Лучший педагог года

Проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Николаевна Гусак
Проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида

муниципального образования

город Горячий Ключ

Проект

«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Группа СТАРШАЯ

Автор разработки:

Гусак Наталья Николаевна

ст. Суздальская, город Горячий Ключ

Публикация «Проект „Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!

Тема экономического воспитания является актуальной, так как проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже и других финансово - экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией в жизненной практике.

Паспорт проекта

Название проекта Социально - значимый проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта Формирование элементарных экономических представлений

Проблемное поле проекта Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей,

использование ИКТ- технологий,

виртуальные экскурсии,

тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,

Сюжетно-ролевые игры,

решение проблемных ситуаций,

чтение художественной литературы,

использование сказок с экономическим содержанием

знакомство с историей возникновения денег, российского рубля,

интерактивные занятия

Цель не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).

формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Планируемые результаты проекта : По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Конечный результат: Выставка дидактических игр, изготовленных своими руками

Лэпбук «Азбука финансовой грамотности»

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта

Альбом «Деньги разных стран»

Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями

Презентация проекта

Вид проекта :

•социально-значимый

•информационно-познавательный,

•игровой.

Состав участников:

Дети – старшая группа

Педагоги (воспитатели и специалисты) детского сада

Родители (законные представители)

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

(основные шаги реализации проекта).

№ п/п Этап Содержание деятельности

1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:

- с детьми:

Размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?»

Интеллектуальные игры «Где логика?», «Что? Где? Когда?»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Продукты»». «Автобус». «На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

- с родителями:

•Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Практическая помощь: изготовление и приобретение пособий для реализации проекта.

Круглый стол: «Мы играем в экономику»

•Консультация «Азбука финансов»

•Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

•Оформление мини-музея – «Музей денежных знаков»

- с педагогами:

•оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

•подготовка разнообразных материалов для детского творчества;

•пополнение книжного уголка художественной литературой по данной теме

•приобретение дидактических игр,

•разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,

•изучение Интернет-ресурсов по теме «Финансовая грамотность».

2 Аналитический

Анализ собранной информации

Планирование практической деятельности

•по созданию продукта –коллекция денежных знаков

•по ознакомлению детей с экономикой посредством дидактических игр и чтения художественной литературы

•изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

3 Практический

Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта

4 Презентационный Выставка дидактических игр по теме проекта

Создание лэпбука «Азбука финансов»

5 Контрольный Рефлексия

Итоговое мероприятие Интеллектуально-познавательная игра

Выставка рисунков – иллюстраций

«Сказки разных народов».

Выставка рисунков – иллюстраций

«Сказки разных народов».

Проектная карта

Неделя

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Совместная со взрослыми деятельность Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность

1 месяц

1 неделя НОД «Откуда появились деньги?» (онлайн путешествие в Музей денег)

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. Д/и «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс куплипродажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Д/и «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

2 неделя ЧХЛ.

Я. Корчак «Маленький бизнесмен» Д/и «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности» Д/и «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

3 неделя НОД «Что такое семейный бюджет?»

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями. ЧХЛ

В. Катаев «Цветик - семицветик» Д/и «Что важнее?»

Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.

4 неделя НОД «Знакомимся с профессией бухгалтера»

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата». ЧХЛ

В. Махневич «Хочешь быть богатым?» Д/и «Кому что нужно?»

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

2 месяц

1 неделя НОД «Дом, где живут деньги»

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран.

Формирование экономического мышления воспитанников ЧХЛ

Г. Остер «Вредные советы»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Д/и «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

2 неделя НОД «С уважением к энергосбережению»

Цель: дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. ЧХЛ А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Д/и «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей

3 неделя НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений»

Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных. Д/и «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

4 неделя НОД

«Занимательная экономика» (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» Д/и «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Список используемой литературы:

1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002

2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53

3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

5. Сасова И. А. Экономика/И. А.

6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.

8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Интернет ресурсы:

1.https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368

2.https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977

3.https://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh

Электронные ресурсы для педагогов:

1. «Дети и деньги». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml.

2. «Финансовая грамотность дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://nsportal.ru/user/963612/page/opyt-raboty-finansovaya-deyatelnoststarshih-doshkolnikov.

3.«Экономическое воспитание дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf

4.«Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7TcCtYyVuME

5.«Экономическое воспитание дошкольников : миф или современная реальность?» А. Д.

Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY

6. «Как научить ребенка основам экономики? /Комментарии к открытому занятию». /ТРОПИНКИ / Экономика/ А. Д. Шатова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OtoKXojT8SI

Список источников и литературы для детей :

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.

2. В. П. Катаев. Цветик - семицветик. «Детская литература». – 2012.

Публикации по теме:

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими рукамиДидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими руками Дидактическое пособие «Экономический куб» включает в себя две игры: лото по финансовой грамотности «Доходы-расходы» и «Что можно и нельзя.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 июля 2022 в 13:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД