Юлия Бодарева
Пробное занятие по ментальной арифметике
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, напишите свои имена на этих листочках, а я напишу свое имя на доске, чтобы было легче обращаться. А теперь, напишите, пожалуйста, циферки от 1 до 9 по порядку. И обведите в кружок ту цифру, сколько вам лет. (Если больше 9-ти, то дописать)
Уважаемые родители, раньше о ментальной арифметике что-нибудь слышали? Давайте,вкратце я вас ознакомлю с историей появления. Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в 3 тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с 5 века до н. э. Более достоверное доказательство — образец абака и чертёж, выполненный европейцем – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака — Суаньпане упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской). Так как торговля в стране в это время начинала активно развиваться, важность математического образования была очень высока. Подверженный тщательному изучению, множеству усовершенствований, соробан принял современный вид.
Публикация «Пробное занятие по ментальной арифметике» размещена в разделах
Ментальная арифметика (МА) – это методика всестороннего интеллектуального развития ребёнка, основанная на обучении быстрому устному счёту посредством работы на счётах абакус/соробан.
Скорость счета это не цель, это всего лишь результат, показатель того, что у детей тренируются такие важные навыки, Скорость мышления, Концентрация внимания, Воображение, Фотографическая память, Гармонично развиваются два полушария головного мозга, Улучшается память (Мышечная, Визуальная, Аудиальная) и Мелкая моторика рук за счет работы на счетах. У детей появляется уверенность в себе, так как дети смогут считать такие числа, которые даже не каждый взрослый смог бы. И, соответственно, успехи в учебе, так как у них, в общем, развивается интеллект. Аналитическое мышление, креативное мышление, точность и быстрота при принятии любых решении.
Это все развивается благодаря тренировке по МА.
Как МА развивает эти навыки и тренирует полностью интеллект? Давайте познакомимся, это – Соробан. Это демонстрационный Соробан, на нем я просто буду показывать, как правильно решать. А перед вами, тренировочные Соробаны, вот на них дети тренируются. Помните наши советские счеты, это – аналог, они легче в воображении, но сложнее в использовании, так как тут всего 5 косточек на одной спице. Дети сначала считают на физических счетах правильной техникой, затем, воображают эти счеты, и делают те же самые расчеты, что и делали бы на физических счетах. Это и есть ментальный счет. Сейчас я Вас познакомлю с Соробаном, и Вы будете иметь представление как на нем работать и как наши дети на нем тренируются.
Но для начала, дети, давайте научимся правильно сидеть, садимся мы на краюшек стула, на половинку, чтобы спинка была ровная. Ножки на пол, от этого зависит концентрация внимания и восприятие информации. А теперь я буду вам показывать, а вы за мной повторяйте. Откройте правую ручку, вот так вот, положите карандаш пишущей стороной наружу и закройте в кулачок (для левши показать, как держать карандаш левой рукой) Карандаш всегда должен быть в руке, потому что вы все будете решать на скорость. (показываете, как решать на скорость и записывать ответ). У Вас не будет времени посчитать, взять карандаш, записать, положить карандаш, опять посчитать…. (работаем на слух). Соробан, он состоит из четырехугольной рамки, разделительной перекладины, которая делит Соробан на верхнюю и нижнюю части. На Соробане расположены спицы и косточки. Косточки, которые ниже перекладины, называются нижние косточки, косточки выше перекладины – верхние косточки. Счет мы начинаем с центральной спицы, она отмечена точкой. На этой спице расположены единицы, однозначные числа.
У нас есть определенная техника, как правильно работать на Соробане. Добавляем нижние
нижняя косточка у перекладины равна единице. Дети учатся воспринимать цифры в виде картинок.
Нижние косточки отнимаем указательным пальцем правой руки. Вот это ноль. Если у перекладины нет косточек, это – ноль. По краям косточки не считаются, считаются только те, которые у перекладины. Цифру 2 мы тоже добавляем большим пальцем. Две косточки от края Соробана добавляем к перекладине. Отнимаем каким пальчиком? Кто помнит? Указательным пальцем.
