Лучший педагог года

Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц»

Татьяна Кучеренкова
Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц»

Сведения об инновационном комплексном проекте

дошкольной образовательной организации

1. Название проекта

Филиал Студии эвристического развития «Мир на ладошке»

Центр наблюдений за живой природой

«Мы - друзья птиц»

2. Срок реализации проекта

С 09.01.2017-30.04.2017

3. Участники проекта

- педагоги,

- дети старшей группы «Капелька»,

- родители (законные представители).

4. Ключевые слова

Публикация «Проект „Центр наблюдений за живой природой „Мы — друзья птиц“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

развивающая предметно – пространственная среда – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

качество образовательного процесса - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Центр наблюдений за живой и неживой природой – помещение для наблюдений природных явлениях в неживой и живой природе, где расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

эвристическая деятельность – творческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира, направленная на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта);

образовательная область «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

профессиональная компетенция педагога - это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется педагог.

Познавательно – исследовательская деятельность – это умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий; устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий; самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей

Наблюдение – это целенаправленное восприятие детьми объектов и явлений природы.

5. Основная идея проекта

Создание филиала Студии эвристического развития «Мир на ладошке» - Центр наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц», отвечающей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

6. Актуальность проблемы

Качество дошкольного образования определяется рядом факторов, в том числе, образовательной средой дошкольной организации, которая оказывает прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Требования к развивающей предметно – пространственной среде устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

Пункт 3.3.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования устанавливает, что организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

Одним из принципов дошкольного образования, определенном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проявление любознательности, интерес к причинно-следственным связям, склонность к наблюдению, экспериментированию, способность к принятию собственных решений, основываясь на своих знаниях и умениях в различных видах деятельности - это целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для выпускников детских садов. Для достижения этого образовательный процесс требует применения инновационных методов и технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное, эвристическое обучение.

Участие ДОО в инновационном проекте «Студия эвристического развития «Мир на ладошке» нацеливает педагогов нашего детского сада на инновационную деятельность в области формирования развивающей предметно – пространственной среды группы (далее – РППС группы)

Одной из задач, поставленных при реализации инновационного проекта ДОО является : оформить в группах центры познавательной активности - «филиалы» Студии «Мир на ладошке»

Проведя педагогическую диагностику по образовательным областям с детьми старшего дошкольного возраста группы «Капелька» выявилась необходимость смоделировать и создать филиал Студии эвристического развития по направлению: познавательно – исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста

7. Новизна проекта.

Новизна предлагаемого проекта заключается в выборе содержимого «филиала Студии «Мир на ладошке» - Центра наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц» и его дизайнерского оформления. Зонирование игрового, методического, дидактического материала, его подбор и систематизация направлены на создание оптимальных условий для реализации образовательной программы по образовательной области «Познавательное развитие», по направлению наблюдение за живой и не живой природой, а с учетом интеграции – и по всем образовательным областям.

8. Цель проекта

Создать вариативный инновационный «Филиал Студии эвристического развития «Мир на ладошке» - Центр наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц», отвечающий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленной на повышение качества дошкольного образования.

9. Ключевые задачи проекта :

разработать проект, оформить «Филиал Студии эвристического развития «Мир на ладошке» - Центр наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц»;

повысить уровень развития детей по образовательной области «Познавательное развитие»;

повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, по созданию развивающей предметно – пространственной среды;

вовлечь родителей (законных представителей) обучающихся к созданию вариативной модели развивающей предметно – пространственной среды, привлечь их к деловому сотрудничеству в рамках партнерского взаимодействия.

10. Ожидаемые результаты проекта :

Создание «Филиала Студии «Мир на ладошке» - Центра наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц»;

- вариативная модель развивающей предметно – пространственной среды в группе, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленная на повышение качества дошкольного образования

повысится на 20- 30 % уровень развития детей по образовательной области «Познавательное развитие»;

повысится на 30-40 % уровень профессиональной компетенции педагогов по созданию развивающей предметно – пространственной среды;

качественно повысится уровень взаимодействия педагогического коллектива и родителей (законных представителей) воспитанников

12. Этапы реализации проекта

I. Организационный этап

• Подбор и изучение методической литературы.

• Работа с паспортом функционального модуля.

• Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов

• Составление перспективного планирования.

II. Внедренческий этап

• Пополнение центра наблюдение за живой и не живой природой в группе «филиал студии «Мир на ладошке»

• Разработка и составление картотеки игр по познавательному развитию для детей старшего возраста.

• Создание и изготовление игр по познавательному развитию

• Создание дневников наблюдений за птицами.

Проведение бесед с детьми на темы: «Птицы наши друзья», «Перелетные и зимующие птицы».

• Создание альбома с детьми «Вот, какие птицы».

• Проведение консультаций с родителями и участие в создании кормушек и скворечников.

III. Заключительный этап

• Подвести итоги реализации проекта, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

• выставка изготовленных скворечников и кормушек родителями с детьми.

тап

13. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам.

№ Этап Наименование мероприятия Краткое конкретное описание содержания мероприятия Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты Исполнители Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

1 Организационный

Изучение методической литературы по направлению наблюдение за живой природой

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).

Вторая неделя Январь 2017 Создание нормативной базы для проведения проекта Воспитатель

Создание списка литературы по данной теме

Работа с паспортом функционального модуля Анализ паспорта функционального модуля «Игровая» Третья неделя января 2017 Создание нормативной базы для проведения проекта Воспитатель Список необходимого оборудования

Составление перспективного планирования по направлению наблюдение за живой природой

Составление комплекса мероприятий для проведения наблюдений за живой природой.

Подбор дидактического материала, электронных образовательных ресурсов для организованной деятельности, художественной литературы для чтения.

Четвертая неделя января 2017 Создание комплекса мероприятий для проведения проекта Воспитатель Перспективный план реализации проекта

Результат

повысится на 30 - 40 % уровень профессиональной компетенции педагога по созданию развивающей

предметно – пространственной среды;

2 Внедренческий Пополнение центра наблюдение за живой и не живой природой.

Пополнить центр наблюдений за живой и не живой природой необходимым наглядным материалом. Первая неделя февраля 2017 Создание условий для проведения проекта Воспитатель, родители Добавление необходимого оборудования

Составление картотеки подвижных, дидактических и

др. игр Составление картотеки дидактических игр: «Какие бывают птицы

«Кто прилетел к кормушке?»

и др. ,

Подвижных: «Перелетные птицы», «Воробушки и кот» и др. Вторая неделя февраля 2017

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Воспитатель

Картотека игр по теме «Птицы»

Центр наблюдения за живой природой

Создание и изготовление игр по познавательному развитию

Вторая неделя февраля 2017 Изготовление игр Воспитатель, родители Игры и пособия по познавательному развитию

Проведение наблюдений за птицами.

Проведение целенаправленных наблюдений за повадками птиц на участке детского сада. Февраль- март

2017 Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц, о роли человека в жизни птиц.

анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения. Воспитатель, дети

Составление дневников наблюдений за птицами Ввести дневники наблюдений и ежедневно заполнение увиденных наблюдений Февраль- март 2017 Активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление. Воспитатель Дневники наблюдений за птицами

Проведение бесед с детьми на темы: «Птицы наши друзья», «Перелетные и зимующие птицы». Проведение бесед с детьми Третья неделя февраля 2017 Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Воспитатель, дети.

Проведение организованной деятельности на тему: «Перелетные птицы» Проведение организованной деятельности по теме «Перелетные птицы». Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц. Первая неделя марта 2017 Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание помогать им.

Воспитатель, дети. Конспект организованной образовательной деятельности

на тему: «Перелетные птицы»

Проведение организованной деятельности рисование на тему: «Скворцы

прилетели» Проведение организованной деятельности на тему: «Скворцы прилетели» Вторая неделя марта

2017 Учить рисовать фигурку скворца; развивать индивидуальность, творческую активность; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Воспитатель, дети. Конспект организованной образовательной деятельности рисование на тему: «Скворцы прилетели»

Создание альбома с детьми «Вот, какие птицы».

Создать альбом : «Вот какие птицы»

Третья неделя марта 2017 Закрепить знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц. Воспитатель, ,родители. Альбом, - «Вот, какие птицы»

Проведение консультаций с родителями и участие в создании кормушек и скворечников. Проведение консультации: «Птицы нашего края» Четвертая неделя марта

2017 Повысить знания родителей по теме, проблемных зонах. Воспитатель, родители Консультации и рекомендации для родителей

Проведение с детьми развлечения «День птиц»

Проведение с детьми развлечения «Птицы наши друзья»

Первая неделя апреля 2017 Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Побуждать у детей ласковое, заботливое отношение к птицам.

Воспитатель, дети. Конспект развлечения с детьми старшей группы: «День птиц»

Результат

повысится на 20 - 30 % уровень развития детей по образовательной области «Познавательное развитие»;

повышение уровня педагогической компетенции в вопросах по созданию программно – методического сопровождения образовательного процесса по познавательному развитию; создания и функционирования центра наблюдений за живой природой

3 Заключительный Подвести итоги реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта, формулировка выводов. Апрель 2017 Повышение качества предоставления образовательных услуг, повышение уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» Воспитатель Презентация проекта

Презентация альбома «Вот, какие птицы». Выставка альбома «Вот, какие птицы». Апрель 2017 Повышение уровня профессионального мастерства Воспитатель Альбом «Вот, какие птицы»

Выставка изготовленных скворечников и кормушек родителями с детьми. Вывешивание изготовленных скворечников и кормушки родителями с детьми. Апрель 2017 Повышение уровня мастерства Воспитатель Фото презентация

Результат Создан «Филиал Студии эвристического развития «Мир на ладошке» - Центр наблюдений за живой природой «Мы – друзья птиц» - вариативная модель развивающей предметно – пространственной среды в группе, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленная на повышение качества дошкольного образования

13. Перечень материалов и оборудования для Филиала Студии эвристического развития «Мир на ладошке» - Центра наблюдения за живой и не живой природе «Юные защитники природы»

Компонент

дидактический Компонент оборудования Компонент

стимулирующий

- Картотеки игр;

- Книги познавательного развития

познавательного характера атлас;

-коллекции природных материалов;

- природный материал : камни, шишки, горох, фасоль, плоды каштана ракушки, семена, почва и др. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,

- календарь погоды настенный;

- звери, насекомые (мелкого размера);

-Карточки - птиц.

-наглядные пособия символики России;

-физическая карта мира; -мини-стенд "Перелетные и зимующие птицы ";

- личные блокноты детей для фиксации наблюдений;

- дидактические игры: «Угадай что за птица», «Птичья столовая»;

- лото: «Кто, где живет»;

- домино: «Мир животных».

14. Нормативно – организационное обеспечение проекта

1. Конституция РФ (от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года).

2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ).

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

7. Муниципальная программа «Развитие образования Озёрского муниципального района» на 2015 - 2019 годы (утверждена постановлением главы Озёрского муниципального района от 15.10.2014 № 1360).

8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – детского сада № 14 «Весёлые звоночки».

9. Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – детского сада № 14 «Весёлые звоночки».

10. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – детского сада № 14 «Весёлые звоночки».

11. Приказы по дошкольной образовательной организации.

12. Положение о работе творческой группы над проектом «Студия эвристического развития «Мир на ладошке»;

13. Протоколы Педагогических советов, Управляющего совета, положение о работе с интерактивным оборудованием, инструкции по охране труда, инструкции по безопасности работы детей в студии эвристического развития «Мир на ладошке»

15. Материально – техническое обеспечение проекта

№ п/п Наименование имеющегося материально – технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и др.) Количество (ед) Планируемый вид использования

1. Мольберт 1 Проведение организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

2. Магнитная доска 1 Проведение организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

3. Ноутбук 1 Проведение организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

4. Природные материалы 1 Проведение наблюдений за живой и не живой природой

5 Коллекция серии наглядных пособий «Мир в картинках» 1 Проведение наблюдений за живой и не живой природой

6 Утилизированный материал 1 Проведение наблюдений за живой и не живой природой

7 Муляжи : звери, насекомые - мелкого размера 1 Проведение наблюдений за живой и не живой природой

8 Лото: «Кто, где живет»

1 Проведение организованной деятельности по познавательному развитию

9 Домино: «Мир животных» 1 Проведение организованной деятельности по познавательному развитию

10 Дидактическая игра «Угадай, что за птица», 1 Проведение организованной деятельности по познавательному развитию

17. Основные риски проекта

№ п/п Наименование риска Вероятность возникновения, % Степень влияния на результат, % Меры реагирования на риск

1. Недостаточное финансирование 30% 30% Привлечение спонсоров, оказание платных образовательных услуг

2. Противоречие между необходимостью преобразования развивающей предметно – пространственной среды согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и недостаточной информационной компетентностью педагогов 30% 30% Создание условий для участников проекта в сфере самообразования, проведение консультаций, семинаров на базе дошкольной образовательной организации

18. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации

№ п/п Планируемое мероприятие Механизмы реализации

1. Региональные семинары практикумы, круглые столы. Проведение семинаров, круглых столов на базе дошкольной образовательной организации, муниципального и регионального уровня

2. Распространение информации о реализации проекта на сайте дошкольной образовательной организации, на персональном сайте, сайте группы. Выкладывание информации «Филиала Студии эвристического развития «Мир на ладошке» Центр наблюдений за живой природой «Мы - друзья птиц» на сайте персональном и сайте группы.

3. Создание банка данных по реализации проекта Публикации в различных печатных изданиях, интернет – ресурсах.

Публикации по теме:

Макеты как средство ознакомления детей с живой природойМакеты как средство ознакомления детей с живой природой Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы я изготовила несколько наглядно-игровых пособий в форме макетов: "Домашние.

Конспект Открытого занятия по ознакомлению с природой на тему «Покормим птиц» Программное содержание: Цель: - обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах, закрепление представлений детей о сочувствии,.

Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья» Провела Сидорова С. Р Вид детской деятельности. "Познавательное развитие" Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие",.

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Загадки от Лесовичка про птиц» (младшая группа) Конспект занятия по ознакомлению детей с природой. Младшая группа. Кемалова Лутфие Исметовна. Цель: познакомить детей с разнообразием птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Мои зеленые друзья» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Мои зеленые друзья» Подготовила:воспитатель Корнийчук В. А. Задачи: • продолжать.

Мероприятие выходного дня в центр мониторинга и реабилитации хищных птиц «Холзан»Мероприятие выходного дня в центр мониторинга и реабилитации хищных птиц «Холзан» Познавательный проект «экскурсия выходного дня в центр по мониторингу и реабилитации хищных птиц Холзан» Краткая аннотация проекта: «Так.

Организация наблюдений за неживой природой Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством.

Праздник с родителями по экологии. «Моя семья и я с природой лучшие друзья»Праздник с родителями по экологии. «Моя семья и я с природой лучшие друзья» Праздник с родителями по экологии. «Моя семья и я с природой лучшие друзья» Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания,.

Проект «Друзья птиц»Проект «Друзья птиц» .

Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой природойЭкологические макеты как средство ознакомления детей с живой природой Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным. «Животный мир» является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц»
Опубликовано: 7 мая 2017 в 22:55
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД