Проблемы обеспечения безопасности дошкольников

Анна Горшкова
Проблемы обеспечения безопасности дошкольников

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Одним из важных аспектов современного образования является формирование у дошкольников осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей. В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей крайне остро стоит проблема безопасности детей в современном обществе.

Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. ДОУ совместно с родителями проводят в этой области целенаправленную работу.

Разрешить проблему обеспечения безопасности возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность, научить ребенка осознанно действовать в той или иной ситуации. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Весь процесс воспитания и формирования личности ребенка дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Ребенок может познать окружающий его общественный мир иначе, как с помощью взрослого. Взрослый – посредник между ребенком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый – организатор процесса приобщения ребенка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относиться. Взрослый в доступной форме знакомит ребенка с моральными нормами, принципами.

Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования. Главное, что требуется от родителей это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Многие из родителей повторяют несколько распространённых ошибок. Кто-то старается не думать «о плохом» и пускает всёна самотек: рассчитывая на воспитателей в детском саду, на няню, на здравый смысл дошкольника. Кто-то, наоборот, пытается оградить своего ребенка от всех проблем на свете и сдувает с него любую пылинку, тем самым тормозя его развитие.

Сейчас существует много разных программ и методических пособий по безопасности для ДОУ. На примере опыта работы МДОУ д/с «Солнышко» мне хотелось рассказать о работе с дошкольниками в данном направлении.

Работа с детьми в ДОУ строится в рамках реализуемых программ:

- основной образовательной программы д/сада «Солнышко»

- вариативной части программы - парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой.

Все направления работы соответствуют формуле: Предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Общий объем знаний по обучению безопасности рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время,отведенное на:

-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Особое место в воспитании у дошкольников безопасного поведения имеет чтение художественной литературы.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности» и так далее.

Вся работа по обеспечению безопасности дошкольников должна быть построена в соответствии с ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьёй. Одной из важнейших, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья [8, с. 3].

Таким образом, обучение основам безопасности жизнедеятельности осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми. Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения должно быть обеспечение безопасности ребёнка в ДОУ, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать соответствующую предметно – развивающую среду в группе. В неёвходят:

1. Уголок безопасности,который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека,которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно –печатные игры : «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации», «Азбука Безопасности», «Эмоции» и другие.

Безусловно, одним из обязательных условий, благодаря которым может быть выполнена программа, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения, является тесный контакт сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря созданию таких условий дети дошкольноговозраста постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам – как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научатся распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента 1 слайд: Тема моей презентации «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента».

Проблемы развития старших дошкольников перед поступлением в школу и пути их решения «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Консультация для родителей «Что мы можем сделать для обеспечения информационной безопасности наших детей» Можно ли в современном мире прожить без телевидения? Можно и нужно ли смотреть телевизор дошкольнику? По этому поводу существуют разные.

Педсовет-деловая игра «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Педсовет – деловая игра «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Цель педсовета: - провести системный анализ педагогической.

Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Презентация для родителей дошкольников «Проблемы подготовки детей к школе» Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах.

Проблемы коммуникативного общения и поведения дошкольников Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи,.

Проблемы процессов адаптации младших дошкольников Проблемы процессов адаптации. (младших дошкольников в ДОУ) Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными процессами малышей.

Протокол педсовета «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Протокол №27 Заседания педагогического совета №4 от 24.04.2018 Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» «Есть все фактические.

Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути решения Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе, поэтому чем раньше будет начато обучение грамотной речи,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проблемы обеспечения безопасности дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 22:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки