Алтаева Джамиля
Проект «Бережливый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР №31 г. Махачкала
Добрый день, уважаемые коллеги!
Бернард Шоу: «Время бесценно! Хорошенько подумай на что ты его тратишь.»
Я в своей работе тоже следую этому принципу, и открыла для себя проект «Бережливого детского сада»
Публикация «Проект „Бережливый детский сад“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие. Проект «Бережливый детский сад» является частью инновационной образовательной политики, направленной на внедрение технологии бережливого управления (бережливого производства) в деятельность организаций и учреждений образования на территории Республики Дагестан, а также формирование системы бережливого мышления в учреждениях образования. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения. Новая система поможет облегчить труд педагогов, сократить время, которое они сейчас тратят на работу с документами, высвободив его для главного – воспитания и обучения детей. Это положительно влияет на качество дошкольного образования. Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит их родителей от части проблем.
Внедрение принципов технологии бережливого производства позволяет решить проблему неэффективного использования времени и труда, а именно:
Повысить эффективность организации воспитательно-образовательного процесса;
Повысить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;
Освободить время для самообразования и творчества педагогов;
Повысить удовлетворенность воспитанников и педагогов от процесса и результата образовательных услуг;
Минимизировать потери (времени, финансов, материалов, усилий)
На фото, представленных на экране вы можете увидеть как преобразились здания, помещения, группы и кабинеты, территория детского сада и прогулочных участков.
Для реализации этих задач, нами разработаны :
- дорожная карта, по маршрутизации и визуализации здания, помещений, групп и кабинетов по бережливым технологиям;
-стандарт по маршрутизации и визуализации здания, помещений, групп и кабинетов по бережливым технологиям;
-дорожная карта по маршрутизации и визуализации территории детского сада и прогулочных участков по бережливым технологиям;
-стандарт по маршрутизации и визуализации территории детского сада и прогулочных участков по бережливым технологиям.
При организации работы с детьми, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы является визуализация: посмотрел, выполнил, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Алгоритмы и правила нужны ребенку на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
Правила, схемы, подсказки, алгоритмы могут быть использованы во всех рабочих помещениях группы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, алгоритм умывания рук, схема дежурства, как ухаживать за растениями, раскладывать игрушки и пр.
Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом, и способствует всестороннему развитию в общем. Дети могут сами организовать различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые (ферма, прачечная, больница, детский сад и др., настольные. Для атрибутов игры используются макеты людей и животных, деревьев и автомобилей, заранее подготовленные картонные коробки в виде зданий, космических кораблей, бытовой техники и пр.
Игрушки имеют удобное расположение, хранятся в зоне доступа и в поле видимости ребенка. Каждая зона снабжена красочной картинкой с обозначением вида игрушек. Каждая из них имеет свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и предлагает познакомиться с новым «жителем» группы. Обсуждается внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дается новому герою имя и, конечно, определяется новое место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Это ускорит наведение порядка в группе после игры и исключит неправильное расположение игрушек по зонам.
Энергосбережение – одна из самых актуальных проблем, стоящих перед нашим обществом и, конечно, перед нами, педагогами дошкольных учреждений. Во многом это обусловлено увеличением энергопотребления, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. Если каждый член нашего общества и ребенок в дошкольном учреждении, научиться экономить энергию, то это, естественно, положительно отразится на бюджете семьи, учреждения, района, государства. А главное, будет решена проблема сохранения природных ресурсов для будущих поколений.
Методические рекомендации
В своей работе мы используем апробированные инструменты и методы бережливых технологий. Мы применяем листы проблем и предложений при реализации проекта по улучшению, используем информационные стенды проекта по улучшению. Нами внедряется методика работы с проблемами и проводится мониторинг устойчивости улучшений, внедренных в результате реализации проекта. Одним из направлений работы является стандартизация работы, то есть точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы. Стандартизированная работа - лучший на текущий момент времени безопасный способ эффективного производства, сосредоточенный на движениях человека и обеспечивающий должное качество продукции (услуги) с минимальными потерями. При визуализации (визуальный менеджмент управления процессами) используются простые, видимые индикаторы, с помощью которых осуществляется обмен информацией. Каждый сотрудник понимает текущую ситуацию, опираясь на данные системы информации (цвет, звук и прочие сигналы). Расположение всех инструментов, материалов, документов и информации о результативности работы системы таким образом, чтобы они были четко видимы, и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы. Визуализация закрепляет использование стандартизированных процедур. Нами разработаны дорожная карта по обучению детей бережливому производству «Фабрика процессов», стандарт конспектов занятий по обучению детей бережливому производству «Фабрика процессов» для детей раннего возраста, младшего возраста, среднего возраста, старшего возраста. В методическом пособии «Бережливый детский сад» предлагаются примерные консультации для родителей, примерные проекты по бережливому производству. Разработанное нами пособие рекомендуется педагогам ДОО, преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений, слушателям курсов повышения квалификации, научным работникам, заинтересованным в данной проблематике.
Проект по созданию бережливого детского сада реализуется комплексно, на всех уровнях системы образовательной организации, с участием большинства сотрудников.
Внедрение принципов бережливого производства происходит «сверху вниз» : необходимым условием успешной долгосрочной стратегии развития образовательной организации является сотрудничество между ее руководством и заинтересованными в переменах сотрудниками.
Важным элементом является вовлеченность руководства в процесс положительных изменений в образовательной организации. На старте проекта по улучшению задачей руководителя образовательной организации является формирование положительного отношения персонала образовательной организации к проектной деятельности, убеждения в важности начинаемой работы как для детей и их родителей, так и для самих сотрудников, проявление личной заинтересованности и уверенности в успешной реализации проекта.
Нами разработаны Дорожная карта по обучению сотрудников бережливому производству «Фабрика процессов» и Стандарт конспекта по обучению сотрудников бережливому производству «Фабрика процессов». Тема: «Паровоз»
Цель занятия:
Познакомить с принципами 5С, развивать интерес к реализации принципов бережливого производства в ежедневной деятельности воспитателя, развитие мышления, идеологии и философии. Умение использовать принципы бережливых технологий в воспитательно-образовательной работе. Мотивировать каждого сотрудника на организацию оптимального рабочего процесса. Соблюдение принципов 5С.
Личностно–ориентированный подход как основополагающий принцип был учтен в рамках воспитательно-образовательной работы, основанной на принципах бережливости. Мы мотивировали детскую деятельность проблемными ситуациями (исчезла вода в кране, что нужно сделать; без чего нельзя нагреть воду, отчего тепло в группе, вели диалог, объясняли, выслушивали, показывали, напоминали, побуждали, намекали, иногда сознательно ошибались (а я думала, что в батареи нагнетается горячий воздух; воды очень много, а зачем ее беречь). Вся деятельность была направлена на самостоятельную работу, самостоятельные открытия. При выполнении работы дети, опираясь на совместные наработки, вели самостоятельный поиск и, таким образом, становились субъектом познавательной деятельности, которая воспитывала в них инициативность. Создаваемая нами проблемная ситуация (как же экономить электричество, ведь оно нам необходимо, требовала от детей определенных знаний, высказываний, идей для ее разрешения. При этом мы всегда поощряем собственную точку зрения ребенка, оригинальный замысел, т. е. постоянно создаем ситуацию успеха, атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулируем детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться.
В своей работе мы использовали различные формы работы, такие как: игры-путешествия в прошлое лампочки, тепла, электричества способствовали выстраиванию цепочки: от добычи, производства,
преобразования, передачи в конечный пункт. Очень полезны стали в работе любимые познавательные мультфильмы детей «Фиксики» (ночник, в них также рассказывается о принципах работы различных приборов, их устройствах.
Дети не воспринимают чужих выводов, они все постигают через собственный опыт. Эксперименты и опыты приводили к осмыслению таких серьезных терминов, как «энергия», «источники энергии» и делали эти понятия реальными и жизненными. Дети выбирали из разных способов бытовой жизнедеятельности самые экономные. Мы пытались объяснить доступно: беречь энергию — это не значит сидеть при свечах, это значит быть более внимательными к своей деятельности и выработать у себя некоторые полезные привычки.
Поэтому мы обратились к опытно-экспериментальной деятельности, которая помогла ребенку чувствовать себя свободно и, безусловно, повысить познавательную активность. Проведенные нами эксперименты с водой, электричеством, теплом (песок – фильтр для воды, выращивание лука в разных условиях, исчезнувшая вода из стакана с небольшим отверстием, поиски предмета в темной комнате, опыты с расческой) помогли понять, как важны эти компоненты в нашей жизни.
Таким образом, выступая не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор познавательной деятельности, как собеседник, эксперт, консультант, мы создаем в группе благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
На следующем этапе мы подключили родителей, которые вместе с детьми находили пути и способы экономии энергии в повседневной жизни
Вместе с родителями дети решили исследовать возможности экономии электричества дома и начать экономить. Делали замечания взрослым, если оставался включенным свет, напоминали о необходимости выключать как можно большее количество электроприборов, выходя из дома.
Некоторые родители, после убедительных доводов детей, заменили в доме все лампы накаливания на энергосберегающие. Во многих семьях количество потребляемой электроэнергии значительно сократилось. Высокая степень заинтересованности родителей в результатах обучения своих детей может сделать их первыми помощниками в работе педагога. Для этого необходима активная просветительская работа и консультационная помощь. Информационные стенды, памятки, тематические родительские
собрания, сайт дошкольного учреждения, помогли расширить знания родителей о мерах безопасности в отношении себя и детей.
От всей души хочу поблагодарить всех участников проекта в Республике Дагестан, коллектив нашего детского сада за огромный вклад в реализацию технологий бережливого производства в образовательных организаций и всех участников конференции за внимание.