МААМ-картинки

Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников

Лариса Гариева
Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников

Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленно организованное предметно- развивающее пространство детского сада должно способствовать всестороннему развитию детей, отвечать их интересам и потребностям, обеспечивать эмоциональное благополучие.

Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с федеральными государственными требованиями, основными закономерностями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развивающая среда ДОУ выполняет ряд функций. К ним относятся: функция стимулирования активности детей, информационная функция, функция сохранения психологического здоровья, воспитывающая и развивающая функции.

Развивающую образовательную среду ДОУ можно рассматривать как совокупность нескольких компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; содержание дошкольного образования; предметно-развивающая среда.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет трактовать предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Для реализации основных функций предметно-развивающая среда должна организовываться с учетом ряда принципов (по В. А. Петровскому) : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и психоэмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип «половых и возрастных различий».

Предметно-развивающая среда, организованная с учетом перечисленных принципов, не только обеспечивает всестороннее развитие ребенка, но и способствует его психоэмоциональному благополучию, сохранению психологического здоровья. Исследования показывают, что для сохранения психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Таким образом, предметно - развивающая среда ДОУ должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной для детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в оформлении помещения.

Кроме того, для эмоционального развития и благополучия детей, на наш взгляд, целесообразно использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения и преодолению негативных эмоций.

Например, организованный в групповом помещении центр «воды и песка». Помимо знакомства детей со свойствами различных предметов окружающей среды, повышения познавательной активности дошкольников, игры с водой, песком и сыпучими материалами помогают расслабиться ребенку, снять психоэмоциональное напряжение, агрессию, создать радостное настроение.

Расширять представления детей об эмоциях, понимать психоэмоциональные состояния других и собственные эмоции, развивать средства эмоциональной выразительности возможно через оформление уголка развития эмоциональной сферы детей. Здесь могут использоваться пиктограммы эмоций, альбомы детских фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д., а также доска «Мое настроение», на которой дети каждый день отмечают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др.

Использование мягкой мебели, напольного покрытия и подушек, пуфов, наличие растений в интерьере способствует созданию комфортной атмосферы. Положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников будут оказывать оборудованные сухой бассейн и сухой душ. Игры в сухом бассейне и сухом душе вызывают различные тактильные ощущения, что ведет к расслаблению, снятию стресса и преодолению негативных эмоций. Кроме того яркие разноцветные шарики и ленточки вызывают у детей интерес и положительные эмоции.

Влияние тактильных ощущений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения обуславливает использование в предметно-развивающей среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек. Игры и упражнения с таким оборудованием помогут ребенку не только укрепить свое здоровье, расслабиться, но и создадут условия для приобретения положительного эмоционального опыта общения со сверстниками и воспитателем. Так, при помощи массажных варежек дети могут проводить самомассаж и взаимомассаж. Включение в игры рефлекторных ковриков и дорожек (точечный массаж стоп) способствует сохранению и укреплению здоровья детей, релаксации. К тому же изготовить такие дорожки воспитатель может совместно с детьми, что будет способствовать их личностному общению и положительным эмоциональным переживаниям.

В физкультурном уголке группы можно поместить напольную грушу- неваляшку, коврик злости которые помогут дошкольникам преодолеть отрицательные переживания, «выплеснуть» эмоции гнева.

На психоэмоциональное состояние дошкольников благотворно влияет изобразительная деятельность. Рисование – доступный для ребенка способ выразить свои эмоциональные переживания, страхи и опасения. В связи с этим важным для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является организация уголка изодеятельности. Помимо традиционного наполнения этой «зоны» предметно-развивающей среды, здесь можно организовать «стену для рисования». Прикрепленный на стене ватман или полоса обоев позволят детям свободно творить и выражать свои переживания в менее ограниченном пространстве, а нетрадиционный элемент развивающей среды будет способствовать активности детей и переживанию положительных эмоций.

Важными компонентами предметно-развивающей среды группового помещения детского сада являются центры сенсорики и мелкой моторики и речевые уголки. Различные шнуровки, сенсорные панно, оборудования для дыхательной гимнастики и т. д., позволяют укреплять физическое здоровье, развивать моторику и речевой аппарат детей, вызывают положительные эмоции, развивают произвольность поведения.

Созданию положительного эмоционального фона и психологического комфорта способствует использование музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и режимных моментов. Например, включение спокойной музыки при подготовке к дневному сну и колыбельных песен. Это помогает детям отвлечься от негативных переживаний и расслабиться.

Таким образом, создавая развивающую среду детского сада, необходимо обеспечить условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их индивидуального комфорта и эмоционального благополучия. Организация предметно-развивающей среды является важной составляющей психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы

Подольская О. А. Организация предметно-развивающей среды ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 4. С 28–33.

Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб., 2013. 160 с.

Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014. № 4.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников Тема «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников». Слайд № 1 Тема: «Развивающая предметно-пространственная.

Доклад «Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста» ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему: Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Методическая разработка «Рисунки на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.Предметно-развивающая среда в ДОУ. Предметно- развивающая среда- это система материальных объектов и средств деятельности ребёнка,функционально моделирующая содержание развития.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в группе Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников
Опубликовано: 14 мая 2018 в 20:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД