МААМ-картинки

Проект «Бережливый — это я»

Инна Гнип
Проект «Бережливый — это я»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование бережливых технологий

Актуальность

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион» : сегодня образовательными организациями реализуются более девяноста проектов по оптимизации внутренних процессов.

Публикация «Проект „Бережливый — это я“» размещена в разделах

Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов», созданный в ГБОУ ДПО НИРО, осуществляет организационно-методическое сопровождение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий, и повышение квалификации работников образования в области ЛИН технологий.

Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» — то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате повышается производительность труда.

В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательной организации является оптимизация внутренних процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.

Бережливые технологии в ДОУ - это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.

Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь.

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта Бережливый детский сад

Разработчики проекта Педагоги старшей группы

Организация МБДОУ детский сад №93 «Гвоздичка»

Сфера деятельности Оптимизация предоставляемых услуг в группе

Участники проекта Воспитанники, родители, сотрудники ДОО

Тип проекта Практико-ориентированный

Заказчик проекта

Проблема, которую решает проект Не рациональное использование времени и ресурсов

Цель проекта Повышение эффективности и улучшение качества воспитательно – образовательного процесса в старшей группе,посредством реализации принципов бережливости.

Задачи проекта 1. Повысить безопасность детей, родителей и сотрудников путем применения визуализации

2. Повысить информированность родителей через создание системы сетевого взаимодействия

3. Разработать стандарт рабочих мест, ежедневных операций детей и сотрудников

Аннотация Данный проект содержит систему внедрения технологий бережливого производства в ДОО. В проекте детально описана последовательность действий по улучшению качества предоставляемых услуг. Проект включает практические рекомендации для самостоятельного использования персоналом ДОО.

Срок реализации проекта 01.10.2020 – 31.05.2021

Этапы работы над проектом 1 этап подготовительный

1. Постановка цели и задач

2. Разработка паспорта проекта

3. Разработка плана мероприятий по проекту с указанием сроков и ответственных

Выход этапа – паспорт, план мероприятий, план-график работы творческой группы, распределение обязанностей

2 этап основной

1. Выполнение плана мероприятий всеми участниками.

2. Выход этапа – оформленная среда группы

3 этап заключительный

Анализ выполненной работы, определение дальнейших перспектив.

Ожидаемые результаты Увеличено в 2021 году до 100% информированных родителей (законных представителей) о мероприятиях и событиях в группе через социальные сети.

Вовлечены в работу все сотрудники группы

Вовлечено в 2021 году 100% воспитанников и 80% их семей в процесс создания символов для совершенствования креативной среды в группе

Проект «Бережливый детский сад» включает в себя три блока: «Визуализация», «Детский сад на связи», «Система 5С», реализация которых предполагает соблюдение принципов бережливости.

В рамках данных блоков планируется реализация конкретных мероприятий:

№ Мероприятие Дата Ответственные

1 Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (разработка системы маршрутизации в ДОО) Ноябрь Педагоги ДОУ

2 Проведение цикла развивающих занятий для детей Ноябрь-декабрь Педагоги ДОУ

3 Повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий (создание групп в мессенджерах) Ноябрь-февраль Педагоги ДОУ

4 Стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников (разработка алгоритмов работы на рабочих местах) Ноябрь- декабрь Педагоги ДОУ

5 Рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников (внедрение алгоритмов работы на рабочих местах) Январь-Май Педагоги ДОУ

1. Блок «Визуализация»

В данном направлении предполагается:

1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы, которая включает:

- организацию рабочих мест детей,

- образовательный аспект (использование мнемотаблиц, картотечной системы занятий,

- безопасность.

2. Организация рабочих мест сотрудников путем стандартизации ежедневных операций.

3. Создание системы опорных сигналов и навигаторов для свободной ориентации в помещении группы

Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.

Домофон, как один из элементов совершенствования инфраструктуры детского сада, который отвечает в первую очередь требованиям безопасности. Для удобства на кнопках подписываются номера и названия групп. Это облегчает задачу посетителям, которые приходят в ДОО в первый раз или редко.

Родители не должны терять время в поисках нужной группы или кабинета. Поэтому для удобства и безопасности оснащается входная дверь или коридор понятными указателями, обозначаются маршруты движения к кабинетам и траектории открывания дверей.

В коридорах ДОО по полу обозначается штрих-пунктир. Это знак для детей: за линии заходить нельзя. Такое обозначение помогает сформировать бережливое отношение к стенам, которые таким образом менее подвержены загрязнению. А также предупреждает детей о том, что находиться за чертой опасно, открывшаяся дверь может ударить.

Организация рабочих мест сотрудников

Рациональная организация рабочих мест и создание оптимальных условий труда для работников ДОО включает планировку служебных помещений в соответствии с технологией выполняемой работы и эффективным использованием рабочих площадей, размещение мебели и специализированного оборудования с учетом обязанностей работника.

2. Блок «Детский сад на связи»

Данное направление предполагает использование социальных сетей, с целью повышения информированности родителей и педагогов.

Современные формы общения вносят коррективы и в привычную атмосферу педагогической деятельности. Несомненным помощником в этом методическом вопросе становится групповое общение в сетевом чате.

Электронная почта – предоставляет услуги по пересылке и получению электронных сообщений (электронных писем) по распределенной (в том числе и глобальной) компьютерной сети.

Также, электронная почта служит проводником информации от педагогов родителям, такой как, о жизни группы, мероприятиях в ДОО, практические материалы (например, стихи для заучивания с ребенком к празднику, памятки, фото) и личные сообщения.

Группа в социальной сети

Социальные сети для многих родителей и педагогических работников стали популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляют ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа является одним из основных инструментов, позволяющим установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение с педагогом и между собой.

У создателя/ администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников, открытых занятий и т. д. ; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого-педагогическую литературу и педагогические сайты.

Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал.

А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОО, информировать родителей об интересных событиях, обсуждать достижения воспитанников.

Мобильные мессенджеры (Viber, WhatsApp, которыми оснащены современные смартфоны, - это еще один ресурс для оперативной связи. В некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это приложение позволяет с еще большей скоростью доносить любую информацию небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов, срочную информацию.

Охват родителей с помощью данного приложения достаточно высок.

3. Блок «Организация рабочих мест по системе «5С»

«5С» – система организации и рационализации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ.

Принципы системы «5С»

№ Название Действия Ключевая фраза

1 Сортировка Убрать ненужные вещи с рабочего места (оставить только то, что необходимо и в том количестве, сколько необходимо) «Если сомневаешься, выбрасывай!»

2 Соблюдение порядка Положить каждый предмет туда, где он используется (все находится на своих местах, в чистоте и готовности к применению) «Свое место для каждой вещи, и каждая вещь на своем месте»

3 Содержание в чистоте Убирать и исключать причину загрязнения (регулярная проверка рабочего места для поддержания порядка) «Лучшая уборка, когда не нужно убираться, не создавай грязь»

4 Стандартизация Создать инструкцию и стандарт того, каким должно быть изделие (инструкция включает пошаговое описание действий и методы выполнения работ) «Смотри и знай, что должно быть сделано»

5 Совершенствование Поддержание порядка с помощью того, что проведение 5с станет постоянным, второй натурой (сохранение достижений и постоянный поиск улучшений) «Чем меньше самодисциплины вам нужны, тем лучше»

Организация рабочего места воспитателя ДОО

1. Стандартизация.

Воспитателю ДОО приходится работать за письменным столом. Его рабочее место должно быть специализировано для выполнения функций, согласно должностной инструкции: оформления соответствующих документов, подготовке отчетов и т. п.

• Размещение всех предметов оснащения рабочего места воспитателя должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.

• Рабочее место должно быть оборудовано специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.

• На рабочем месте должны находиться аптечка первой медицинской помощи.

2. Совершенствование.

• Рабочее место воспитателя (групповое помещение,

место для работы с документами – собственно рабочая зона).

• Оборудование пространства группового помещения должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, оно должно быть безопасным, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно. В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона.

• Пространство группового помещения имеет различные, хорошо разграниченные центры развития.

• Оснащение зон развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

• Весь игровой материал и оборудование в зонах размещено таким образом, чтобы дети могли легко подбирать материал для ООД. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

• Организация рабочего места должна обеспечить максимальные удобства при выполнении обязанностей.

• Организация рабочего места воспитателя должно обеспечить максимальные удобства при выполнении обязанностей.

• Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии воспитателя, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

• Хорошо организованная развивающая предметно пространственная среда группы способствует не только эмоциональному поддержанию детей и их эстетическому развитию, но и настраивает на деловой лад воспитателя, способствует сохранению здоровья сотрудника.

• Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.

Организация рабочего места младшего воспитателя.

1. Стандартизация.

• Рабочее место младшего воспитателя должно быть специализировано для выполнения функций, согласно должностной инструкции: обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания; обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи; принимает, совместно с воспитателем, участие в организации учебно-развивающей деятельности воспитанников и т. п.

2. Совершенствование

• Рабочее место младшего воспитателя ( вспомогательные помещения: умывальная комната, буфетная, приемная, место для работы с детьми – собственно групповое помещение и дополнительно закрепленная территория ДОУ).

• В интерьере групповых и вспомогательных помещениях, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона.

• Организация рабочего места должна обеспечить максимальные удобства при выполнении обязанностей.

• Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии младшего воспитателя, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

• Рабочее место младшего воспитателя должно быть комфортным и достаточно освещённым.

3. Сортировка.

Проектируя рабочее место младшего воспитателя нужно предусмотреть комплексное оснащение этого места необходимыми средствами труда (раковины для мытья посуды, уборочный материал, моющие и дезинфицирующие средства и т. п.).

• Ничто не должно отвлекать от работы, ничто не должно вредить здоровью.

• На рабочем месте младшего воспитателя должен быть шкаф любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить в нем оборудование с учетом его количества, размеров и характера хранения.

• На рабочем месте младшего воспитателя должны находиться только те предметы и оборудование, которые нужны для работы. Они должны быть расположены с учетом характера работы:

- Полки шкафа следует оборудовать приспособлениями для удобного и безопасного расположения оборудования и инвентаря. Желательно, чтобы на каждой полке опись с перечнем содержимого.

• Во вспомогательном секторе рабочего места младшего воспитателя расположен специальный шкаф для хранения (в допустимом количестве) моющих и дезинфицирующих средств. На дверце шкафа должен быть указатель хранящихся в нём моющих и дезинфицирующих средств.

Специальный шкаф обязательно должен закрываться под ключ.

4. Содержание в чистоте.

• По окончанию работы младший воспитатель должен убрать свое рабочее место и проверить чистоту закрепленной территории.

• Не забывайте о своевременной уборке оборудования, моющих и дезинфицирующих средств на рабочем месте с использованием.

• Мусор (оборудование, неподлежащее ремонту) выбрасывайте в мусоросборник.

• Естественно помещение должно проветриваться. Это поможет сохранить здоровье, а также выполнять работу более эффективно.

5. Соблюдение порядка.

• Правильно организованное рабочее место младшего воспитателя позволит не только сделать его работу эффективной, но и избежать возможных проблем со здоровьем.

Хорошая организация рабочего места означает в первую очередь правильное расположение компонентов:

- Обеспечить наличие всех компонентов рабочего места.

- Размеры полок в шкафах должны соответствовать размерам оборудования и инвентаря.

• Постарайтесь держать на рабочей поверхности только необходимое оборудование, инвентарь и моющее средство. Минимализм повышает сосредоточенность на процессе.

Публикации по теме:

Проект «23 февраля»Проект «23 февраля» Краткосрочный проект для детей средней группы «Звездочка» «23 февраля - День защитника Отечества» Описание: Данный проект, рассчитан на.

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мир оригами»Проект «Мир оригами» Актуальность проекта. В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Жизнь в эпоху научно-технического.

Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.

Проект «Мой дом. Моя улица»Проект «Мой дом. Моя улица» Тема: «Мой дом. Моя улица». Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.09.2020 по 14.09.2020). Вид проекта: информационно-познавательный,.

Проект «Моя семья» Образовательный проект для средней группы: «Моя семья» Воспитатели: Ковалева Елена Михайловна Миронова София Николаевна МБДОУ Детский.

Проект «Радужный мир»Проект «Радужный мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Проект: «Радужный мир!» Подготовили.

Проект «Сказки»Проект «Сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» Проект «Мои первые сказки» в 1 младшей группе Воспитатель:.

Проект «Волшебный мир»Проект «Волшебный мир» Дошкольный возраст самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. Экологическое воспитание учит детей понимать себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Бережливый — это я»
Опубликовано: 5 июля 2022 в 19:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Бережливый — это я»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Гнип (УИ 326195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД