григорян наталия
Проект «Архитектура — летопись мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, театры, храмы, скверы, промышленные предприятия – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и без которых не мыслим своего существования. Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда.
Публикация «Проект „Архитектура — летопись мира“» размещена в разделах
Предметно-архитектурное пространство, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному краю, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.
Мы живем в России, которая является поистине кладезю архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу.
Великолепие ансамблей жилых зданий, храмов и церквей, по сути, превращают нашу страну в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры.
Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного края имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.
Проблема:А почему здания разные? Мы решили узнать, кто создает здания такими?
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы, родители.
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Цель проекта :Развитие инженерно-конструкторского творчества дошкольников через ознакомление с архитектурой как видом искусства.
Задачи проекта :
Воспитательные:
• Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой.
• Воспитывать уважение к людям разных профессий.
• Вызвать чувство гордости за свою страну.
• Воспитывать интерес и желание добывать информацию различными способами.
• Углублять представления детей о семье, предках, своем прошлом через историю жилищ.
• Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
• Воспитывать заботливое отношение к своему дому.
Обучающие:
• Расширять кругозор по теме «Архитектура».
• Познакомить детей с видами жилища разных времен,понятиями "Архитектор и архитектура".
• Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени.
• Закрепить умение соотносить тип жилища и человека.
• Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
• Обсудить формы организации обучения конструированию и развитию инженерного мышления.
Развивающие:
• Развивать память, речь, мелкую моторику.
• Познакомить со средствами выразительности архитектурного сооружения (форма, цвет, объем, декор, материал,
• Формировать представления о различных типах архитектурных строений (жилой дом, промышленные постройки, культурные учреждения, культовые постройки, детские сады, школы); о стилях архитектуры, их особенностях.
• Формировать представление о ландшафтной архитектуре (парки, скверы, малые архитектурные формы. Ввести понятие «ландшафтный дизайн».
• Упражнять в умение понимать и «читать» чертежи, схемы; возводить по ним постройки.
• Формировать умение отражать в рисунке, аппликации, конструировании современные, старинные, сказочные здания.
• Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчество и фантазию.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации Мероприятия, виды деятельности
1. Подготовительный.
• сбор и анализ литературы по данной теме;
• разработка плана реализации проекта;
• подборка иллюстративного материала;
• подборка художественных произведений, мультфильмов по теме проекта;
• создание качественной предметно-развивающей;
• подбор материала (дидактические игры, художественная литература,строительный материал, наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играми др.);
• обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта. Привлечение родителей к активному сотрудничеству.
2. Практический. 1 РАЗДЕЛ «Школа молодого архитектора» 01.06.2020-30.06.2020
Беседа: «Профессия архитектор», «Что такое архитектура?», «Знакомство с архитектурой», «А почему здания разные? Кто создает здания такими?», «Памятные архитектуры»
Дидактическая игры: «Архитектурная азбука», «Дом и его части», «Кто скажет, кто знает…», «Построй дом», «Из какого материала сделано?», «Наоборот», «Хорошо – плохо»,
Чтение художественной литературы: Шалаева Г. П. «Архитектор»; Емельянова О. «Новый город», «Архитектор»;
Лепка: Строительные элементы «Арки, колонны, фронтоны и т. д»
Аппликация: «Город будущего»
Конструктивно-модельная деятельность: «Разные дома»
Выставка рисунков: «Если бы я был архитектором.»
Рассматривание иллюстраций: «Искусство и архитектура», «Стили и виды архитектуры», «Ландшафтный дизайн»
Сюжетно-ролевая игра: «Улица города», «Построим замок»
Просмотр мультфильмов: «Калейдоскоп профессий, Я – Архитектор»
Показ презентации: «Какие бывают дома?»
Игровая ситуация: «Разные дома»
2 РАЗДЕЛ «Архитектура родного города» 01.07.2020-31.07.2020
Беседа: «Наш город-Белореченск» «Кто построил этот дом?», «Любимые места в городе», «Интересные здания города».
Игровая ситуация: «Строим город».
Дидактическая игры: «Знатоки родного города», «Подбери архитектурные сооружения», «Где находятся памятники?»
Чтение художественной литературы: стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом»
Составление детьми рассказов на тему: «Здания и парки родного города»
Лепка: «Дома на нашей улице».
Аппликация: «Любимые места родного города».
Конструктивно-модельная деятельность с использование 3D ручки: «Улицы города», «Новый микрорайон города».
Выставка рисунков: «Памятники города», «Каким я вижу будущее своего родного города», «В мастерской архитектора».
Рассматривание иллюстраций: «По улицам нашего города», «Интересные архитектурные здания города»
Сюжетно-ролевая игра: «Прогулка по городу», «Строители».
Показ презентации: «Культурное наследия Белореченска», «Виды зданий: храмы, жилые, общественные, промышленные и т. д»
3 РАЗДЕЛ «Архитектурное наследие России» 01.08.2020-31.08.2020
Беседа:Что такое Архитектурное наследие?Что делают люди, чтобы сохранить эти объекты для потомков?Какие объекты России входят в список Всемирного наследия?
Чтение художественной литературы: «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», Емельянова О. «Новый город».
Дидактическая игры: «Построй по чертежу», «Из какого материала сделано?», «Найди ошибку», «Угадай по описанию», «Где находятся памятники?».
Конструктивно-модельная деятельность с использование 3D конструктора: «Город будущего»
Рисование: «Деревянная архитектура», «Достопримечательности России», «Дворцы русского музея»
Лепка: «Такая разная архитектура»,
Аппликация: «Удивительные дома России»
«Шедевры архитектуры»
Сюжетно-ролевая игра: «Строители», «Проектировщики»,
Рассматривание иллюстраций: «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России»
Просмотр мультфильма: «Домики»
Экскурсия «Виртуальный музей архитектуры России»
3. Заключительный. Итоговое мероприятие: «Что нам стоит дом построить?», «Юные архитекторы»;
Творческий конкурс поделок «Необычные дома»
Консультации: «Знакомим детей дошкольного возраста с архитектурой родного города», «Зачем нужно знакомить дошкольников с архитектурой?», «Знакомим дошкольников с архитектурой города».
Папка-передвижка: «Архитектура. Стили архитектуры», «Белореченск – город древний, город молодой»
Мастер-класс: «Изготовление домиков»
Маршрут-выходного дня: «Памятные места»
Оформление презентаций для детей. Совместная деятельность родителей с детьми – изготовление макета «Город будущего».
Результаты проекта :
Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «Архитектура как вид искусства» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию России, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам создает возможность для развития форм наглядного моделирования. В результате чего у детей формируется мышление и познавательные способности. Игры с конструктором развивают пространственные представления, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и подготовке дошкольников к объемному 3D моделированию.
По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.