МААМ-картинки

Проект «Береза — символ России» в старшей группе

Наталья Кузнецова
Проект «Береза — символ России» в старшей группе

ТИП ПРОЕКТА : информационный

По времени проведения краткосрочный (месяц)

По числу участников групповой, дети старшей группы, воспитатель, родители

Актуальность проблемы: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Публикация «Проект „Береза — символ России“ в старшей группе» размещена в разделах

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе

Цель проекта : содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Обеспечение проектной деятельности :

Детская художественная литература.

Фотоальбом «Родная природа».

Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юона («Мартовское солнце», И. Грабаря («Февральская лазурь», И. Шишкина («Лесная глушь»).

Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».

Предполагаемый результат

Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз. Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща».

Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе, то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны, будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Этапы проекта :

1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России

2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе

3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ)

Цель: Защита проекта, подведение итогов.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ЧТО ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ)

Игровая деятельность Д/и «Найди о чем расскажу»,

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?»,

«Опиши мы отгадаем»,

«С какого дерева упал листок?»

П/и «Кто быстрее до берёзы»

Социально – нравственное воспитание

Беседа «Красота природы бесценна».

Беседа «Береза - символ России»

Речевое развитие НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Познавательное развитие

Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о берёзе

Наблюдение за берёзой на прогулке. (целевая прогулка) «Встреча с русской красавицей»

Художественная литература

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»

Изобразительная деятельность Рисование «Белая берёза» по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза».

Физическое развитие Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Проблема приобщения детей к природе»

Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?

Определение темы проекта : Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней?

Подбор оснащения для эксперимента, определения приё мов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям

Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза» по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза».

Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща».

Проведение НОД «Люблю берёзку русскую»

Заучивание стихотворений о берёзе.

ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка картин и репродукций о берёзе;

Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща»

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Список использованной литературы.

1. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.

2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

«Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке»

Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями»

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна.

Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Спросите у ребенка:

*Как ласково в народе называют березу? (березка, березонька)

*Как одни словом можно назвать березовый лес (березняк)

*Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой (подберезовик)

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем (чем) ее сравнивают, удачны ли такие сравнения.

Березка

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Вс. Рождественский Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

«Люблю березу русскую…»

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется - но не ломится

А. Прокофьев «Береза, моя березонька…»

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза моя кудреватая!

Стоишь ты, березонька,

Осередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья бумажные,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В Семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венок плетут.

(Русская народная песня)

Загадки о березе :

Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки.

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит.

Игра «Гуляй да присматривайся!»

Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.

Береза (какая) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т. д.

Береза (что делает) – растет, зеленеет, красуется и т. д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»

Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.

Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень)

Березовая… (листва, роща, кора, аллея)

Народные приметы

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха

Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится

Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся

Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный

Если листья на берёзе густы и темно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу

Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб

Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине - в средний, если ближе к корню - в последний сев.

Когда лопаются серёжки у берез — время сеять хлеб

Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились - хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились - нужно средне сеять; если внизу больше распустились - сеять позже

Если берёза расцветёт сверху, то ранний сев лучше, если в середине - средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов)

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

Народные поговорки

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Публикации по теме:

Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России»Коллективная творческая работа детей разновозрастной группы ко Дню России «Берёзка — символ России» Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена! 12 июня наша.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Русская береза — символ Родины моей!» Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Задачи: • образовательные:.

Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России»Конспект интегрированной НОД («познание», «художественно-эстетическое развитие») «Береза-символ России» Цель: Дать детям представление о том, что береза – символ России. Задачи: Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Совершенствовать.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Мастер-класс для детей по созданию аппликации «Береза — символ России» в технике «пластилинография»Мастер-класс для детей по созданию аппликации «Береза — символ России» в технике «пластилинография» Данный мастер-класс направлен на: - формирование у детей дошкольного возраста любви к родной природе, патриотизму, умение видеть прекрасное;.

Мастер-класс по аппликации из ладошек «Голубь в цветах флага России»Мастер-класс по аппликации из ладошек «Голубь в цветах флага России» Поделки ко Дню России, ребятишки с удовольствием включаются в процесс их изготовления по инициативе взрослых. При этом они развивают.

Мастер-класс «Береза — символ России»Мастер-класс «Береза — символ России» Мастер-класс «Береза - символ России» Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия,.

Проект «Матрёшка-символ России»Проект «Матрёшка-символ России» Во второй младшей группе в марте проводился проект «Матрёшка – символ России». В проекте участвовали дети, посещающие группу, их родители,.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Ширма «Символ России — русская береза»Ширма «Символ России — русская береза» «…вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Береза — символ России» в старшей группе
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 16:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД