Мария Эзекян
Проект «А ну-ка, пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рябинка» п. Октябрьский Муниципального образования Туапсинского района
Проект
«А ну — ка пальчики…»
Подготовила:
воспитатель Эзекян М. К.
2014г
Длительность проекта – 1 год
Тип проекта - познавательный
Цель проекта- : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „А ну-ка, пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
*Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
*Развитие способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
*Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
*Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
*Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Актуальность проекта :
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Участники проекта :
Дети, педагоги, родители.
Основные формы реализации проекта
Занятия
Игры
Беседы
Предполагаемый результат :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
I этап - подготовительный.
Изучение теоретических основ проблемы в научно-методической литературе.
Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей.
Проведение диагностики детей по мелкой моторике рук и развитию речи.
Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
Разработка плана мероприятий.
II этап - практический.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры («Гараж», «Магазин») и театрализованные (пальчиковый и кукольный театр)
Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, шнуровки и др.)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Игровые упражнения и задания с использованием раздаточного материала (счетные палочки, фасоль, геометрические фигуры и т. д.).
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы: «Мальчик с пальчик» Шарль Перро, «Для чего руки нужны» Пермяк Е. А.
Пословицы, поговорки, загадки.
Игры и упражнения с использованием предметов – заместителей (пластмассовых прищепок разного цвета) направленные на развитие мелкой моторики и коммуникативной функции речи.
Беседы на тему «Почему пальцы так названы?», «Как мама и папа используют руки».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей с использованием нетрадиционных методов
Рисование из ладошки по выбору детей;
Рисование методом «тычка»;
Беседа «Как ухаживать за руками»
Взаимодействие с семьей.
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»
Обогащение предметно – развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики)
III этап - заключительный
Проведение диагностики.
Анализ результатов работы с детьми по развитию мелкой моторики рук и ее влияние на коммуникативные способности детей.
Приложение.
Презентация «А ну-ка пальчики!» (детские работы, игры на развитие мелкой моторики)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Результатом реализации проекта стало :
Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек.
Сформированность различных приемов и их комбинирование в изодеятельности
Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук.
Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей.
Создание картотеки игр.
Продукт проектной деятельности :
Картотека пальчиковой гимнастики
Игры с использованием предметов – заместителей
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики рук»
Наглядная информация для родителей по темам: «Игры с песком», «Затейливые игрушки из пуговиц», «Узоры из счетных палочек»
Практикум для родителей «Учусь – играя»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»
Загадки, поговорки и пословицы о руках и пальцах