Нелли Петросян
Организация предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО –
В МБДОУ № 22
Подготовила воспитатель
Петросян Н. В.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно - пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного еще и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды» размещена в разделах
При организации предметно-пространственной среды я руководствуюсь ФГОСДО, программой МБДОУ. Организовывая предметно-пространственную развивающую среду, учитываю максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, что способствует развитию личности каждого ребенка, его способностей и интересов. В соответствии с рядом принципов в нашей группе создана среда с учетом пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, художественно – эстетическая, физическая.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе содержательно - насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами: расходным, игровым, спортивным, оздоровительным и т. д.
В группу подбираю те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но у меня в группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии, чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, использую более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с территории. Сразу падает взгляд на разноцветную клумбу, с различными цветами и растениями, за которыми ухаживаем вместе с детьми. Для чего мы сажаем растения? Не только для того, чтобы приобщать ребенка к миру природы, это еще и возможность сформировать его мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.
Чистые дорожки, аккуратные спортивные снаряды, скамейки, беседка, веранда, качели, горки, песочница придают участку композиционную завершенность, создают уют. При этом детям предоставляется возможность заниматься различными видами деятельности, используя сезонные изменения на групповом участке: плескательный бассейн, водоемы для игр с водой и экспериментирования, песочницы, снежные и ледяные горки и т. д.
1. В приемной работает «Центр информации для родителей – папки – передвижки, брошюры, буклеты, «Советы педагога», «Библиотека для родителей». Она оформлена по запросу родителей, в ней находится информация для педагога – психолога, инструктора по физкультуре, воспитателя осетинского языка, музыкального руководителя.
2. Наши шкафчики промаркированы с учетом гендерного различия. Гендерное различие отмечено и в групповом помещении. Принцип гендерного подхода и организации среды, позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности девочек и мальчиков.
Кроме просветительской работы в приемной организовала фотовыставку «Хорошо у нас в саду», в которую помещаю фотографии детей за любимыми занятиями и наиболее интересными эпизодами из жизни группы. Расположен стенд для выставки продуктов детской деятельности, здесь же устраиваются выставки – конкурсы совместной деятельности родителей и детей по тематическим проектам.
Согласно ФГОС пространство группы пространство группы организовала в виде различных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В качестве таких зон имеются:
1. Уголок для ролевых игр.
Сюда входят костюмы для ряженья (осетинское платье, шапка для невесты и др. украшения, а для мальчиков черкеска, шапка – папаха, пояс с «кинжалом», сарафаны, юбки, шарфы, бусы и т. д.). Кухонная мебель, набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина, кухонная посуда, куклы в одежде мальчиков и девочек. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Моряки» и т. д. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без труда вернуть его на место. Для игр в магазин, поликлинику, железную дорогу и т. д. подобраны тематические коллекции игрушек, необходимых атрибутов. Играть дети могут и в групповой и в спальной и даже в прихожей, где храниться часть игрушек. Это позволяет рассредоточить играющих детей в помещении с учетом их интересов и симпатии, и таким образом избежать конфликтов.
2. Книжный уголок.
Содержание уголка определяю программой в моей группе. В нем размещаю как новые, так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг в уголке размещаю иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д., дидактический наглядный материал.
3. Уголок природы служит местом саморазвития детей. В нем подобраны растения, которые требуют различных способов ухода.
Здесь же создана мини-лаборатория «мы исследователи» для реализации опытно-экспериментальной деятельности, в которой имеется специальная посуда и инструменты для опытов. В ходе опытов дети с удовольствием «превращаются в ученых» и проводят исследования, а потом делятся своими открытиями.
Вместе с детьми собрали коллекции камней, ракушек, желудей, ореховой скорлупы, шишек. Для тактильного ощущения емкость с песком, дополнительно оснащенная игрушками и нужными для занятий материалами (палочками, различными мелкими формочками, пластиковыми фигурками и т. д.).
4. Имеется центр познавательного развития, материалы которого постоянно пополняются и варьируются с учетом педагогического процесса и познавательных интересов детей. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игр и игрушек, головоломки-лабиринты, счетные материалы, комплекты цифр для магнитной доски, различные схемы и планы, наборы объемных и плоских геометрических фигур, наборы предметных и сюжетных картин.
5. Театральный уголок.
Уголок оборудован ширмой, декорациями для кукольного театра. Там же в контейнерах расположены различные виды театров: настольно-плоскостной, пальчиковый, теневой, театр ложек, театр маски – шапочки и т. д.
6. Центр ИЗО с соответствующим оборудованием и расходными материалами, трафареты, для нетрадиционного рисования: сухие листья, тычки, ватные палочки и т. д. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.
7. Центр «Музыки»: бубны, погремушки, металлофон, шумовых коробочек, игрушечное пианино, гитара, магнитофон, аудиозаписи детских песен
8. Спортивный уголок. Обеспечен игрушками, побуждающих к двигательной игровой деятельности: флажки, кегли, кубы, обручи, скакалки, мячи разного размера, кольцебросы, толстый шнур, гимнастические палки, детская баскетбольная корзина, «летающие тарелки»,гимнастическая скамейка и т. д.
9. Уголок конструирования. В свободное время дети с удовольствием используют крупногабаритные деревянные и пластмассовые строительные материалы. Дети возводят множество разнообразных сооружений, с которыми могут подолгу играть, придумывать все новые игровые действия. Исчезают такие конструкции только по желанию самих «архитекторов». Кроме того, многие возятся с мелким конструктором, включая в игру небольшие фигурки людей и животных, машинки. Так же имеются различные виды конструктора «Лего».
10. Центр релаксации – любимое место детей. Здесь стоит диван, круглый стол, стульчики. После занятий в этом уголке дети рассматривают альбомы с фотографиями, здесь же могут развернуть сюжетно – ролевую игру.
Развивающая предметно – пространственная среда, организованная в нашей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.