Наталья Николаевна Гусак
Проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида
муниципального образования
город Горячий Ключ
Проект
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Группа СТАРШАЯ
Автор разработки:
Гусак Наталья Николаевна
ст. Суздальская, город Горячий Ключ
Публикация «Проект „Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Тема экономического воспитания является актуальной, так как проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже и других финансово - экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией в жизненной практике.
Паспорт проекта
Название проекта Социально - значимый проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Тема проекта Формирование элементарных экономических представлений
Проблемное поле проекта Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей,
использование ИКТ- технологий,
виртуальные экскурсии,
тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,
Сюжетно-ролевые игры,
решение проблемных ситуаций,
чтение художественной литературы,
использование сказок с экономическим содержанием
знакомство с историей возникновения денег, российского рубля,
интерактивные занятия
Цель не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).
формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.
Планируемые результаты проекта : По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Конечный результат: Выставка дидактических игр, изготовленных своими руками
Лэпбук «Азбука финансовой грамотности»
Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта
Альбом «Деньги разных стран»
Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями
Презентация проекта
Вид проекта :
•социально-значимый
•информационно-познавательный,
•игровой.
Состав участников:
Дети – старшая группа
Педагоги (воспитатели и специалисты) детского сада
Родители (законные представители)
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
(основные шаги реализации проекта).
№ п/п Этап Содержание деятельности
1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:
- с детьми:
Размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?»
Интеллектуальные игры «Где логика?», «Что? Где? Когда?»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Продукты»». «Автобус». «На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
- с родителями:
•Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
• Практическая помощь: изготовление и приобретение пособий для реализации проекта.
• Круглый стол: «Мы играем в экономику»
•Консультация «Азбука финансов»
•Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
•Оформление мини-музея – «Музей денежных знаков»
- с педагогами:
•оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,
•подготовка разнообразных материалов для детского творчества;
•пополнение книжного уголка художественной литературой по данной теме
•приобретение дидактических игр,
•разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,
•изучение Интернет-ресурсов по теме «Финансовая грамотность».
2 Аналитический
Анализ собранной информации
Планирование практической деятельности
•по созданию продукта –коллекция денежных знаков
•по ознакомлению детей с экономикой посредством дидактических игр и чтения художественной литературы
•изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр
3 Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта
4 Презентационный Выставка дидактических игр по теме проекта
Создание лэпбука «Азбука финансов»
5 Контрольный Рефлексия
Итоговое мероприятие Интеллектуально-познавательная игра
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов».
Выставка рисунков – иллюстраций
«Сказки разных народов».
Проектная карта
Неделя
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Совместная со взрослыми деятельность Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность
1 месяц
1 неделя НОД «Откуда появились деньги?» (онлайн путешествие в Музей денег)
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. Д/и «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс куплипродажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).
Д/и «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
2 неделя ЧХЛ.
Я. Корчак «Маленький бизнесмен» Д/и «Хочу и надо»
Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности» Д/и «Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
3 неделя НОД «Что такое семейный бюджет?»
Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями. ЧХЛ
В. Катаев «Цветик - семицветик» Д/и «Что важнее?»
Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.
4 неделя НОД «Знакомимся с профессией бухгалтера»
Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата». ЧХЛ
В. Махневич «Хочешь быть богатым?» Д/и «Кому что нужно?»
Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых
2 месяц
1 неделя НОД «Дом, где живут деньги»
Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран.
Формирование экономического мышления воспитанников ЧХЛ
Г. Остер «Вредные советы»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Д/и «Копилка»
Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.
2 неделя НОД «С уважением к энергосбережению»
Цель: дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. ЧХЛ А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Д/и «Назови монету»
Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей
3 неделя НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений»
Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных. Д/и «Оцени поступок»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
4 неделя НОД
«Занимательная экономика» (итоговое)
Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» Д/и «Какое слово лишнее?»
Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.
Список используемой литературы:
1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
5. Сасова И. А. Экономика/И. А.
6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
Интернет ресурсы:
1.https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368
2.https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977
3.https://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh
Электронные ресурсы для педагогов:
1. «Дети и деньги». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml.
2. «Финансовая грамотность дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/user/963612/page/opyt-raboty-finansovaya-deyatelnoststarshih-doshkolnikov.
3.«Экономическое воспитание дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf
4.«Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7TcCtYyVuME
5.«Экономическое воспитание дошкольников : миф или современная реальность?» А. Д.
Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY
6. «Как научить ребенка основам экономики? /Комментарии к открытому занятию». /ТРОПИНКИ / Экономика/ А. Д. Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OtoKXojT8SI
Список источников и литературы для детей :
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.
2. В. П. Катаев. Цветик - семицветик. «Детская литература». – 2012.