Лучший педагог года

Проект учеников 5 класса «Бережное отношение к природе в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка»

КАА
Проект учеников 5 класса «Бережное отношение к природе в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка»

Тема работы: «Бережное отношение к природе в рассказах

Д. Н. Мамина-Сибиряка»

Авторы:

Б. Злата, А. Полина, П. Анастасия,ученицы 5 класса.

Руководитель:

Крылосова Александра Александровна,педагог-библиотекарь

Введение

Творчество Мамина-Сибиряк очень популярно на Урале и наверно, нет такого человека, кто не прочитал хотя бы одной его книги. Недаром 2022-й объявлен Годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка в Свердловской области. В начальной школе мы читали «Аленушкины сказки» и знакомились с его биографией. Было интересно, почему писатель так много писал об Урале, его людях и природе.

Публикация «Проект учеников 5 класса „Бережное отношение к природе в рассказах Д, Н, Мамина-Сибиряка“» размещена в разделах

Сейчас мы уже учимся в 5 классе. Все вместе входим в состав библиотечного актива, любим читать, любим природу, участие в конкурсе позволило это объединить и написать наш проект.

Тема работы: бережное отношение к природе в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Актуальность данной темы связана с тем, что современные люди часто забывают, что природу надо беречь.

В своей работе мы сделали предположение, что Мамин-Сибиряк был ценителем природы и распространял идею бережного отношения к природе в своих рассказах.

Цель работы: изучение биографии и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели:

1. Собрать и обобщить материал по биографии Мамина-Сибиряка.

2. Прочитать рассказы Дмитрия Наркисовича, которые прямо посвящены жизни природы : «На пути», «Приемыш», «Лесная сказка».

3. Выделить материал о бережном отношении к природе в его рассказах.

4. Подготовить художественное изображение на тему исследования.

5. Разработать задание для игры на исследуемую тему.

Объект исследования: биография и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Предмет исследования: рассказы : «На пути», «Приемыш», «Лесная сказка».

1. Детство и юность писателя

Так как мы с одноклассницами учимся в 5 классе, то решили подробнее изучить именно детство и юность Дмитрий Наркисовича, потому что считаем, что любовь и чуткое отношение к окружающему миру у человека есть с самого раннего возраста, просто потом некоторые люди про это забывают.

Д. Н. Мамин родился на границе Европы и Азии 6 ноября 1852 года в поселке Висим, в 40 километрах от Нижнего Тагила. Его отец был потомственным священником.

Семья у будущего писателя была большая, дружная, трудолюбивая, читающая. Мама часто читать детям вслух. Изучая биографию уральского писателя мы узнали, что он уже тогда, в детстве, мечтал стать писателем.

Дмитрий Наркисович с самого раннего возраста любил нашу прекрасную уральскую природу и всегда вспоминал ее с теплотой: «Милые зеленые горы. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше». Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима.

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». В музее уральского писателя, в Екатеринбурге, сохранились его письма к родителям, где он пишет «Мама» и «Папа» всегда с большой буквы. Когда пришла пора учиться будущего писателя и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище, а потом в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Дальше в семинарии он учиться не захотел и стал студентом-медиком в Петербурге. Учиться ему было крайне трудно, семья не могла посылать ему денег. Дмитрий Наркисович зарабатывал себе на еду тем, что писал в газеты. В это же время он заболел туберкулезом, поэтому ему пришлось бросить учебу и вернуться домой на Урал, но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья.

2. Бережное отношение к природе в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка

Творчество Д. Н. Мамин-Сибиряка очень обширно и когда мы готовили этот проект, то, конечно, не успели познакомиться со всеми его произведениями, ведь уральский писатель автор ста пятидесяти рассказов для детей. Одни из них прямо посвящены жизни природы - «Малиновые горы», «Приемыш», «Зеленые горы», «На пути», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др. Другие тоже насыщены описаниями уральской природы - «Дедушкино золото», «Пимка-жигаленок», «Дорогой камень», «На реке Чусовой» и др. Разобраться в таком разнообразии и не запутаться нам помог наш руководитель - педагог - библиотекарь Крылосова А. А.

Следуя теме нашего проекта и совету нашего руководителя мы выбрали три рассказа, которые прямо посвящены жизни природы - «Приемыш», «На пути», «Лесная сказка». Каждый из нас взял по одному произведению для исследования, чтобы подтвердить наше предположение о том, что Мамин-Сибиряк был ценителем природы и распространял идею бережного отношения к природе в своих рассказах.

«На пути» (изучала Баталова Злата)

Прочитав рассказ «На пути» мне сразу стало понятно, что Дмитрий Наркисович очень нежно и бережно относился к природе.

В произведении главному герою пришлось заночевать почти на самом горном перевале, на берегу горной речки. Перед сном они с проводником размышляли о том, как нездешняя растительность появляется в горах. И после этого разговора герою снится сон о том, какие трудности преодолевает обычная травка, чтобы пересечь горный перевал в поисках лучшей жизни.

