Папки-передвижки

Проект «Быт и традиции русского народа»

Валентина Картавая
Проект «Быт и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение

детский сад «Теремок» п. г. т. Красная Гора

Проект

«Быт и традиции русского народа»

Направление: историко – краеведческое

Старшая группа

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

[b]Сроки проведения:[/b] 09 января- 26 мая 2023 года.

Публикация «Проект „Быт и традиции русского народа“» размещена в разделах

Участники проекта: - дети и родители детей старшей группы;

- воспитатели старшей группы – Козлова Ю. А., Картавая В. М.

Актуальность проблемы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, мы выбрали тему своего проекта «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Мы, посчитали,необходимым начать работу с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок, русских народных и хороводных игр.

Цель проекта:

-расширить у детей представления о традициях и быте русского народа;

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления детей с особенностями жизни и быта русского народа.

-дать детям представление о строительстве русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном е убранстве, русском костюме;

-обогащать знания детей о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим;

-помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

Развивающие:

-развивать фантазию и творческие способности дошкольников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

-развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыки;

-расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий.

Воспитательные:

-прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства; -воспитывать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту; -воспитывать эстетические чувства, развивать эмоциональное восприятие и художественный вкус.

План реализации проекта

1 этап

организационно-подготовительный Реклама. Изучение уровня знаний;

• определение проблемы;

• выбор цели;

• определение задач;

изучение и подбор методической, научной и худ. Литературы;

• составление плана деятельности;

09.01.2023г. –13.01.2023г.

2 этап

основной-практический

• Рассматривание иллюстраций.

• Чтение художественной литературы.

• Народные игры.

• Беседы.

• НОД

• Совместная и самостоятельная деятельность детей. • Наблюдения.

• Творческая деятельность – рисование, аппликация

• Слушание русских народных песен, музыки.

• Заучивание потешек, закличек, поговорок.

• Экскурсия в краеведческий музей.

16.01.2023г. – 19.05.2023г.

3 этап

заключительный

Подведение итогов проекта

Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре.

Презентация проекта.

22.05.2023г. – 26.05.2023г.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Январь

Тема

«Здравствуй, Зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!».

Рождество (7 января). Колядки (7 – 19 января).

Работа с детьми

Беседы: «Новый год за собой Рождество ведет»; «Зимние забавы русского народа».

ООД Познавательное развитие:«Русский народный праздник - Святки» -

(рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок Рождество, Новый год, Крещенье, познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания).

Сюжетно – ролевая игра по теме «Семья»: сюжет «Семья празднует Рождество».

Русская народная игра-хоровод «Мороз»,

Народные подвижные игры

«Игра с Колядой», «К нам коза пришла» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями.

Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня.

Работа с родителями:

Консультация дл родителей: «Как колядовали в старину».

Помощь в подборе атрибутов в подготовке к колядкам в детском саду.

Анкетирование родителей: «Народная культура в семье»

Февраль

Тема:

Масленица-Комоедица. (20 марта – 26 марта)

День Защитника Отечества

Работа с детьми

Беседа: «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Рассматривание иллюстраций о проведении обряда встречи весны

Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка.

Рассказывание русской народной сказки «Как весна зиму переборола».

ООД Прикладное творчество: выполнение поделки из соленого теста «Масленица».

Подвижные игры: «Горелки», «Малечина-калечина», «Гори, гори ясно» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения.

Развлечение «Широкая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

Досуг «Солдатушки, бравы ребятушки!» - дать понятие о смелости, храбрости, решительности, доблести защитников Отечества, о традиции охраны русской земли.

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста.»

Выпуск для родителей папки-передвижки, буклетов: «Как приобщить ребенка к русской культуре»,

«Масленица», «День Защитников Отечества»

Март

Тема:

«Полна хата детей,

так и счастливо в ней».

Работа с детьми

Беседы: «Народная культура и традиции». «Народная кукла».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева);

Рассматривание куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Ситуативные разговоры, свободное общение: «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матр шка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты».

Аппликация «Русская матрёшка»

ООД по познавательному развитию: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Выставка народных игрушек в уголке краеведения.

ООД по познавательному развитию «История русского народного костюма».

Виртуальная экскурсия в прошлое «В какой одежде ходили прежде».

Декоративное рисование: «Русский сарафан».

Лепка: «Украсим петушка по мотивам дымковской росписи». Экскурсия в дом культуры «Краеведческий музей».

Русские народные игры и хороводы: «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки», «Матушка Весна»

Сюжетно – ролевая игра: «Народные мастера»: сюжет «На выставке народного творчества».

Праздник «Сердце матери лучше солнца греет» - развивать любовь к самому близкому человеку – маме, уважение к её труду, проявлять заботу.

Работа с родителями

Конкурс: «Народная тряпичная кукла-оберег»» (Дети вместе с родителями делают куклу.)

Консультация для родителей: «Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей»

Апрель

Тема:

«Светлая Пасха».

(16 апреля)

Работа с детьми

Беседы с детьми о дне шуток и розыгрышей «Веселье лучше богатства» - рассказать о «Первое апреля – никому не верим!» (исполнение небылиц, чтение потешек, пение частушек).

Вербное воскресенье – рассказать о праздновании этого дня, о вербе.

Пасха – рассказать о приметах, обычаях, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания. Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

Беседы с детьми: «Пасхальные обряды» - (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей, «Легенды о крашенье и дарении яиц», знакомство с пасхальными песнями.

ООД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси».

ООД Прикладное творчество: «Веточка вербы».

Игры – эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».

ООД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо».

ООД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич».

Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Ждем гостей».

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки», «Змейка».

Расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток.

Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Музыкальное развлечение «Светлый день» - развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие праздника, воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

Работа с родителями

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Пасхальные куличи и яйца».

Фотовыставка: «Как мы отмечали Пасху».

Папка – передвижка:«Пасхальные традиции»

Май

Тема:

«Пришла весна, с радостью…».

Егорьев день (6 мая,Марфа Зеленые щи, Молочница(16 мая,Арина Рассадница, Капустница(18 мая).

Работа с детьми

Беседа: ««Исконные символы России».

Рассматривание картин о родной природе, деревне

Занятие «Уж я сеяла, сеяла ленок – познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященным полевым работам, учить отгадывать загадки, проявляя смекалку и внимание, делать выводы и сравнения.

Речевые упражнения – «Скажите наоборот», «Продолжи предложение».

Проведение русских народных игр «Сиди Яша», «Протекала речка», «Козел», «Уж я сеяла ленок».

Рассказ о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать, познакомить с подвигом народа в Великой Отечественной войне.

Разучивание стихов, частушек на военную тематику, песен.

Объяснение пословиц и поговорок «С родной земли – умри не сходи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Не силой дерутся, а умением», «Тяжело в ученье, легко в бою».

Мероприятие ко дню Победы - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества.

Составление рассказов по пословицам и поговоркам. Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

Викторина по русским народным сказкам.

Досуг «Театрализованные подмостки» – развивать и обогащать представления детей о театре. Анкетирование родителей: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».

Работа с родителями

Папка-передвижка:

«Читайте ребёнку правильные сказки».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Сказки как педагогическое наследие русского народа» в старшей группе ПАСПОРТ ПРОЕКТА Период реализации: 1 месяц. Возрастная категория: 5 – 6 лет. Тип проекта: обучающий. Участники: дети старшей группы, педагогический.

Проект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 летПроект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 лет Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» ПРОЕКТ «Традиции и обычаи бурятского народа».

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Быт и традиции русского народа»
Опубликовано: 28 января 2023 в 18:29
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Быт и традиции русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Картавая (УИ 30814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД