Елена Заяц
Проект по развитию связной речи детей средней группы «Составление описательных рассказов на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : педагогический.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети средней группы № 3, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Проект по развитию связной речи детей средней группы „Составление описательных рассказов на тему „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Проекты
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.
Задачи проекта :
- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, опорные схемы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.
- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животного с опорой на схему.
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
- Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать животных.
- Учить детей подбирать к животному слова – эпитеты, характеризующие его и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет
(иллюстрацию).
Предполагаемый результат: проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Сведения об участниках:
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Этапы проведения проекта :
Понедельник
1. Беседа «Домашние животные».
2. Д/и. «Кто как голос подает?».
3. Рассматривание предметных картинок с изображением домашних животных.
4. Произношение чистоговорки:
«Са-са-са - прилетела к нам оса.
Су-су-су - кот прогнал осу»
5. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка».
6. П/и. «Лошадки».
Вторник
1. Беседа «Домашние животные и я».
2. Д/и. «Путаница» («Кто где живет?»).
3. Игры на звукоподражание.
4. Чтение сказки В. Сутеева «Про козленка, который умел считать».
5. П/и. «Кролики».
6. Просмотр мультфильма «Котенок по имени «Гав».
Среда
1. Беседа «Служебные собаки».
2. Д/и. «У кого пропал детеныш?».
3. Игр. сит. «Потерявшийся котенок»
4.
5. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».
6. П/и. «Кот и мыши».
Четверг
1. Беседа «Чем питаются домашние животные».
2. Д /и. «Кто как голос подает?».
3. Р. О. С. «Как правильно вести себя с бродячими животными»
4. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
5. П/и. «Лохматый пес».
6. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
Пятница
1. Беседа «Мой питомец»
2. Д/и. «Назови ласково».
3. Составление описательного рассказа по теме «Домашние животные»
4. Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка».
5. П/и. «Пастух и стадо».
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком».
2. Консультация «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста».
3. Детско-родительский досуг «Мы и наши друзья - домашние животные».
Литература
1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65
2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62
3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84
4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121