Я думаю, что именно он был главным героем своего рассказа и писал от первого лица. «Добрались до заветного уголка» - так автор пишет о месте своего ночлега. В толковом словаре Ожегова я посмотрела значение слова «заветный». Заветный - это особо ценимый, хранимый, оберегаемый. Человек, не любящий природу никогда бы так не сказал. Его герой так же сказал «уютное место», что говорит о том же, ведь уютное значит создающее ощущение удобства и приятного покоя.

«Безымянная горная речка пробила себе дорогу по каменистому дну ущелья и несется вниз с глухим ропотом, точно сердится на те камни, которые загораживают ей путь. Растительности на этой высоте совсем мало. По скалам лепится только гарная ель, искривленная, низкая, точно сгорбившийся человечек, который с трудом карабкается на эти каменистые кручи». И речка и ель, даже травка у автора живые. Река трудолюбива, оттого недовольна, что камни мешают ее работе. А травка как будто путешественник, который устал от длинного пути: «вот ты устал в гору подниматься, и травка тоже устает. Она ведь тоже идет; ну, а тут ее и холодным ветром обдувает, и морозит, и водой горной смывает», «в гору-то ей, ох, как трудно подниматься! Ну, а под гору – живой рукой, потому вода сносит семечко. Точно человек, эта самая травка: под гору-то куда легче спускаться».

Так же Мамин-Сибиряк, несмотря на свою усталость, подмечает все, что происходит вокруг, например: «Я любовался всполохами красного пламени, расходившимися полосами света, то исчезавшими, то появлявшимися очертаниями ближайших скал, камней и деревьев. Картина принимала фантастический характер, точно в какой-нибудь сказке».

«Меня этот разговор очень заинтересовал, и я внимательно рассматривал траву, принесенную Артемием» - эта фраза говорит нам о любви и заинтересованности Дмитрия Наркисовича в природе. Несмотря на усталость и трудности пути он с интересом разглядывает травку, для него травинка важная часть природы.

«Работа воды вообще громадная. В течение тысячи лет она превращает целые скалы в песок, глину, делает громадные наносы и вообще изменяет видимую часть земли» - автор не только любит природу, он ее уважает и возвышает.

«Мы стояли на самой границе, отделявшей Европу от Азии. Урал является громадным каменным порогом.».

Для Дмитрия Наркисовича Урал - вход в огромный мир, а значит начало огромных территорий, красот и мыслей. Это только начало, дальше будет мир, который приютил нас и стал нашим общим домом. А свой дом надо беречь, ценить, а не разрушать, как это делает современный человек.

«Лесная сказка» (изучала Антропова Полина)

Произведение «Лесная сказка» повествует о том, что лесорубы срубили еловый лес, оставив только старую, дуплистую елку. А когда наступила весна речка, папоротники и подснежники не узнали свой лес. Но к этому времени уже появились захватчики - травы, кустарники, осины и березки. А затем вокруг старой ели появились молодые елочки, и лиственные деревья старались задушить их. Лишь через пятьдесят лет появился новый ельник, а лиственные деревья исчезли. Сказка учит любить природу и не наносить ей вреда. Учит беречь лес, наше сокровище. Учит тому, что в природе постоянно идет борьба за выживание, в которой побеждают сильнейшие.

Я, прочитав произведение Мамина-Сибиряка «Лесная сказка» нашла много сравнений между людьми и деревьями.

«Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе». Если природа живая, то зачем губить ее? Если бы не было природы, то человек бы не выжил, а вот природа без человека прекрасно бы обходилась и развивалась бы дальше самостоятельно. Писатель жалеет природу и пытается донести до людей, что ей тоже нелегко, и она так же чувствует боль, нужно уважать и почитать природу за дары и красоту.

«Сколько живых деревьев изрублено в такую поленницу и сколько нужно было долгих-долгих лет, чтобы такие деревья выросли». Люди часто используют природу лишь в своих целях, не отдавая ей ничего взамен. Природа всеми силами пытается восстановить утраченное, при этом она все равно делится с человеком своими богатствами, дарит нам свое разнообразие.

«Прошло пятьдесят лет. От старой поруби не осталось и следа. На ее месте поднималась зеленая рать молодых елей, рвавшихся в небо своими стрелками. Там, где торжествовали смерть и разрушение, теперь цвела молодая жизнь, полная силы и молодого веселья». Дмитрий Наркисович пишет о бесконечном круговорот жизни о том, что если срубить дерево, то на его месте вырастет много разных и красивых растений, но на это понадобиться много времени и сил. Люди же ненасытны в своих желаниях и потребностях и дар природы воспринимают как ее долг. Природа величественна и могуча, а человек незначителен по сравнению с ней. Я думаю, что Мамин-Сибиряк был против бездумного истребления природных богатств, и что дары природы надо использовать разумно. А написать про это, мог человек, который очень бережно относиться к природе и любит её всей душой.

