Вера Кильгянкина
Проект «Читаем всей семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«Читаем всей семьёй»
«Семейное чтение тонкой
нитью соединяет одну душу с другой,
и тогда рождается родство души».
Я. Корчак
Проблема:Недостаточно уделяется внимание чтению в кругу семьи.
Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
Задачи:
Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
Публикация «Проект „Читаем всей семьёй“» размещена в разделах
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).
Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.
Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.
Родителям глубже понять своего ребенка.
Сплотить семью через чтение художественных произведений.
Вид проекта : Творческий, детско-семейный, краткосрочный.
Участники: Родители, дети 2 младшей группы, воспитатели.
Автор проекта : Кильгянкина В. В. воспитатель высшей квалификационной категории.
Ожидаемый результат:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Этапы проекта :
1. Погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей и родителей в предстоящей деятельности.
2. Выбор идей, поиск решения проблемы.
3. Реализация идеи.
4. Презентация проекта.
План реализации проекта
1. Предложить принести в группу любимые книги из дома, провести беседу «Моя любимая книга».
2. Подготовка атрибутов к театрализованной деятельности (маски-ободки) родителями и воспитателями.
3. Посетить среднюю группу, чтобы рассмотреть их книжный уголок.
4. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книгах, полученных в дар от детей средней группы, познакомить с содержанием.
5. Подготовить рекомендации родителям «Книга в жизни ребенка».
6. Провести беседу как правильно хранить книги.
7. Анкетирование родителей «Традиции семейного чтения».
8. Знакомство с книжками-игрушками, звуковыми и музыкальными книгами
9. Работа в книжном уголке:
-чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек и небольших стихотворений;
-настольный театр, игры с игрушками и масками по русским народным сказкам («Репка», «Колобок», «Теремок»).
10. Выставка рисунков по сюжетам знакомых литературных произведений нарисованных детьми совместно с родителями.
11. Открытие «Книжкиного дома»
Результат:
В конце проекта у детей появился интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. Стали чаще использовать фигурки настольного театра, для рассказывания сказок. Дети знают правила обращения с книгой и стараются их применять. Родители принимали активное участие в реализации проекта, получили новую и полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Беседа «Моя любимая книга»
Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребёнка в группу. Примерный список литературы: русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Козлятки и волк».
Ход беседы
В ходе рассматривания книг, принесённых детьми из дома, вспомнить отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников.
Русская народная сказка «Репка»
Воспитатель. В гости к нам прибежала мышка и просит прочитать книжку о том, как она помогла вытащить большую- пребольшую репку. Кто принесёт такую книжку? Как называется твоя любимая сказка? Давай вместе расскажем детям русскую народную сказку «Репка». Воспитатель начинает рассказывать сказку, стимулируя ребёнка к совместному воспроизведению текста. По ходу рассказывания выставлять фигурки настольного театра.
Русская народная сказка «Теремок»
Предложить рассмотреть книгу со сказкой. Уточнить с опорой на иллюстрации героев сказки, которые жили в теремке. Предложить вспомнить, какие прозвища были у каждого из них, как звери просились в теремок.
Воспитатель. Мышка какая? Какое прозвище было у неё в сказке? Мышка-… Как просилась мышка в теремок? (Пи-пи-пи, терем -теремок, кто в теремочке живёт) Кто пришел последним? Медведь какой? Какое прозвище было у него в сказке? Как прсился медведь в теремок? Медведь и полез в теремок. Что случилось с теремком? -А в нашем теремке звери живут-поживают и добра наживают.
Русская народная сказка «Колобок»
Воспитатель. А какую книжку принёс … (имя ребёнка? Как называется твоя любимая сказка? Каким на картинке нарисован Колобок? (Круглым, румяным, желтым.) Давайте поиграем в волшебников и превратим эти кружки в героев сказки «Колобок». Каким по цвету должен быть кружок-Колобок? (Желтым). Каким на картинке нарисован зайчик? Посмотрите внимательно на картинку: в какое время года встретились Колобок с зайчиком? Кружок какого цвета выберем для зайчика? (Серого). А если бы история про Колобка произошла не летом, а зимой, кружок какого цвета вы бы выбрали для зайчика? (Белого). Когда модель сказки готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей: круглый, румяный, желтый Колобок, серый, маленький зайчик, серый, большой, страшный волк и т. д.
Сказка «Козлятки и волк».
В ходе рассматривания иллюстраций книги воспитатель предлагает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.
Воспитатель. Как маленькие козлятки догадались, что пришел волк? Да, волк запел толстым-претолстым голосом: «Вы детушки, вы козлятушки». Пропойте эту песенку толстым голосом. Как отвечали козлята волку? («Слышим-слышим! Не матушкиным голосом поёшь…») Каким голосом пели козлята?
В конце беседы воспитатель знакомить детей с правилами обращения с книгами.
-Чтобы каждый из вас мог ещё не раз почитать эти книги вместе со мной или родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, Рассматривать сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Куда же можно положить принесенные из дома книги? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает на следующий день посетить старшую группу, чтобы рассмотреть книжный уголок и обсудить его оформление.
Экскурсия в среднюю группу.
Цели: побуждать к совместной деятельности со сверстниками, приучать к участию в общем мероприятии.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ходить в гости очень интересно. Кто хочет со мной отправиться в гости к детям средней группы? Все пойдём!
Дети топают, изображая шаги больших и маленьких ног (3-4 повторения).
Поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети вместе с воспитателем проговаривают: «Вниз-вниз-вниз-внизу, вверх-вверх-вверх-вверху».
Перед входом в группу вспомнить с детьми, как нужно вести себя гостях (поздороваться, не шуметь).
Воспитатель показывает движения для выполнения пластического речевого этюда «Стучалочка», дети повторяют движения и текст первой и второй строк:
Тук-тук! Тук-тук! Из ворот слышен стук. (Дети стучат кулачком в воображаемые ворота.)
Двери отворяйте, в дом гостей впускайте. (Разводят руки в стороны, корпус наклоняют чуть вперёд.)
Весёлых ребятишек, девчонок и мальчишек. (Руки на поясе, качают головой вправо-влево, улыбаются.)
Тук-тук! Тук-тук!
Дети здороваются. Воспитанники средней группы приглашают малышей войти и проводят для них экскурсию. Показывают все свои уголки, рассказывают о них. В конце экскурсии гости оказываются у книжного уголка. Дети средней группы рассказывают о своём книжном уголке, напоминают правила аккуратного обращения с книгами.
В заключении дети средней группы дарят малышам книги сказок.
Дети прощаются, благодарят за экскурсию.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Кот, петух и лиса» и чтение сказки.
Цель: формировать умение рассматривать книжные иллюстрации. слушать и понимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на воображаемые события.
Предварительная работа: за день до организованного рассматривания воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию иллюстраций в книге «Кот, петух и лиса» с целью выяснения, какой рисунок понравился каждому из детей больше всего.
Ход: Показать книгу сказок. Посмотрите, как аккуратно читали эту книгу дети средней группы. Все листочки в ней целые, не помяты, не испачканы. А ведь бывает и по-другому.
Чтение стихотворения К. Жане «Братишки»
Купила по книжке братишкам,
Один прочитал свою книжку,
Другой разорвал свою книжку.
Купила братишкам по книжке,
Но разные были братишки!
-Чтобы каждый из вас мог ещё раз почитать эту книгу, рассмотреть в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ней. Давайте вспомним правила аккуратного обращения с книгами (брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом).
Показывая иллюстрированное издание сказки «Кот, петух и лиса» рассказать, кому из детей какая картинка понравилась, что интересного увидели на картинках:
-Матвею очень понравилась картинка про петушка (показывает иллюстрации к сказке). Расскажи, Матвей, какой петушок, чем он тебе понравился. А вам, ребята, понравилась эта картинка? Мне она тоже понравилась.
Можно предложить одному-двум детям самостоятельно высказаться о том, что понравилось на выбранной ими картинке. В заключение воспитатель описывает ту иллюстрацию, которая больше всего понравилась ему самому (Или ту, которую дети обошли своим вниманием).
-Чтобы увидеть больше, надо учиться внимательно рассматривать картинки в книге. Посмотрите, как испуганно здесь машет крыльями петушок, как широко раскрыт его клюв. Что случилось? (Предложения детей). Узнать о том, что случилось с петушком, мы сможем, когда прочитаем русскую народную сказку «Кот, петух и лиса».
За ступенькою ступенька - станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько – будет песенка.
А колечко на колечко – станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.
-Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
Выразительное чтение.
Беседа о прочитанном :
-Понравилась ли вам сказка?
-Кто из героев сказки понравился вам больше всего?
-Что наказывал петушку котик, когда уходил?
-Послушался ли его петушок?
-Какой был петушок?
-Что лиса говорила петушку?
-Какая была лиса? Каким голосом говорила лиса? (интонационное упражнение)
-Как звал петушок котика? Каким голосом? (интонационное упражнение)
-Как котик – братик спас петушка?
Ещё раз прочитать отрывок о спасении петушка для закрепления эмоционального впечатления и углубления восприятия.
Беседа: «Какие бывают книги?»
Цель: способствовать формированию интереса к книгам. Ход беседы
Воспитатель. Посмотрите, как много книг у нас в группе! И все они такие разные! Давайте рассмотрим их внимательно и выясним, чем похожи книги и чем отличаются. (Раздаёт детские книги, разные по цвету, размеру, толщине.)
-Для чего нужны эти книги? (Чтобы читать, рассматривать в них картинки, узнавать что-то новое.)
-Из чего состоит книга? У всех книг есть (страницы, на них буквы и картинки). Обратить внимание детей на страницы книги, предложить потрогать их, погладить рукой. Спросить: «Какие в книге страницы?» (Гладкие, белые). Затем раздать детям листы бумаги и предложить помять их.
-Вот как легко мнутся листы бумаги! Также легко мнутся листочки в книге, если переворачивать их торопливо, неаккуратно. Будем листать книги бережно, аккуратно, вот так (показать и предложить каждому ребёнку несколько страниц своей книге).
-Возьмите в руки свою любимую книгу. Посмотрите внимательно: спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Как называется твоя книга? Да, это русская народная сказка «Теремок». Для тех, кто ещё не умеет
Читать сам, на обложке нарисован домик-теремок. А как называется твоя книга? Верно, эта книга про игрушки. Вот они, нарисованы на обложке. Книга так и называется - «Игрушки», а написала её Агния Львовна Барто. Да, у всех книг есть страницы и обложка.
-А какая обложка у вашей книги – жесткая, твёрдая или мягкая? Книгу с мягкой обложкой нужно открывать аккуратно, чтобы не порвать и не помять.
-Какого цвета обложка у вашей книги? Да, обложки у книг могут быть самых разных цветов: красного, зелёного, желтого, могут быть с рисунками.
-Какого размера ваша книга? Маленькая или большая? Она толстая или тоненькая? Тяжелая или лёгкая? Много книг у нас в группе! Их можно читать, рассматривать в них картинки. Книги помогают нам узнать что-нибудь новое, интересное. Будем беречь их. Аккуратно обращаться с ними. ( Совместно с детьми вспомнить правила аккуратного обращения с книгами: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом.)
Занятие «Кошкин дом»
Программное содержание: Учить детей отгадывать загадки; анализировать внешние признаки тех, о ком говорится в загадках. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов. Познакомить детей с новой иллюстрацией, учить внимательно её рассматривать, замечая в ней главное и детали; выделять средство выразительности - цвет. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду.
Ход:
Посмотрите, сколько разных картинок. Я буду загадывать вам загадки, а вы найдите и покажите картинку – отгадку.
Слушайте внимательно:
Острые ушки, на лапках подушки.
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)
-Как вы догадались, что это кошка? Что делает кошка днём? Почему она спит днём? За кем она охотится ночью?
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
-Как вы догадались, что это курица? Как она своих детей созывает?
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он- то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой. (Заяц).
- Что любит заяц? Где он скачет? Какой зайчик?
- Ребята, а вы знаете, какая история произошла однажды с этими животными? В доме у кошки случился настоящий пожар.
- Давайте мы все вместе вспомним потешку «Кошкин дом».
Дети встают, проговаривают потешку и выполняют движения:
Тили-бом! Тили-бом! (хлопать в ладоши)
Загорелся кошкин дом! (руки поднять вверх и потрясти кистями рук)
Кошка выскочила! (топать ногами, схватиться руками за голову, покачать головой)
Глаза выпучила. (приставить к глазам "очки" из больших и указательных пальцев)
Бежит курочка с ведром (ладошки сложить, как будто набираем воду и бежать на носках)
Заливает кошкин дом, (руки сжать в кулаки и быстро разжать, делают движения как будто брызгают)
А лошадка – с фонарем, (поднять руку, сжатую в кулак, вверх)
А собачка - с помелом, (как будто подметают)
Серый заюшка с листом (обеими ладонями делать махи движением от себя)
Раз! Раз!Раз! Раз! (хлопать руками)
И огонь погас! (поднять руки вверх, ладони раскрыты вниз; на каждый слог постепенно рывками опускать их вниз и присесть).
Дети садятся на стульчики.
- Ребята я вам принесла новую иллюстрацию к этой потешки. Посмотрите, как художник Юрий Васнецов красиво, ярко, выразительно нарисовал героев этой потешки.
-Давайте посмотрим на неё внимательно.
-Это иллюстрация весёлая или грустная?
-Почему она грустная?
- А кто кричит «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом!»? (сопровождение текста звоночком)
-Правильно кошки, а где они нарисованы? (на колокольне)
- А зачем они звонят во все стороны? (чтобы сообщить всем о пожаре)
- А кто услышал звон и поспешил на помощь кошке, заливать её дом?
(курица)
-Как можно сказать про курицу, какая она в этой потешке? (храбрая, смелая, отважная, отзывчивая)
-А кто ещё услышал звон и спешит на помощь? (птицы)
-Как можно сказать о них. (храбрые, смелые, отважные, отзывчивые)
- А что делает кошка? ( уточнение воспитателя: бегает, кричит жалобно, испуганно мяу – мяу)
- Давайте и мы жалобно помяукаем
- О ком на картине мы ещё не рассказали? Что делают мыши?
-Они испугались или обрадовались?
-Покажите, как они испугались?
- Посмотрите, как художник Васнецов с помощью цвета, краски передал, что пожар это очень страшно. Небо, землю и всё вокруг он нарисовал синим цветом. Этот цвет передаёт опасность, тревогу. Посмотрите, как художник нарисовал огонь красные языки вырываются из окна и поднимаются в небо чёрными клубами, как будто мы слышим, как кричит пожар: «Я пожар, я беда, разбегайся кто куда!»
-А как вы думаете, почему у кошки загорелся дом?
-А можно детям брать спички? Дома оставаться одним?
- Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и соблюдать, и тогда с вами не произойдёт такой страшной беды.
Открытие «Книжкиного дома»
Цель: Формировать представление о связи собственной целенаправленной активности с результатами коллективной деятельности (презентация индивидуальных рисунков в коллективном альбоме).
Ход: В группу приходят родители.
-Ребята, покажите гостям, какой красивый книжный уголок появился в нашей группе. (Дети вместе с родителями подходят к книжному уголку и рассаживаются на свободные места.) У наших дорогих и любимых книг есть свой дом, похожий на теремок.
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрём-
Сказку в гости позовём!
-Ребята, вы знаете уже много сказок. О каких животных рассказывается в этих сказках? Скажите, как называют в сказках зайчика? Верно, зайчик - попрыгайчик, заюшка, заинька. А лису? Лисичка - сестричка, лисонька, плутовка.
-А вот и сама лисичка к нам пожаловала. Какие сказки вы знаете о лисичке? («Колобок», «Кот, петух и лиса»). Какая была лисичка в этих сказках? А в потешке «Бежала лесочком лиса с кузовочком…» совсем другая лисичка. Послушайте потешку:
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
-А что в кузовочке?
-Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.
Проводится подвижная игра «Лиса» : ребёнок в шапочке лисы с кузовочком в руках- в центре круга. Воспитатель говорит первые строки потешки, остальные хором задают лисе вопрос: «А что в кузовочке?» Лиса отвечает словами потешки.
-Раз нет в кузовочке петушка из сказки «Кот, петух и лиса», беги лиса к лисятам! Дети повторяют хором: «Беги, лиса к лисятам!» Лиса выбегает со своего места и бежит вокруг детей, Выбирая одного из них на роль лисы.
-А вот и новая гостья к нам пришла из сказки пожаловала. Догадайтесь, кто это?
Острые ушки, на лапках подушки.
Усы - как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
-Да, эта загадка про кисоньку – мурысеньку (котика – кота). Кто хочет рассказать гостье потешку «Кисонька – мурысенька» (Выразительное чтение детьми потешки)
-А помните, как однажды в доме у кисоньки – мурысеньки случился настоящий пожар? Давайте эту историю расскажем нашим гостям.
С учётом желания детей воспитатель распределяет роли героев сказки С. Маршака «Кошкин дом». Педагог начинает читать стихотворение, а дети хором продолжают:
Воспитатель. Тили - бом! Тили – бом! Загорелся…
Дети (хором). Кошкин дом.
Воспитатель. Идёт дым…
Дети (хором). Столбом.
Воспитатель. Кошка выскочила,
Дети. Глаза выпучила.
Ребёнок в шапочке кошки. Мяу – мяу! Ах, спасите – помогите!
Воспитатель. Бежит курица с ведром,
Один из детей. Заливает кошкин дом.
Ребёнок в шапочке курицы. Куд – куда! Куд – куда! Ах, беда – беда – беда! (Имитирует движения по тексту)
Воспитатель. А лошадка с фонарём.
Ребёнок в роли лошадки. И – го – го! И – го – го! Кошку дружно мы спасём!
Воспитатель. А собачка с помелом.
Ребёнок в роли собаки. Гав – гав – гав! Мы метлой огонь собьём!
Воспитатель. Серый заинька с листом.
Ребёнок в роли заиньки. Раз! Раз! Раз! Раз! (Начинает равномерно махать большим листом из плотной бумаги.)
Все дети (хором). И огонь погас! (Аплодисменты зрителей, актёры кланяются.)
Воспитатель. На праздник принято дарить подарки. Отгадаёте, какой подарок мы вместе подготовили к празднику открытия «Книжкиного дома» : бумажный, с листочками, на каждом листочке можно нарисовать картинку? (Альбом.) Верно, сегодня из ваших рисунков мы сделаем общий альбом.
Каждый ребёнок выходит с одним из членов своей семьи и рассказывает о рисунке, который нарисовали дома. Рисунки поместить в папку. В итоге получается общий альбом, который торжественно ставят на полку в книжный уголок. Праздник заканчивается чаепитием детей и взрослых
Беседа "Мои любимые книги".
Дети рассказывают свою любимую сказку с опорой на картинки и символы.
Непосредственная образовательная деятельность "Кошкин дом". Дети отгадывают загадки и находят картинку-отгадку.
Игра "Кошкин дом"
Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом. Дети рассматривают иллюстрацию Ю. Васнецова "Кошкин дом"
Беседа "Необычные книги".
Рисунки детей с родителями по любимому произведению.