Марина Цвецых
Проект по развитию связной речи посредством творческих игр
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Мы, фантазеры»
СОДЕРЖАНИЕ:
Направление проекта…. 4
Введение…. 5
Схема реализации проекта… 7
Этапы работы …. 8
Перспективный план …. 9
Заключение … 12
Приложения …. 13
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА : Развитие связной речи, воображения детей старшего дошкольного возраста через обучение составления текстов сказочного содержания посредством творческих игр и заданий.
Публикация «Проект по развитию связной речи посредством творческих игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Мы, фантазеры!»
ВИД ПРОЕКТА : Творческий, среднесрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети, педагоги, родители, специалисты.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : Февраль – апрель 2011г.
ПРОДУКТЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Выставка семейных рисунков, коллективное изготовление книги «Волшебных сказок».
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Современные родители легко поддаются разнообразной рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Дошкольники много времени проводят перед телевизором и за компьютером: мультфильмы, «полезные образовательные», компьютерные развивающие программы способны надолго занять внимание ребенка, освобождая тем самым родителей от необходимости читать, рассказывать, играть в игрушки. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка. Доминирование в современной цивилизации информационных технологий, обращенных в первую очередь к зрительной сфере, не способствует развитию речи дошкольников, поскольку развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Актуальность проекта. С развитием массового телевидения и современных компьютерных технологий читать детям стали меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Дети с самого нежного возраста привыкают к готовым образным впечатлениям, они не умеют и не испытывают потребности создавать собственные образы, придумывать, рассуждать и воображать. Все это приводит к тому, что современных дошкольников отличает слабость воображения, у многих детей страдает связная и диалогическая речь.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Поэтому в нашем проекте, мы для развития связной речи будем обучать дошкольников составлять тексты сказочного содержания посредством творческих игр и заданий. Творческие игры стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой деятельности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками. Творческие игры и задания позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время, дети познают выразительные средства сказочного текста.
Цель проекта : Формирование связной монологической речи, развитие фантазии у детей старшего дошкольного возраста через обучение составления текстов сказочного содержания посредством творческих игр и заданий.
Задачи:
1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, учить детей старшего дошкольного возраста составлять тексты сказочного содержания.
2. Развивать у старших дошкольников речевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.
3. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, память у детей старшего дошкольного возраста.
4. Упражнять детей в решении творческих заданий.
5. Воспитывать у дошкольников, умение слушать друг друга, не перебивая.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ, рассказывание по ролям, создание в группе «уголка» сказок, викторина по сказкам, драматизация фрагментов сказки, подбор музыки, тематические беседы о прочитанном, о литературных героях, о жанре.
2. Реализация
Экскурсия в библиотеку, проведение занятий, бесед, творческих игр и заданий, совместное детско-родительское творчеств :, выставка рисунков.
3. Презентация проекта – «Книга волшебных сказок»
Перспективный план работы по формированию связной
монологической речи детей
(старшая группа)
Февраль
Занятие по развитию речи Связь с др. видами
деятельности Работа с родителями
Составление сказки «Приключение зверей на сказочной поляне» с использованием фигур по лепке с продолжением сюжета.
Задачи:
1. Учить детей составлять сказку по вылепленным героям;
2. Формировать навыки последовательности изложения;
3. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
4. Пополнять словарный запас детей.
1. Лепка «Поляна сказок»
2. Ручной труд (оригами) «Зимний лес»
3. Чтение сказок о лесных жителях
4. Театрализованная деятельность
5. Творческие игры и задания
6. Игры малой подвижности по сказочным сюжетам
7. Дидактические игры
8. Театрализованная деятельность: пальчиковый театр
9. Сюжетно-ролевая игра
Помощь в оформлении «уголка» сказок.
Март
Занятие по развитию речи Связь с др. видами
деятельности Работа с родителями
Составление сказки «Приключение героев по стране сказок»
Задачи: 1. Расширить представление детей о сказках, воспитывать к ним интерес;
2. Развивать речь, память, воображение;
3. Воспитывать умение дружно и согласовано работать в коллективе.
1. Беседа о прочитанных сказках и литературных героях.
2. Ручной труд «Сказочные герои леса»
3. Игры малой подвижность по сказочным сюжетам
4. Дидактические игры
5. Театрализованная игра «Путешествие в страну сказок»
6. Экскурсия в библиотеку.
Выставка совместных рисунков «Любимый сказочный герой»
Апрель
Занятие по развитию речи Связь с др. видами
деятельности Работа с родителями
Составление сказки «Подводное царство». Задачи:
1. Уточнить знания детей о жителях морского царства.
2. Развивать мышление, воображение, творческие способности, познавательную речевую активность с помощью поэтического слова, образных сравнений, имитаций.
1. Художественно- конструктивная деятельность «Подводный мир»
2. Рисование «Волшебная страна подводного царства»
3. Чтение сказок о морских обитателях.
4. Дидактические игры, творческие игры и задания
5. Загадывание загадок
6. Театрализованная игра «В гостях у рыбки»
Предоставление материала для художественно-конструктивной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).
Для развития связной монологической речи старших дошкольников, мы остановились на работе со сказкой. Сказка – любимый литературный жанр дошкольников, но она далеко не в полной мере используются для развития у детей речевого творчества, воображения, мышления. А ведь старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для речевого творчества, сочинительства.
Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в нашем проекте, проводилась через творческие игры и задания. В результате дети стали испытывать огромный интерес к сочинению текстов сказочного содержания.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому проектная деятельность как нельзя лучше подходит для решения данного вопроса, поскольку неоднократное обращение к одной и той же теме в разных видах деятельности лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к составлению сказочных историй.
Т. о., проделанная рабата, еще раз доказала, что развитие связной речи с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, является неисчерпаемым источником развития детской речи. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая. И нельзя ждать от нее немедленного результата.