Молодцы. Это какая цифра? Ноль. Замечательно! Вот так вот добавляем 3. 1-2-3? Три косточки снизу у перекладины, значит 3. Отнимаем как? Указательным. Хорошо, 4 тоже так. Все нижние косточки добавляем большим пальцем. А теперь я буду вам показывать косточки, а вы будете мне говорить,
какая эта циферка? Это какая цифра? 2. Хорошо, а эта? 4. Хорошо! и т. д. Не сложно, да? А теперь мы познакомимся с особенной цифрой. Это – 5. Она хоть одна косточка, но равна 5 и находится она выше перекладины. Мы ее и добавляем указательным пальцем и отнимаем тоже указательным пальцем. (Берем ОС, сравнить 5 и 1). Теперь будем знакомиться со следующей цифрой,
это – 6. Мы добавляем ее двумя пальцами одновременно. Сделайте вот так, правой ручкой. Вот 6, 5 и 1 вместе у перекладины будет 6. Отнимаем тоже двумя пальцами одновременно. (ОС). Замечательно! Цифру 7 тоже добавляем двумя пальцами одновременно. Это 7. 5,6,7. Отнимаем как, покажите?
Хорошо! (ОС). 8 тоже добавляем двумя пальцами одновременно. У меня Соробан большой, поэтому я буду добавлять в два этапа, а вы на своих маленьких тренировочных Соробанах будете добавлять одновременно! Понятно? Это 8. 5, 6, 7, 8. (ОС). И 9 – это все косточки у перекладины. Вот так!
Отнимаем – вот. Самая большая циферка из единиц – это 9. А теперь я буду вам показывать косточки, а вы будете мне говорить, какая эта циферка? (ОС). Со всеми циферками мы познакомились.
А теперь, как же мы решаем примеры на Соробане? Вот, например, такая задача: 7+2-3+1-5= (объясняем подробно показывая на Соробане, а потом показываем быстрее). Ответ! 2. Они делают то
же самое, только уже на воображаемом Соробане и переходят на ментальный счет (показываем ментально этот же пример). Сначала ребенок решает примеры с однозначными числами.
процесс.
Во-первых, когда ребенок будет воображать Соробан, у него будет работать правое полушарие головного мозга, будет тренироваться мощная концентрация внимания, и в это же время будет работать левое полушарие головного мозга - это логические расчеты. Т. е. воображение, концентрация внимания и логика будут работать одновременно, синхронно. И ребенок, тренируясь ежедневно по этой методике, с малого возраста привыкает к этому стилю мышления. В будущем, в старших классах, в университете, на работе, в любой жизненной ситуации если возникает вопрос, они мощно концентрируются, воображают себе схему, логические ходы и выходы, и у него возникает креативный, качественный ответ. Необычный подход к решению задач в жизни.
Теперь давайте посчитаем на ваших тренировочных Соробанах. Как мы правильно сидим? мы держим Соробан? (показываете). Теперь мы должны приготовить Соробан к счету. Для того, чтобы начать работать, нам нужно почистить Соробан. Это означает, что все нижние косточки должны быть
внизу, а все верхние косточки наверху. Для этого есть специальные упражнения. Тремя пальцами левой руки держим Соробан, в правом кулачке карандаш, острием наружу, теперь Соробан должен располагаться на расстоянии одной ладошки от края стола. Центральная спица должна быть на уровне переносицы. Теперь приподняли Соробан, так, чтобы он не отрывался от стола. Все косточки упали вниз. Положили на стол. Указательным пальцем правой руки проводим между перекладиной и пятерками слева на право. Это называется упражнение «Длинная чистка». Приподняли, положили,
почистили. Теперь я буду говорить просто «Длинная чистка». (ОС) Отлично! Теперь Соробан готов к счету. Начинаем с центральной спицы, я вам буду диктовать пример, а вы будете решать. 2+2-3+5-1+4-5-1=Ответ! 3. Теперь вы делаете короткую чистку, так как у Вас была задействована только одна спица.
Короткую чистку делам тогда, когда были задействованы несколько спиц. Двумя пальчиками немножечко зажимаете перекладину и проводите по ней с права на лево (показываем). Следующий пример. Готовы? 7+1-3+4-5-1+5-2-1+4-5=Ответ! 4. Вот так мы тренируемся. Следующий пример. Готовы? 8+1-5-2+5+1-3+4-5-3=Ответ! 1. То же самое вы будете делать на ментальном Соробане, только чуть позже. Я просто говорила-говорила-говорила, а вы мне раз, ответ! (Потом выводите детей к демонстрационному Соробану).
А теперь мы поиграем игру «Флеш-карты». Сейчас я вам покажу карточки, а вы мне говорите, какое это число. (показывать карточки от 1 до 9). Хорошо! А теперь давайте проверим родителей
(показываете родителям карточки от 10 до 99). Дети, помогаем своим родителям! Почувствовали насебе концентрацию внимания, вы заметили, что карточка давно ушла, картинки нет, но вы позжесказали верный ответ? Почему? Потому что вы успели сфотографировать эту картинку, вы досчитываете это число на воображаемой картинке. Тренируется концентрация внимания, фотографическая память и параллельно ведутся подсчеты.