МААМ-картинки

Проект «Бережливый детский сад»

Ульяна Кежаева
Проект «Бережливый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы

Бережливый детский сад

Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.

Публикация «Проект „Бережливый детский сад“» размещена в разделах

Нынешним дошколятам не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам, которые все сейчас могут найти в интернете, нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартное мышление и творческие способности, которые заложены у каждого ребенка при рождении.

Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай»«изменение» и «зен» (цен)«хорошо»).

Значимая роль в освоении детьми технологии кайдзен отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам кайдзен. Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.

Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

Цель - формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу

формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.

2. Создать условия, способствующие формированию бережливости у

дошкольников.

3. Разработать тематические проекты по обозначенной проблеме.

4. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

5. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ бережливости у старших дошкольников.

6. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.

Опираясь на опыт образовательного холдинга "Детство без границ", разработали конкретные мероприятия, а именно:

1. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д. ;

2. стандартизация ежедневных операций;

3. организация рабочих мест и пространства персонала.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

В ходе реализации этого проекта дети смогут овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты).

Реализация проекта

В данном проекте представлена возможность путём взаимодействия воспитателей, родителей с детьми совершенствовать нашу жизнь при помощи Кайдзен технологии.

Этап Содержание деятельности Сроки

Поисковый Подготовительный этап Сентябрь 2019

Аналитический Подготовительный этап Октябрь 2019

Практический Основной этап Октябрь-апрель 19/20

Презентационный Заключительный этап Апрель-май 2020

Контрольный Заключительный этап Май 2020

Подготовительный этап (поисково-аналитический) :

-изучение материалов по теме в интернет-источниках;

-постановка целей и задач, определение актуальности, его результата.

-подготовка консультации для родителей;

-разработка бесед для дошкольников.

- подготовка иллюстраций и мультимедийных презентаций для занятий

Основной этап (практический) :

1. Ознакомление с содержанием Кайдзен технологии, технологии

2. Подготовка информационных материалов о технологии Кайдзен (сообщения, буклет, беседы, презентации).

3. Семинар для педагогов ДОУ ««Жизнь в стиле Кайдзен

4. Непосредственная работа с детьми в ходе реализации проекта

Формы работы с детьми в ходе реализации проекта в средней группе :

-беседы ( например: «Надо вещи убирать –не придётся их искать»)

-чтение сказок и историй;

-тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло», другие.

-обсуждение проблемных ситуаций

-включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов;

-организация тематических сюжетно-ролевых игр;

- составление "Азбуки бережливости"

- цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»

- использование знаков, напоминаний и каточек-обозначений в предметно-пространственной среде (позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности). В групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).

Формы взаимодействия с семьей:

- сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»

- участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.

- консультация для родителей «Порядок – залог ответственности, чистоплотности и бережливости».

-Совместные рисунки по теме проекта

Заключительный этап (презентационный, контрольный) :

1. Мониторинг результатов деятельности участников проекта.

2. Оформление выставки рисунков «Бережливый детский сад».

3. Создание виртуальных информационных уголков и консультаций для родителей «Берегите воду, «Сохраним тепло!».

3. Оформление отчёта о проделанной работе.

В ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» мы также посчитали рациональным включить и активно применяли методику Л. В. Свирской «Утренний сбор» и хотели бы осветить ключевые моменты данной методики.

Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

• создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

• обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

• активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

• выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

• разработать план реализации нового проекта;

• подвести итоги проекта;

• развивать эмпатию;

• прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);

учить:

• – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

• – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

• – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

• – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

• – делать выбор;

• – планировать собственную деятельность;

• поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Роль воспитателя в групповом сборе

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

• обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

• установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

• демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

• стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

• предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

• помогать ребятам выбирать и планировать работу;

• оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки…. 1–3 мин

2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин

3. Обмен новостями …. 2—10 мин

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) …. 5—12 мин

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

Цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»

В ходе реализации практического этапа проекта с детьми в рамках «Кайдзен-технологий» проводился также курс творческих занятий на тему «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого».

Целью данного «включения» являлось формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

Задачи:

• формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;

• развивать коммуникативные навыки;

• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго-и ресурсосбережению.

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира; беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых; рассматривание и чтение детских энциклопедий; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Мой дом», опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.

Практический этап реализации цикла «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого» :

• первоначальный анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»

• анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»

• основной цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».

• беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе (молния)», «Живая и неживая природа» и др.

• просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»;

чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др.

• НОД «Азбука Берегоши» Развлечение «Счетчик в гостях у ребят» III.

Планируемые результаты: после завершения цикла «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого» :

Дети: замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее; знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений; могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений; знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы; являются грамотными потребителями водо - и энергоресурсов, просят об этом взрослых; испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.

Педагоги: имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения; обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению; в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.

Родители: пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета; проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях; более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей; в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.

В качестве заключения

На данном этапе, задачи, поставленные реализацией данного проекта, выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс. Совершенствования путём использования технологии реализованы, уже видны результаты.

В связи с эпидемиологической ситуацией считаем целесообразным и единственно возможным способом завершить наш проект в этом учебном году в виде оформления виртуальной выставки коллективных (совместно с родителями) творческих работ на тему энергосбережения «Бережливый детский сад». А также создание информационных уголков и виртуальных консультаций для детей и родителей «Берегите воду, «Сохраним тепло!» (правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией).

Работа на данном этапе не заканчивается, и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд!

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Проект «Детский сад — цветущий сад»Проект «Детский сад — цветущий сад» Добрый вечер, дорогие коллеги. Представляю вашему вниманию проект. Проект "Детский сад-цветущий сад" на на премию "Наше Подмосковье". Категория.

Проект «Дистанционный детский сад» в старшей группеПроект «Дистанционный детский сад» в старшей группе Идея реализации проектной деятельности "Дистанционный детский сад для всех ребят" была продиктована сложившейся эпидемиологической ситуацией.

Проект «Книга в детский сад»Проект «Книга в детский сад» Паспорт проекта: Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Вид проекта:.

Проект «Мой любимый детский сад» Совместный проект детей и педагогов. ПРОБЛЕМА: каким я хочу видеть «Мой любимый детский сад». ЦЕЛЬ: создание эмоционально - положительного.

Проект «Мой любимый детский сад» (отчёт)Проект «Мой любимый детский сад» (отчёт) Сегодня мой рассказ о проекте, который появился ввиду предстоящего юбилея нашего детского сада «Чайка». Другой причиной появления проекта.

Проект «Мой любимый детский сад». Старшая группа Проект "Мой любимый детский сад". Старшая группа. Цель проекта: расширять представления о детском саде, формировать духовно-нравственного.

Проект «Первый раз в детский сад»Проект «Первый раз в детский сад» Тема проекта: «Первый раз в детский сад». Вид проекта: социально-педагогический. Тип проекта: среднесрочный. Постановка проблемы: Проект.

Проект «Мой любимый детский сад»Проект «Мой любимый детский сад» Проект по теме: «Мой любимый детский сад» АКТУАЛЬНОСТЬ Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Бережливый детский сад»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 16:05
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Бережливый детский сад»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Кежаева (УИ 280294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД