Оксана Коршунова
Деловая игра «Школа экологов» (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы
См. (часть II) http://www.maam.ru/detskijsad/prodolzhenie-delovaja-igra-shkola-yekologov.html
УРОК ТРЕТИЙ. Тема: «Правила педагогического взаимодействия».
Формирование осознанного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует с раннего возраста. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Сближение ребенка с природой происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливает впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать ее.
Публикация «Деловая игра „Школа экологов“ (часть III)» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Исследования в области экологического воспитания свидетельствуют: через формирование экологических знаний и экологического отношения к природным объектам происходит становление личности ребенка.
Как помочь детям научиться замечать красоту природы, сформировать элементарные экологические знания, мышления и поведения?
Хотелось бы обратить внимание педагогов на особый характер взаимодействия взрослых с детьми в ходе приобщения к природе. Анализ современных психолого-педагогических исследований позволил сформулировать
несколько правил педагогического взаимодействия педагогов с детьми, в результате которого будет развиваться экологическое воспитание дошкольников:
• Педагогическое взаимодействие представляет собой специально организованный процесс, главной целью которого является обоюдное развитие взаимодействующих сторон, а также их взаимоотношений.
• Такое взаимодействие возможно, если педагог и ребенок – его равноправные участники, т. е. субъекты. Это означает, что педагог признает за ребенком право проявлять активность и самостоятельность, свободно выражать свои интересы, осуществлять выбор содержания и вида деятельности, способа решения любой образовательной задачи с опорой на помощь взрослого.
• Во взаимодействии педагог занимает позицию социального оптимиста. От воспитанника он ожидает положительного результата. Он уверен в его способностях и возможностях, верит в него, любит, принимает и уважает ребенка таким, каков он есть.
• Взаимодействие предполагает, что педагог доверяет ребенку действовать самостоятельно и именно этим поддерживает внутренние движущие силы его развития.
• Подобное взаимодействие предъявляет высокие требования прежде всего к самому педагогу. Он должен осознавать взаимодействие как процесс действительно взаимного действия, развивающий не только ребенка, но и взрослого; только тогда оно становится подлинно педагогическим, т. е. развивающим.
• Взрослый в условиях педагогического взаимодействия – пример для ребенка. Отношение между ним и воспитанником не столько функционально-ролевые, сколько межличностные. Педагог готов вступить в диалог, раскрыть в межличностном общении и свою индивидуальность.
• Эмоциональная реакция взрослого во взаимодействии должна быть опережающей – это своего рода сигнал, привлекающий внимание детей и приглашающий их к диалогу. Например, «Какие красивые цветы!», или «Прислушайтесь, как поет соловей!».
• Взаимодействуя с детьми, педагог должен создавать ситуации, побуждающие их к активным действиям с объектами природы или в природе.
• Взаимодействие по поводу природы требует творческого подхода. Основное правило – совместный поиск необыкновенного в обычном, повседневном, привычном.
• Погружение ребенка в природу, ее красоту, многообразие должно быть постоянным, как и взаимодействие педагога с детьми по этому поводу.
Эти правила позволят Вам разработать и применить на практике приемы привлечения внимания дошкольников к красоте природы, воспитать нравственно-эстетическое отношение к ее объектам и явлениям, систематизировать работу педагогического взаимодействия направленного на развитие экологического воспитания.
Переменка. Релаксация. (Педагог-психолог Песикина О. В.)
«Путешествие в волшебный лес»
Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревья, кустарников, всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорох травы. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Воздух прозрачен и чист. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Вы чувствуете себя счастливыми. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой. Потянитесь и откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Пусть эти ощущения будут с вами целый день.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Тема: «Результаты работы».
- Я предлагаю подумать и ответить на один важный вопрос: «Как вы думаете, какими будут результаты работы при использовании системы педагогического взаимодействия направленного, на экологическое развитие детей?»
(Педагоги по-очереди берут «волшебный цветок» в руки и отвечают на вопрос).
Обобщение.
- В результате педагогического взаимодействия направленного, на экологическое развитие, у детей будут
• Сформированы элементарные экологические знания и представления о живой и неживой природе; о работе собственного организма;
• Умение самостоятельно решать различные экологические ситуации;
• Снизится заболеваемость детей;
• Повысится уровень экологического сознания у детей и взрослых;
• Развито воображение, фантазия, логическое мышление;
• Умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Будут иметь представление, что человек-часть природы, житель Земли;
• Развит интерес, эстетические чувства и любовь к природе родного края;
• Уважительное отношение к труду взрослых, стремление помочь;
• Сформированы - доброжелательность, отзывчивость, стремление сочувствовать;
• Умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, объектами уголка природы;
• Умение заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы и т. д.
Итог.
- Наш урок подходит к концу. Протяните руки вперед и соедините их друг с другом. Почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь – солнышком. Никогда не забывайте, что мы все взаимосвязаны одним добрым и хорошим делом – воспитанием любви к природе. Помните наш девиз «Вместе, мы – сила!»
- В заключении предлагаю спеть песню «Улыбка».