в нем свое место, будут совершать свой осознанный выбор и обретут самостоятельную нормальную жизнь.