Валиджанова Агюльжан
Отчет о предметно-пространственной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Составила: воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» Валиджанова А. Ш.
Письменный отчет
Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе влспитателя МКДОУ «Детский сад №4» Валиджановой А. Ш.
Публикация «Отчет о предметно-пространственной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2021
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.
Характеристика группы – среднюю группу посещают 26 человек 4-5 лет,из них 12 девочек и 14 мальчиков.
Факты,полученные в результате анализа предметно-пространственной среды :
- безопасность и психологтческая комфортность пребывания детей в группе;
- реализация ОП ДО (отражение образовательных областей);
- учет возрастных особенностей ребенка;
- учет обращлвания детей с ОВЗ,особыми потребностями в обучении,др. категорий детей.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;оно безопасно,здоровьесберегающе,зстетически привлекательно и развивающее.
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
При создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ я руководствовалась требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. Организуя предметную среду в детском саду, учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, повышало бы показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
В построении развивающей предметно-пространственной среды опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Правильно организованная развивающая среда в детском саду позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
В групповом помещении организована развивающая предметно-пространственная среда таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. .
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В групповых помещениях заменена вся старая мебель на новую, красочную, эстетическую, функциональную. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный развивающий эффект. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группах созданы «уголоки уединения», в котором создана домашняя обстановка
В групповых помещениях создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде разграниченных уголков (центров развития) :
• театральный уголок;
• книжный уголок;
• уголок природы и экспериментирования;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок познавательного развития;
• уголок сюжетно-ролевых игр;
• уголок патриотического воспитания;
• уголок ПДД;
Театральный уголок.
В уголке имеются различные виды театров – пальчиковый, перчаточный, настольный,, театр картинок;
маски персонажей сказок;
Декорации и ширмы (настольная, напольная)
Музыкальные инструменты;
Магнитофон.
Книжный уголок.
• Портреты писателей и поэтов
• Сюжетные картинки
• Настольно-печатные игры по развитию речи
• Книги соответствуют возрасту детей.
Уголок природы и экспериментирования.
• Календарь природы
• Картотека прогулок
• Несколько видов комнатных растений
• Паспорт растений
• Материал для экспериментирования
• Природный материал
• Инвентарь для ухода за растениями (лейки, фартуки, лопатки и др.)
• Инвентарь для опытов и экспериментов.
Спортивный уголок.
• Мячи – большие, средние, маленькие;
• Кегли;
• Скакалки;
• Дорожки здоровья;
• Обручи;
• Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации)
• Краски – гуашь, акварель;
• Бумага для рисования, альбомы;
• Кисточки для краски и клея;
• Баночки непроливайки;
• Салфетки тканевые;
• Карандаши – простые, цветные;
• Палитра
• Фломастеры;
• Раскраски;
• Пластилин;
• Пластилиновая масса;
• Доски для работы с пластилином;
• Цветная бумага;
• Цветной картон;
• Бумага разной фактуры;
• Ножницы;
• Клей
Уголок познавательного развития.
(ФЭМП)
• Настольно-печатные игры;
• Домино;
• Цветное лото;
• Счетные палочки
• Математические наборы (геометрические фигуры, цифры);
• Счеты;
• Учебно-игровое пособие - Логические блоки Дьенеша (пособие, альбомы, демонстрационный материал)
• Палочки Кюизенера (пособие, альбомы, демонстрационный материал)
Уголок патриотического воспитания
•Символика нашей страны;
• Куклы в национальных костюмах;
• Карта России;
• Элементы государственной символики РФ, Дагестана, глобус, портрет президента России, президента Дагетана
• Предметы старины;
•Предметы народного декоративно-прикладного искусства
• Художественная литература (сказки, былины, произведения малых форм фольклора)
• Тематические папки «Моя семья», «Дом в котором ты живешь», «Прошлое и настоящее родной станицы», «Ребенок и его сверстники» и др.
Уголок ПДД.
• Дорожные знаки;
• Светофор;
• Виды транспорта;
• Макеты проезжих частей;
• Тематический стенд;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• Дидактические, настольно-печатные игры;
• Макеты домов;
• Разрезные картинки.
Уголок для родителей
В соответствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на участке обеспечивает и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Прогулочный участок
для средней группы имеет :
• Зоны отдыха-беседки,лавочки дети могут отдохнуть, уединиться,поиграть в спокойные игры;
• Игровую зону, которая включает в себя песочницу, качели,горку, дугу. мотоцикл,скамейки сделанные с помощью родителей;
• Зона изучения ПДД;
• Зону экологического воспитания –клумбы с цветами,за которыми дети ухаживают сами;
• Спортивное оборудование-баскетбольное кольцо, лесенка-дуга,ворота для футбола, скамейки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по особенностям развивающей предметно-пространственной среды : развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
1. Создано гибкое и вариативное использование пространства.
2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
3. Элементы декора легко сменяемы.
4. В цветовом решении интерьера использованы пастельные тона с яркими декоративными элементами. Украшают групповые помещения отдельные яркие предметы и элементы : шкафы, разноцветные подушки и др.
5. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывали ведущую роль игровой деятельности.
6. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду группы в ДОУ, учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.