Ирина Рябицкая
Проект «Быт и традиции русского народа» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала
Воспитатель Рябицкая И. А.
Георгиевск, 2023г.
Актуальность:
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Проект „Быт и традиции русского народа“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с бытом и обычаями русского народа, устройством русской избы и национальными праздниками.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением (изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват); исследовать, сравнить предметы быта прошлого и настоящего времени.
2. Познакомить детей с элементами народного декоративно-прикладного искусства (росписи в одежде, в посуде: гжель и хохлома).
3. Познакомить детей с народными играми, обычаями, обрядами, праздниками: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица»;
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
6. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Паспорт проекта :
Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину русской культуры.
Название проекта «Быт и традиции русского народа»
Возраст детей 6 – 7 лет
Тип проекта познавательно-исследовательский
Участники проекта дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители
Длительность проекта долгосрочный (20.03.23 – 19.05.23)
Используемые образовательные технологии: личностно - ориентированные технологии
- технология исследовательской деятельности;
- проблемно-игровая технология;
- технология развивающего обучения
- ИКТ (информационно компьютерные технологии)
- ТРИЗ технология
Ресурсы ИКТ: мультимедийные презентация; иллюстрации: альбомы с изображением народных костюмов, народных праздничных гуляний, русских богатырей;
литература: рассказы, былины, стихи, загадки, пословицы.
Технологичность проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ и родителями.
Методы - наблюдение
- обследование
- чтение художественной литературы
- беседа
Условия реализации проекта Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
Желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта.
Наличие комфортной обстановки для проведения различных видов деятельности.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Планируемые результаты:
Для детей:
1. Дети знают устройство русской избы, различают и понимают значение предметов домашнего обихода, их названия и назначение;
2. Дети знают народные обычаи, праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Масленица».
3. Дети знают и демонстрируют в свободной деятельности элементы обычаев гостеприимства русского народа.
4. Дети знают, различают и применяют элементы народного декоративно-прикладного искусства в самостоятельной художественной деятельности (гжель и хохлома).
5. Дети используют народные игры в свободной деятельности.
Родители:
1. Активно сотрудничают с педагогами в развитии познавательных, творческих способностей детей.
2. Пополнят свои знания об истории и традициях русского народа.
3. Родители принимают активное участие в создании мини-музея, обогащении предметно-пространственной среды группы.
Этапы реализации:
Содержание проектной деятельности
I этап – организационный,
II этап – основной,
II этап – заключительный.
I. Организационный этап
· Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
· Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
· Составление плана работы с детьми по проекту.
· Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
· Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
· Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
II. Основной этап
Социально-коммуникативное развитие:
Мероприятие Цель
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «В русской избе», «Приходите в гости к нам»; Формирование у детей нравственно-
патриотические чувства; познакомить с
традицией чаепития, гостеприимством русского народа.
Формирование умение «разворачивать» сюжет игры, объединяться в игре, развивать умения пользоваться предметами русского быта, посудой, одеждой.
Рассматривание альбомов: «Русская изба», «Русский быт», «Предметы быта», «Русская семья», «Народные промыслы», «Традиции чаепития», «Богатыри земли русской», «Слава русской старине», «Русский костюм», «Русская кухня», «Масленица», «Пришла коляда». Закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества.
Дидактические игры: «Чего не хватает», «Собери самовар», «Найди отличие», «Герои русских былин», «Найди пару», «Археолог», «Четвертый лишний», «Расставь предметы быта в русской избе», «Четвертый лишний», «Собери сказку из пазлов», «Лента времени», «Что сначала, что потом». Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память;
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Познавательное развитие:
Мероприятие Цель
Экскурсия в музей «Русская изба»,
Просмотр презентаций «Изба на Руси», «Русь мастеровая», Русские богатыри»,
ООД «Устройство русской избы»,
ООД «В русской горнице»,
ООД «Генеалогическое древо семьи»,
ООД «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице»,
ООД «Масленица», «Колядки». Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Ознакомление детей с историей возникновения и традициями
празднования «Масленица», «Колядки», как отмечали этот праздники на Руси. Обогащать словарный запас детей
Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины.
Речевое развитие:
Мероприятие Цель
Чтение и заучивание: потешки, загадки о предметах крестьянского труда и быта, поговорки, пословицы, заклички, скороговорки.
Былины о Богатырях земли русской «Илья Муромец»
ООД «Путешествие по русским
народным сказкам».
Чтение сказки «По щучьему велению», «Гуси-лебеди». Ознакомление детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины.
Развивать внимание, память детей, учить внимательно, слушать и пересказывать,
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Беседы: «Что такое культурное наследие. О русской культуре», «Русские народные игрушки», «Русская матрешка», «Россия моя мастеровая», «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни, «Богатыри земли русской», «Народные промыслы», «Масленица», «Святки Колядки». Познакомить детей с искусством гжельской, хохломской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала на тему:
«Эти мудрые русские сказки».
Народные сказки : «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок». Способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через сказки.
Художественно-эстетическое развитие:
Мероприятие Цель
Лепка «Лепка Конек Горбунок» (пластилинография) :
«Гжель», «Золотая хохлома».
Учить детей выразительно передавать образы объектов. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно-творческой деятельности.
Рисование, аппликация:
«Изба», «Народно-прикладное искусство», «Народный костюм», «Русский самовар», «Масленица», «Святки-колядки», «Богатыри»,
«Любимые герои народных сказок». Знакомить детей с народно-прикладным искусством, с историей их возникновения. Учить выделять элементы узора (Гжель, Хохлома, создавать узоры по собственному
замыслу, используя знакомые элементы росписи.
Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Рассматривание альбомов: «Гжель», «Хохлома», «Масленица к нам пришла», «Одежда русских людей», «Традиции русской семьи», «Богатыри русские». Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами в свободной деятельности.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы», «Русские народные узоры», «Народные костюмы», «Русские Богатыри», «Масленица». Приобщать детей к истокам народного творчества.
Д/и «Угадай роспись», «Составь узор», «Выложи узор», «Что перепутано». Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т. д.
Слушание народных песен (аудиозапись).
Развлечение: Святки-Колядки, Масленица. Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.
Физическое развитие:
Мероприятие Цель
Пальчиковая гимнастика: «Заря –зарница», «Такие разные дела», «За работу».
Физминутка: «Богатыри»
Игра м/ п: «Платочек», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеек», «Карусель». Познакомить детей с русскими народными, хороводными играми. Развивать образное восприятие хороводов, коммуникативные умения с помощью народных игр.
Взаимодействие с родителями
Цель: повышение педагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
Консультации:
- «Значение родителей к приобщению детей к русским традициям»
- «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуры»
- «Традиции русского чаепития»
- «Во что играли наши бабушки»
-«Народные традиции и праздники»
- «Русский народный промысел»
- «Как люди на Руси жили».
Сочинение мини сказок с зарисовками.
Помощь в создании мини-музея «Русская Изба», изготовление атрибутов.
III. Заключительный этап
Развлечение: «Русские посиделки»
Мини – музей «Русская изба»
Мини - макет «Русский изба»
Выводы:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства:
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Литература:
1. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова» Знакомство детей с русским народным творчеством” : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. и др. –СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
2. М. Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста” : Практическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. :
Детство-Пресс,2010.
4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. –СПб. : «Детство-Пресс»
Ресурсы интернета:
1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html
2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html
3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html
Отчет о проделанной работе
Уголок народного быта
Экскурсия в мини музей
Лепка «Лепка Конек Горбунок»
Бабушкина сказка семьи Макиян Лианы
Жили – были в лесу дедушка Медведь и бабушка медведица и был у них внук Мишка. Летом они ходили собирать малину. И вот одним таким летним днем Мишка спросил у дедушки: «Почему мы каждое лето делаем одно и тоже?» Дедушка Медведь ответил: «Это наша традиция!» «Я помню, как мой дед вместе со мной собирал малину, и мы готовим варенье, с которым пили чай всей семьей и теперь я с радостью передаю эту традицию тебе». Мишка улыбнулся и решил тоже передавать эту традицию своим детям и внукам. И теперь традиция по сбору малины и готовки варенья продолжалось уже несколько поколений.
Бабушкина сказка семьи Калининой Алисы
Как-то вечером Зайчик и Лисенок собрались идти домой. Лисенок сказал: - Зайка мы завтра с Ёжиком и Мишкой идем на земляничную поляну. Пойдешь с нами? Я знаю, как ты землянику любишь.
-Не могу, я маме обещал посадить морковь на огороде. На следующий день, где жили зайцы в дверь домика постучались. Открой дверь, Зайчик на пороге увидел своих друзей.
-Мы пришли тебе помочь. Дружно сказали друзья, без вас я бы и до обеда не управился. Выполнив всю работу отправились они за ягодами. Набрав ягод, собрались они домой где мама Зайчиха испекла земляничный пирог. Все вместе они сели пить чай.
Бабушкина сказка семьи Венеровской Пелагеи.
Жила – была девочка, которая любила сладенькое и каждый раз перед сном она мечтала попасть в страну шоколада и леденцов.
Вот однажды она оказалась на планете «Маршмелоу», где на деревьях росли конфеты, реки были из лимонада, а земля вся шоколадная. И только она захотела нырнуть в воду, раздался громкий звонок, это был будильник. Открыв глаза, девочка поняла, что это был сон. Все утро она рассказывала маме о своем путешествие. В детском саду ребята внимательно слушали рассказ о ее сне.
И в конце она сказала: «Вот бы реально попасть в такую страну».
Бабушкина сказка семьи Мискарян Сергея.
Жили – были дед и баба. Было у них много внуков, но жили они далеко и приезжали редко. И вот пришел день, когда должны приехать внуки. Дед говорит: «Надо баба испечь много пирогов». Приехали внучата, наелись до отвала. А дед с бабой и рады. Не зря на Руси говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Бабушкина сказка семьи Соловьянова Ивана
В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына Иван, Петр и Григорий. В один прекрасный день гуляли они по саду, к вечеру пришли к замку. А у ворот встречают их царь с царицей и говорят: «Напали на нашу землю разбойники. Собирайте войска и прогоните их с нашей земли!»
И поскакали братья с разбойниками сражаться. Три дня и три ночи была битва, много людей полегло на поле сражения, но братья победили.
Вернулись они домой с победой. Царь с царицей загордились своими сыновьями и устроили пир на весь мир!
Бабушкина сказка семьи Бекоева Елзара.
Жил – был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай. Ходил в лес за ягодами и грибами. Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел большой, красивый гриб-боровик. Только хотел его сорвать, гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился и н тронул гриб, а гриб хлопнул в ладоши и случилось чудо. Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.
Бабушкина сказка семьи Чалова Семена
Гриша пригласил Мишу на день рождение. Миша выбрал подарок и собрался в гости. Но так торопился, что забыл подарок дома и пришел на праздник без него. Миша очень расстроился и даже боялся заходить.
Гриша открыл дверь и очень обрадовался:
- Привет мой друг!
-Привет! С Днем рождения! Только я пойду домой, я подарок забыл.
-Ты что, Миша! Не переживай главное, что ты пришел! Я рад тебе, а не подарку!
Бабушкина сказка семьи Малыхиной Дарьи
Жили - были бабушка, дедушка и внученька Машенька. Они жили дружно, но помощи от Маши не было. Вот однажды пошли бабушка с дедушкой в лес по ягоды и заблудились. А Машенька плачет, кричит их около леса, зовет. Вдруг с леса эхо отвечает. Не берегла ты родных не помогала им. Пока не исправишься не отпущу бабушку и дедушку домой. Побежала Машенька дела делать: дом убрала, печь стопила, пироги напекла. А вскоре и бабушка с дедушкой вернулись. С тех пор Машенька всегда помогала им.
Бабушкина сказка семьи Фомина Данниила
Мишка Гоша был изобретателем. Пришла как-то к нему в гости Лисичка, а Мишка был весь грязный, так как изобретал что-то новое. Лисичка ему сказала: «Гоша ты бы вымылся, а то весь в грязи». Мишка ответил, что уже вчера мылся и ему надоело каждый день мыться.
- «Надо что ни будь изобрести, чтобы никогда не мыться» - сказал Мишка. Изобрел Мишка Эликсир чистоты. Эликсир ему очень помогал убрать грязь. Мишка так обрадовался. Что вылил на себя весь флакон и стал невидимым. Когда к Мишки пришли друзья, они очень испугались и подумали, что Мишка приведение. Мишка посмотрел на себя в зеркало и тоже испугался. Тогда он решил изобрести другой эликсир, чтобы стать видимым. Новый эликсир сделал его видимым, но больше Мишка не захотел экспериментировать с эликсирами чистоты, а стал купаться каждый день.
Бабушкина сказка семьи Сергеевой Дарьи
Жили-были в лесу дедушка Заяц и бабушка Зайчиха. И был у них внук Зайчишка. Каждое лето они отправлялись лес собирать разные ягоды. Но, однажды зайчику стало скучно в лесу, он не понимал зачем делать одно и тоже из года в год и спросил у дедушки: «Почему мы каждое лето собираем ягоды? Дедушка Заяц ответил: «Это наша традиция, Зайчишка. Я помню, как мой дедушка вместе со мной собирал ягоды, и мы готовили варенье, которым потом наслаждались всей семьей. И теперь я с радостью передаю эту традицию тебе». Зайчик улыбнулся и решил тоже передавать эту традицию своим детям и внукам. И так, традиция сбора ягод и готовки варенья продолжалась уже несколько поколений. Зайчик понял, что традиции – это то что передается из поколения в поколение и помогает сохранить историюсвоей семьи и культуру нашей страны.