«Приемыш» (изучала Пивоварцева Анастасия)

В рассказе «Приёмыш» уральский писатель описывает отношения человека с природой. В рассказе изображается жизнь сторожа – рыбака. Одинокий Тарас живёт на Светлом уже 40 лет «князь князем». Любит природу и животных : «Сердце радуется… посмотреть на Божью тварь».

Летом Тарас приютил лебеденка, нежно привязался к птенцу, оставшемуся сиротой после того, как лебедя с лебедушкой господа-охотники пристрелили. Как о беспомощном ребенке рассказывает Тарас о лебеде : «Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет». Стали они жить втроё м они дружно: старик, его собака Соболёк и приёмыш. Старик увлечённо рассказывает про своего лебедя «гордая, настоящая царская птица». О лебеде старик говорит «необыкновенно любовно, как о близком человеке», а когда все же лебедь улетел со стаей, Тарас тяжело переживает это, даже состарился и казался «дряхлым и жалким». Он осуждает того охотника, который предложил ему подрезать лебедю крылья, чтобы тот не улетел: «А как можно увечить божью птицу?»

Любовь писателя к природе видна уже в самом начале рассказа : «А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем». Дмитрий Наркисович напоминает нам о близости человека к природе, их тесной дружбе: «Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. Где-нибудь в городе он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное — этого спокойствия, которое охватывало здесь».

Я думаю, что  Мамин-Сибиряк очень ценил и любил природу и это его чувство передалось мне как читателю. После прочтения его произведений, очень хочется сделать что-то хорошее и доброе: смастерить кормушку для птиц, чтобы они не голодали, позаботиться о домашних растениях, не рвать цветы для своего удовольствия, беречь лес. Просто быть благодарными нашей матушке – Природе.

Заключение

Цель работы по изучению биографии и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка достигнута, а задачи выполнены. Мы собрали и обобщили материал по биографии уральского писателя, прочитали его рассказы, в которых выделили материал о бережном отношении к природе, а также подготовили рисунок и разработали задание для игры на исследуемую тему.

В своей работе мы сделали предположение, что Мамин-Сибиряк был ценителем природы и распространял идею бережного отношения к природе в своих рассказах и считаем, что оно полностью подтвердилось.

Мамин-Сибиряк старается передать свои читателям в рассказах о природе трогательное ощущение красоты природы. Для героев его рассказов природа - такое же живое существо, как и человек, а человек - это только маленькая частица живого и вечного природного мира, которая приходит и уходит, а природа остается. В своих произведениях уральский писатель учит понимать язык природы. Чувствуется, что автор влюблен в природу, не перестаёт удивляться ее разумным законам, порядкам и ее красоте.

Работа над этим проектом заставила нас задуматься над экологическими проблемами, надеемся, что произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка о природе помогут и другим читателям ощутить теплоту, любовь ко всему живому природному миру.

Источники:

1. Арзамасцева И. Н. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк//Арзамасцева И. Н. Детская литература/И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. М. :Academia, 2000. С. 182-186

2. Дергачев И. Книги и судьбы. - Свердловск: Средн. -Урал. кн. изд-во, 1973.

3. Дергачев И. Милые зеленые горы: Уральская природа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. - Свердловск, 1990.- 182 с.

4. Мамин-Сибиряк Д. Н. Зеленые горы: Повести, рассказы, сказки. -М. : Мол. гвардия,1982.-366 с.

5. https://vokrugknig.blogspot.ru/2012/11/160.html биография.

6. https://old.ch-lib.ru/general/biblio/projects/enc/krai/material.html#met9 биография.

Публикации по теме:

Сценическая композиция «Последняя муха» для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-СибирякаСценическая композиция «Последняя муха» для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка Людмила Рыбакова «Последняя муха». Сценическая композиция для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка Участники спектакля:.

Интегрированное занятие «Поделки из каштанов «Мишка-шалунишка» по произведениям Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»Интегрированное занятие «Поделки из каштанов «Мишка-шалунишка» по произведениям Д. Мамина-Сибиряка «Медведко» Мария Манвелова Интегрированное занятие Поделки из каштанов «Мишка-Шалунишка» по произведениям Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».Подготовительная.

Коллективная лепка по сюжету сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»Коллективная лепка по сюжету сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» Тема:Лепка по сюжету сказки Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка" Цель: выполнить коллективную работу. Задачи: 1. Формировать умение лепить фигуры.

Конспект ОД по лепке в подготовительной к школе группе по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»Конспект ОД по лепке в подготовительной к школе группе по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» Цель: формирование умения создавать к прочитанным произведениям сюжетную композицию из пластилина. Задачи: - уточнить, активизацировать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Спектакль по сказке Д. Н. Мамина — Сибиряка «Пора спать». Ко Дню рождения писателя на МAAMСпектакль по сказке Д. Н. Мамина — Сибиряка «Пора спать». Ко Дню рождения писателя на МAAM Музыкально-литературная композиция по сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка «Пора спать» для спектакля в подготовительной группе. Авторский.

Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт)Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект учеников 5 класса «Бережное отношение к природе в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка»
Опубликовано: 8 октября 2023 в 17:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД