Проект «Берегись бед»

Ольга Колоколова
Проект «Берегись бед»

I. Актуальность проекта

«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Проект направлен на формирование у младших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

II. Цель проекта:

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей: основ по сохранению и укреплению здоровья, воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

III. Задачи проекта:

- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми.

- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

- Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение.

- Знакомить с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту.

- Развивать основы экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе.

- Воспитание навыков безопасного поведения на дороге, в быту и в природе.

IV. Принципы :

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже усвоенное в предыдущем);

- принцип сезонности;

- принцип доступности (усложнение материала с учётом возраста детей);

- принцип учёта условий местности;

- динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности);

- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: информационный.

Участники проекта: воспитанники группы «Солнышко», родители воспитанников.

V.Содержание воспитательно-образовательного процесса

Реализация задач проходит через три этапа:

I этап – заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности:

- беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др. ; - различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры –драматизации ; - тренинги: «Я потерялся…», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью» и др. - разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают покататься на машине?» и др. ;

II этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила. Для проведения этой работы необходимо организовать предметно-развивающую среду в группе:

1) уголок безопасности, который содержит материалы: - практический: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, дорожные знаки, коллекция «Опасные предметы», атрибуты для подвижных игр, пособия для сюжетно - ролевых игр «Автобус», «Шофёр», «Пожарные» и др. ; - наглядный: папка-передвижка «Не играй со огнём», «Правила дорожного движения», «Безопасность дома и на улице».

2)игротека, которая содержит:

- дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Что мы знаем о вещах?», «Подбери знак», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Вершки-корешки» «Безопасный знак», «Автошкола» и др. ; - подвижные игры: «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Огонь и вода», «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки» ,и др. ; - развивающие настольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. ;

3) библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

4) подбор и просмотр мультфильмов по ОБЖ: «Красная шапочка и серый волк», «Таёжная сказка», «Петушок-Золотой гребешок», «Трусливый бегемот» и др., обсуждение и изодеятельность.

III этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации воспитания и обучения детей:

План работы состоит из 4 разделов:

1. «Ребенок и природа»,

2. «Ребенок дома»,

3. «Здоровье ребенка»,

4. «Ребенок на улице»,

В работе используются такие формы, как наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, развлечения, игры-драматизации, тренинги, чтение худ. литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях. В рамках проекта уделяется большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые. Игра даёт возможность быть ребёнку самостоятельным.

Анализируя, можно сделать вывод, что интегрированные занятия более результативны. У детей возникает желание заниматься разными видами деятельности, пробовать себя в разных её видах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой. На интегрированных занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

VI.Работа воспитателя

Работа по реализации поставленных целей и задач осуществляется следующим образом:

1. Мониторинг детей, родителей, педагогов по вопросам основ безопасности жизнедеятельности.

2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности и здорового образа жизни.

3. Составление перспективного плана работы по ОБЖ.

4. Разработка критериев диагностики.

5. Подготовка предметно-развивающей среды в группе (подобрана картотека дидактических и подвижных игр, картинки и иллюстрации, перечень художественной литературы, коллекцию «Опасные предметы».

6. Разработка конспектов занятий.

7. Перспективный план кружковой работы «Светофорчик».

8. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым, подвижным и дидактическим играм, макет «Улица», светофор, дорожные знаки.

VII. Работа с родителями

Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях и консультациях. Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы:

индивидуальный диалог;

анкетирование;

приобщение к чтению литературы;

проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

участие в конкурсах;

консультации, «Ребёнок и телевизор», «Безопасность детей на городских улицах», «Умеем ли мы общаться с животными», «5 правил воспитания счастливого ребёнка»; папки-передвижки: «Безопасность ребёнка», «Первая помощь»; памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей;

изготовление атрибутов для макета «Улица».

Прогнозируемый результат проекта:

Для детей:

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- знание правил безопасного поведения на улицах города.

- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Для родителей:

- осознанная актуальность и важность проблемы безопасности детей;

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Для педагогов:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный профессиональный рост

Я считаю, что эта работа должна всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.

Список информационных источников:

1. 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.

6. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

7. Голицына Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М. «Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

8. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. – М. : ТЦ Сфера,2014.

9. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

10. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

11. Баринова Е. В. (автор пособий). Безопасность малышей: дом и двор : пособие для детских садов и школ раннего развития. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013г.

Публикации по теме:

Аппликация в старшей группе «Берегись автомобиль»Аппликация в старшей группе «Берегись автомобиль» Занятие по аппликации в старшей группе «Берегись автомобиль!» Задачи: - учить детей создавать изображение из цветной бумаги в виде автомобиля.

Конкурсный проект «Берегись автомобиля»Конкурсный проект «Берегись автомобиля» Ребята моей группы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Веселый светофор» для детей дошкольного возраста. Этот конкурс был очень кстати.

Сценарий развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения «Опасайся на дороге бед, пока их нет» Под музыку дети выходят и встают в ряд Читают дети 1. Пришли мы к вам, ребята, Хотим всем рассказать, Что правило дорожные Должны вы четко.

Открытое занятие по ПДД «Берегись автомобиля» в подготовительной группе Цели: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания.

Педагогический проект педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Проект «Шелк» Муниципальное казённое учреждение Центр содействия семейному устройству детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский».

Проектная деятельность в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности «Берегись бед, пока их нет» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» Цели: Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями;.

Родительское собрание в форме деловой игры «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»Родительское собрание в форме деловой игры «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: представить себя.

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня» Повестка дня: 1. Знакомство с программными требованиями воспитательно-образовательного процесса,ознакомление с сеткой занятий группы №3,с.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Берегись бед»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 23:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки