Татьяна Ярандайкина
Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский, практический.
Участники: дети старшей и подготовительной группы детского сада, педагоги и родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2012года – май 2013 года).
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Публикация «Проект: „Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать метод – биоэнергоплатсики.
Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Цель проекта :
-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»
Задачи:
-исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;
- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;
- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.
- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)
- провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);
- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
- проанализировать результативность работы.
План проекта :
I. Диагностический:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
2. Диагностика звукопроизношения.
II. Подготовительный:
1. Формулирование проблемы.
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
3. Разработка проекта.
4. Анкетирование педагогов и родителей.
5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
III. Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
2. Проведение собраний для родителей, индивидуальные консультации, консультаций для педагогов.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
IV. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Вывод: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.