Анна Дандыль
Проект «Азбука Москвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное подразделение ГБОУ школа 590 г. Москва, 2 группа
Воспитатели: Дандыль А. А., Жидова Н. Н
Возраст детей: 4 – 5 лет
Направленность: открытый, познавательно – исследовательский, творческий, кратковременный.
Участники проекта : педагоги, дети группы, родители.
Актуальность проекта : Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма является целенаправленное ознакомление детей с родным городом.
Публикация «Проект „Азбука Москвы“» размещена в разделах
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность. Взрослым следует дарить детям радость открытий, наполнив их патриотическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ.
Цель проекта : формирование у детей любви к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
• Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города на материале исторических рассказов, прогулок по городу, осмотра достопримечательностей-символов Москвы, экспонатов музеев.
• Воспитание чувства гордости за свой город, ответственности за происходиящее в городе, сопричастности к этому.
• Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Предполагаемый результат:
Участие детей в проекте «Азбука Москвы» позволит максимально обогатить знания и представления детей о родном городе, его символах, его причастности к жизни страны, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей. Активное участие родителей воспитанников в проекте поможет максимально способствовать укреплению внутрисемейных отношений и развитию взаимоотношений сад-семья.
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности
3. Планирование деятельности детей и взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Этапы реализации работы по проекту «Мой город»
Этапы проекта Мероприятия Цель Вид деятельности
1 этап - изучение и подбор методической литературы по данной теме - повышение собственной профессиональной компетентности;
- разработка комплексно – тематического плана по работе с детьми и родителями по данной теме.
- подбор художественной литературы для детей
- разработка проекта, а также разработка информационно-ознакомительного пособия по объектам и достопримечательностям города
- составление плана работы по проекту с родителями
- подбор иллюстраций, картин по темам: «Картинная галерея», «Национальные костюмы жителей Москвы», «Часы на улицах Москвы», «Скульптуры и памятники нгорода», «Флаг России, Герб Москвы», «Улицы нашего города», «Природа Москвы», «Достопримечательности города» и т. д.
- беседы с детьми на темы: «Моя семья», «Что вы знаете о Москве?», «Где вы живете?», «Дорога к дому» и пр.
2 этап
Пальчиковая игра «Этот пальчик-дедушка…»;
ролевые игры «На улице», «В библиотеке», «Я иду в музей»; разыгрывание русских народных сказок «Репка», «Колобок» и сказок Маршака С. Я. ; игры-перевоплощение «Лесные жители». - расширять представления о достопримечательностях Москвы
- развивать фонематический слух
- учить выполнять звуковой анализ слов
- расширять и уточнять словарный запас, развивать грамматический строй речи
- познакомить с рус. народными сказками
- учить изображать дома и улицы и упражнять в умении рисовать.
- привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям предметов, называнию цвета и формы, размера, назначения
- организация разнообразной, интересной детям деятельности направленной на их сенсорное развитие. Игровая
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «Расскажите детям о Кремле».
Беседы о родном городе «Москва - частичка России», «Чем славится г. Москва», «Улицы, по которым мы ходим», «Космические достопримечательности Москвы».
Изучение с использованием компьютерных презентаций тем «Часы», «Народный костюм», «Картинная галерея»
Свободное общение с педагогами на тему «Хлеб и хлебозаводы Москвы»;
информирование «Музеи Москвы, что мы там узнаем и увидим»;
рассматривание и обсуждение репродукций: «Корабли в художественном творчестве»;
рассматривание фотографий скульптур и памятников Москвы;
Участие в конкурсе чтецов «Моя Москва» Коммуникативная
Поисково-собирательная работа: знакомство с историей города на основе материалов музеев (совместно с родителями).
Сбор фотографий детей на фоне символов и достопримечательностей Москвы.
Развитие элементарных математических представлений игры «Больше-меньше», «Один-много», «Что лишнее?», «Подбери признак»; Отгадывание загадок по теме «Улица», «Часы»;
Конструирование «Собери дом/поезд из фигур», поиск соотношения цвета и формы «Подумай – отгадай»; «У кого выше-ниже?», «Строительная геометрия»,;
рассматривание плакатов.
Изучение правил движения на улицах; досуговые мероприятия с усиленным вниманием к данной тематике. Познавательно-исследовательская
Прослушивание гимна России и песен о Москве;
досуг «День Флага России»,
традиционный русский праздник «Яблочный спас». Музыкальная
Целевые прогулки детей с родителями: Арбат, ботанический сад, ЖД-вокзалы, зоопарк, Музеи искусств, музей Космоса, Лужники, метро, Оружейная палата, Патриаршие и другие пруды, Поклонная гора, реки Москвы, Скульптуры и памятники, Театры, Популярные улицы Москвы, Цирк, Часы на башнях и домах, Наша школа, экспериментирование в Москве. Спортивные досуги, подвижная игра «Кто быстрее», «Перетяни канат»; целевые прогулки по участку. Двигательная
Коллективная работа «Мой город»
Работы родителей с детьми «Моя Москва»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Мой дом».
Рисование «Что мы видели в музее?»
Лепка «Дом», «Часы». Изобразительная
Чтение рассказов и стихов о Москве «Царь-град» В. Борисов, «История родного города» Лубченков Ю., А. Барто – стихи о Москве; заучивание стихов к конкурсу чтецов. Восприятие художественной литературы
3 этап Создание проекта Power Point «Азбука Москвы»
- расширить представления о родном городе и стране, о народных праздниках
- активизировать коллективную деятельность и совместную работу родителей с детьми.
Коллективная творческая работа «Моя Москва»
Развлечения «Яблочный спас», «Правила дорожного движения».
Творческая выставка рисунков «Моя Москва» (совместно с родителями)
Описание реализации проекта
В процессе поисковой деятельности дети познакомились с историей г. Москвы, чем знаменит этот город. Дети узнали, что в названиях улиц нашла отражение история города и страны (Например, в честь москвичей были названы улицы Николая Гастелло, Наташи Ковшовой и улица Марии Поливановой, Панфилова и мн. др.).
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе очень много интересного: памятники, скульптуры, парки, реки, пруды, мн. др.
Открытием для детей явилось то, что у г. Москва есть свой герб и на нем изображен Георгий Победоносец.
Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями и театрами города. Дети узнали, что такое музей, для каких целей он создается, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по галереям искусств.
В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.
Итог проекта «Азбука Москвы»
- была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника
- у детей формируются умение включаться в разговор и поддерживать его, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний
- расширены знания детей о родном городе, обогащен опыт исследовательских действий.
- уточнены представления о профессиях, музеях, театрах, актуализирован словарь по данной теме.
-расширены представления о народных праздниках.
-активизирована коллективная деятельность детей в группе, а также совместная работа родителей и детей.