Лучший педагог года

Проект «Больше петь — меньше болеть»

Дина Куликова
Проект «Больше петь — меньше болеть»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №164» г. Иваново

Проект

«Больше петь – меньше болеть»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Подготовила

Куликова Дина Сергеевна

музыкальный руководитель

МБДОУ № 164

Г. Иваново 2019г.

География проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 164 «Бусинка»

Публикация «Проект „Больше петь — меньше болеть“» размещена в разделах

Проект : «Больше петь - меньше болеть».

Вид проекта :

По направленности: музыкально-оздоровительный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (ноябрь 2018 - май 2019г.)

Руководитель проекта : музыкальный руководитель Куликова Д. С.

Проблема:

Сохранить и укрепить здоровье ребенка - главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Можно ли объединить в единое целое - дошкольное образование, здоровье, радость, пение и дыхание?

Актуальность.

Дети и большинство взрослых не понимают или не знают ценности пения для своего здоровья, а пение – это путь к здоровью.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем, необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения, ведь, одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальным музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходит колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.

Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж желудочно-кишечного тракта и органов малого таза, в результате чего нормализуется пищеварение.

Искусство пения – это прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких.

Вокальные занятия являются в первую очередь профилактикой простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы «прокачивать» все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких – это очень важно для растущего организма ребенка, ведь доказано, у людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности.

Цель проекта : организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая детям укрепление психического и физического здоровья, развитие волевых и творческих качеств, важных в развитии потенциала личности, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта :

Образовательные:

1. Развивать музыкальные, певческие и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2. Помочь овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием

3. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.

4. Создавать развивающую предметно- пространственную среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные:

1. Повысить интерес к пению.

2. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, самому себе, к своей семье и сверстникам.

3. Развивать у детей позитивную оценку действительности, вкусов, взглядов, идеалов.

Оздоровительные:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

2. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма

Принципы реализации проекта :

• системность;

• сезонность;

• учёт возрастных особенностей;

• интеграция образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие);

• координация деятельности педагогов;

• преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.

• сотрудничество в социуме.

Эффективность реализации проекта можно оценить по следующим критериям:

• Эмоциональный фон во время вокальной деятельности, при проведении мероприятий;

• Степень активности родителей;

• Уровень исполнительской вокальной деятельности детей, здоровья;

• Опрос детей о прошедших мероприятиях;

• Наличие позитивных отзывов родителей о пользе и качестве совместных мероприятий по пению.

Ожидаемый результат:

• Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, как физическое и психологическое (дикция, правильная артикуляции и физиологическое дыхание);

• Активное использование вокально-хорового пения в свободной и организованной творческой деятельности детей, как в детском учреждении, так и дома в семье;

• Улучшение эмоционального климата к восприятию окружающего мира; развитие песенного творчества детей;

• Повышение уровня речевого развития.

• Снижение уровня заболеваемости.

• Стабильность физической и умственной работоспособности.

• Участие в конкурсах и фестивалях ДОУ и города

Гипотеза: при использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

• подбор видео и аудио материала

• подбор методической и нотной литературы

• наглядные пособия

• музыкально-дидактические игры

Материально – техническое: музыкальный центр, компьютер, проектор.

Информационное:

1. Сообщение на родительском собрании.

2. Информация в родительском уголке.

3. Памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка».

Этапы работы над проектом.

1 этап

Организационный Изучение литературы по данной проблеме. Накопление методического материала.

Изготовление пособий.

Определение задач реализации проекта на учебный год.

Самообразование и самоанализ.

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работ.

2 этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3 этап

Практический

Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики.

Разработка картотек валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений

4 этап

Обобщающий Исследование результатов практической деятельности.

Перспективное планирование, с учётом этих результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных

и творческих способностей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий:

Технологии

Валеологические песенки-распевки

Задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.

Подготавливают голос к пению.

Поднимают настроение.

Артикуляционная гимнастика Способствует выработке качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовке к правильному произношению фонем,тренировке мышц речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика

Улучшает дренажную функцию бронхов.

Способствует восстановлению центральной нервной системы.

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.

Исправляет развившиеся в процессе заболеваний. различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

Укрепляют голосовые связки.

Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

Стимулируют гортанно-глоточный аппарат.

Стимулируют деятельность головного мозга.

Пальчиковые игры

Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Развивают речь ребенка.

Повышают координационные способности пальцев рук.

Формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Логоритмика Развивает внимание, воображение.

Воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Стимулирует развитие речи Развивает пространственное мышление.

Игровой массаж

Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей.

Нормализует вегетативный тонус.

Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Музыкотерапия

Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности.

Восстанавливает спокойное дыхание.

Повышает иммунитет.

Уменьшает головную и мышечную боль.

Ритмопластика Развивает умение чувствовать и передавать характер музыки через песенную инсценировку.

Укрепляет различные группы мышц и осанку.

Развивает чувства ритма, музыкальный слух и вкус. Развивает умение правильно и красиво двигаться, сочетая пение с движением.

Основные направления работы с детьми:

НОД;

индивидуальные занятия;

беседа;

мастер -классы с привлечением родителей;

совместная музыкальная деятельность взрослого и ребенка;

музыкальные праздники;

интеграция с другими образовательными областями;

самостоятельная деятельность ребенка;

участие в конкурсах и фестивалях;

взаимодействие со специалистами, педагогами ДОУ.

Формы работы с родителями:

анкетирование;

консультирование;

показ и объяснение;

индивидуальные беседы;

совместная деятельность с детьми;

презентация дидактического материала, детской деятельности;

мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования);

день открытых дверей;

развлечения, досуги, спортивные праздники;

фотовыставки.

План работы с родителями

Месяц Тема

Сентябрь "Музыкальное воспитание дошкольника" (анкетирование для родителей).

Октябрь "Организация музыкальной среды в семье" (консультация)

Ноябрь "Развитие артикуляционного аппарата у детей" (мастер-класс на дне открытых дверей в ДОУ)

Декабрь "Двигательное творчество детей на домашнем празднике" (консультация)

Январь "Лечебная музыка" (беседа индивидуальные консультации)

Февраль "Ритм в музыкальном развитии детей"(консультация)

Март "Музыкотерапия" (доклад на родительском собрании)

Апрель "Охрана детского голоса"(памятка для родителей)

Май "Влияние современной музыки на психику ребенка» (консультация)

Заключительный этап проекта

1. Мониторинг уровня развития детей.

2. Концерт для родителей, педагогов, детей

Перспективы распространения результатов проекта :

1. На концертах в ДОУ.

2. На фестивалях города.

Продукт проекта :

1. Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений; пальчиковых игр, артикуляционных упражнений.

2. Консультации, памятки для родителей.

Литература

1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М: Музыка,1989

2. Арсеневская О. Н, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Волгоград: Учитель, 2011

3. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников, Москва 1940

4. Гаврючина Л. В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:метод. Сфера, 2008

5. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

6. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. :

Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

7. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

9. Емельянов В. В. «Школа «Поюшки»// В. В. Емельянов. - Москва: Литература-интернета, 2006- №12- С. 3-5.

Приложение 1

Результат проекта :

Критерии оценки певческих умений

п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б

н с в

1. Качественное исполнение знакомых песен.

2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой

координации

3. Чисто интонировать поступенные и скачкообразные движения мелодии (ч4,ч5,ч 6 вверх и вниз)

4. Навыки выразительной дикции

5. Умение импровизировать

Н - не справляется с заданием

С - справляется с частичной помощью

В - справляется самостоятельно

Приложение 2

Мониторинг уровня развития

Обследовано 42 ребенка старшего дошкольного возраста.

Уровни развития ноябрь 2018г. май 2019 г.

42 чел. (100%) 42 чел. (100%)

высокий 7 чел. (16 %) 17 чел. (41 %)

средний 24чел. (57 %) 22 чел. (52 %)

низкий 11 чел. (26 %) 3 чел. (7%)

По результатам итогового обследования:

Высокий уровень развития музыкальных способностей отмечается у 17 детей (41%);

Средний уровень развития музыкальных способностей у 22 детей (52%);

Низкий уровень развития музыкальных способностей у 3 детей – (7%).

Описанные в проекте методы и приемы работы над пением, с детьми старшего дошкольного возраста, я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате в группе снизилась заболеваемость. Уменьшилось количество случаев заболеваний у детей верхних дыхательных путей и ОРЗ. Дети стали лучше, намного качественнее осваивать музыкальный репертуар, стали более эмоциональными и раскрепощенными. Освоили новые упражнения, песенки, распевки, помогающие им совершенствовать свои певческие навыки. Это дало возможность детям проявлять свои умения, знания не только на музыкальных занятиях, но и в разных формах музыкальной деятельности (в совместном и индивидуальном творчестве в группе, дома в семье, в режимных моментах). Особенно активно ребята исполняют разученные произведения в самостоятельной деятельности в группе и на прогулках.

Работая над проектом "Больше петь - меньше болеть", можно сделать выводу, что чем больше дети поют в дошкольном учреждении, тем лучше укрепляется у них психофизическое здоровье, улучшается качество развития навыков и умений. Дети, проявляя свои навыки во всем разнообразии форм певческой деятельности, становятся более музыкальными, артистичными и креативными.

Публикации по теме:

Доминантное музыкальное занятие «Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день» Доминантное музыкальное занятие на тему: «Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день» Программное содержание. -Учить детей двигаться.

Фотоочерк «Прогулки по Москве. Москва была не меньше, чем сейчас»Фотоочерк «Прогулки по Москве. Москва была не меньше, чем сейчас» Пролетели года, седина обесцветила бороду, и поэтому с бесом в ребре я всё больше дружу: я как лунь неприкаянный шляюсь по спящему городу,.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике» Цель: Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника посредством художественной деятельности с помощью изобразительных материалов.

Урок математики в 1 классе «Понятия больше, меньше, столько же и различные приемы сравнения множеств по этим признакам» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 17. 09. 2014 г. Класс: 1а Тема. Понятия «больше»,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше» Занятие по Формированию элементарных математических представлений. Для второй младшей группы. Подготовил и провёл воспитатель: Иващенко.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Образовательное развлечение «Чтобы нам не болеть!» Уважаемые коллеги, рада снова приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию образовательное развлечение для детей среднего.

Рассказ «Кто больше всех радуется весне?» Кто больше всех радуется весне? Жила- была на свете одна девочка. Однажды, когда она гуляла весенним днём во дворе, увидела в холодной.

Развлечение «Мы болеть не будем» в старшей группе Программное содержание: продолжать формировать элементарные представления о здоровом образе жизни закрепить знания.

Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!» Мама - самое главное слово в жизни каждого человека. Мамочку хочется радовать каждый день. А в этот замечательный праздник "День матери".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Больше петь — меньше болеть»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 17:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД