Приложение МААМ

Проект «Чудо-вода». Подготовительная к школе группа.

Ольга Дмитриева
Проект «Чудо-вода». Подготовительная к школе группа.
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема :Во время чтения сказки «По щучьему велению…» Софья спросила меня «А почему лед в проруби белый?». Я предложила ребятам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность детей, я задала ребятам провокационный вопрос: «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?». Большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение о разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды «Чудо-вода».

Публикация «Проект „Чудо-вода“, Подготовительная к школе группа,» размещена в разделах

Актуальность :Для того, чтобы расширить кругозор детей подготовительной группы,я использовала поисковый метод творческого воображения детей и литературу книга «Что,где, когда», детскую энциклопедию.

Цель проекта : Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи проекта :

-Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

-Развивать представления о свойствах и состояниях воды;

-Развивать навыки элементарного экспериментирования

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и формы работы: занятия; чтение художественной литературы, беседы и наблюдения детей за водой, опытно экспериментальные исследования, консультации с родителями «Забавные химические опыты на кухне».

Участники проекта : дети 6-7 лет и их родители, воспитатель Дмитриева О. Н.

По продолжительности: краткосрочный

По деятельности: исследовательско - творческий,практико-ориентированный.

Сроки проведения: 16.01.2017г. - 16.02.2017г.

Вид проекта : групповой, коллективный, внутренний.

Ожидаемый результат: Закрепить у детей свойства о воде, о состояниях, о причинно следственных связях, роли в жизни планеты и человечества, овладение несложными способами экспериментирования с водой. Сформировать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, осуществление взаимодействия с родителями, их активное участие в воспитательном процессе.

I этап проекта -подготовительный

Содержание деятельности и формы работы с детьми. Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять мно-жество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др. ?» В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности этапов работы.

II этап проекта- исследовательский

Поиск ответов на поставленные вопросы, складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы. «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следующий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Основные правила организации исследовательской деятельности.

-Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если?»и т. д.).

-Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).

-Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.

В дальнейшем, приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности.

-Создание игровой проблемной ситуации.

-Сюрпризные моменты.

-Проблемные вопросы.

-Обращение к опыту детей.

-Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно

III этап проекта- заключительный

Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.

В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в подготовительной группе подтвердили успешность проведенной работы:

1. Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2. Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3. Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

Виды деятельности Взаимодействие с педагогом в разных видах деятельности

Взаимодействие со сверстниками Работа с родителями

Коммуникативная

Беседы : «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Вода нужна всем»

Чтение художественной и познавательной литературы: «Речка зимой» В. Фетисов, «Вода» Н. Рыжовой

Наблюдение:

«Наблюдения за водой»,

«Наблюдения за сосульками», «Наблюдения за облаками»

Отгадывание загадок, разучивание стихов. Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение. Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

Продуктивная Лепка

Центр «Мастерилка»

Лепка

Тема: «Аквариум для рыбок»

Оформление экологической газеты

«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».

Игровая Д/игры «Раскрась обитателей воды».

«Тонет не тонет»,

Уголок Знайки

Спроси у «Глобусника»

Сюжетно – ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».

Познавательно -исследовательская Опыты

«Вода прозрачна», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая, может течь», «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются», «Вода не имеет формы» Игры забавы с водой. «Экспериментируем

вместе с ребёнком дома»

Двигательная «Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,

«Рече –двигательное упражнения». Игра «Море волнуется» Совместные игры

Работа с родителями

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии. Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности. В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома. Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях –активных творцов, способных добиваться поставленной цели

Развивающая предметно-пространственная среда

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность детей

1. Картотека опытов, экспериментов

2. Картотека проблемных вопросов

3. Картотека подвижных игр по лексическим темам

4. Презентации созданные педагогом

5. Игры-викторины

Работа в уголке экспериментирования, природы

6. Изготовление макетов, поделок из различных материалов

7. Чтение книг, энциклопедий

1. Уголок экспериментирования

2. Коллекции

3. Игры-путешествия

4. Книги, энциклопедии

5. Рассматривание альбомов «Что было до…» (истории возникновения различных предметов)

Итог проекта :

Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе. Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Приложение

Опыты.

1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: "Какая вкусная вода", хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3. У воды нет запаха

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

4. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое "жидкая", предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он. жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель. густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

5. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

6. Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в тарелку, стакан (любые сосуды, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Беседы.

1. Беседа: "Вода вокруг нас".

Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём - голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник - это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

2. Беседа: "Путешествие капельки".

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки - море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик "море". Понаблюдать за испарением воды.

3. Беседа: "Вода нужна всем".

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход. Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

Наблюдения

1. Наблюдения за водой.

Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

2. Наблюдения за сосульками.

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.

Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она - гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы.

3. Наблюдения за облаками.

Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.

Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

1. Художественная литература

"Речка зимой"

В. Фетисов

Нашу речку - рыбий дом -

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки -

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке.

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

2. Разучиваем стихотворение

Н. Рыжовой "Вода"

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить.

Без воды нам не прожить!

Уголок Знайки

Спроси у «Глобусника»

Вода – это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лед, при ста градусах – в пар. Посмотрите на меня, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти пяти процентов человеческого тела составляет вода). Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно.

Центр «Мастерилка»

Тема: «Аквариум для рыбок»

Цель:

1. Продолжать учить создавать общие композиции («Аквариум»).

2. В процессе работы развивать фантазию, воображение детей.

3. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.

4. Воспитывать любовь к животным.

Материал: стеклянная банка с крышкой, разноцветный пластилин, пластмассовая доска для лепки и специальные стеки для работы с пластилином.

Игра «Какая бывает вода»

Ход игры:

Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. ( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

Дидактическая игра «Раскрась обитателей воды».

Цель: Познакомит ребят с обитателями морского побережья и расскажет много интересных фактов из жизни прибрежных жителей моря.

"Пожиратель мела"

Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента.

Памятка для родителей.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе, этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. н. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Заключение

В ходе реализации проекта «Чудо-вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы.

1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Москва,2008г

2. А. П Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте Тамбов,2006г

3. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме Вода»» Москва,2013г

4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений Москва 2009г

5. В. В. Щетинина «Неизведанное рядом».Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

Публикации по теме:

Проект «Чудо-вода» с применением ИКТ Проект по познавательному развитию с использованием ИКТ подготовительной группой по теме «Чудо – вода подготовила воспитатель: Бобырева.

Долгосрочный проект «Жить-Родине служить» (подготовительная к школе группа)Долгосрочный проект «Жить-Родине служить» (подготовительная к школе группа) ЦЕЛЬ: Знакомить с историей Российской армией и ее ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим.

Физкультурный досуг «Вода в природе и жизни человека» (подготовительная группа) Цель: Создание положительно - эмоционального настроя у детей; Задачи. 1. Образовательная. Формировать у детей потребности в двигательной.

Фотоотчёт по экспериментированию с детьми «Вода-источник жизни» (подготовительная группа)Фотоотчёт по экспериментированию с детьми «Вода-источник жизни» (подготовительная группа) Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование. Ведь.

Проект «Подводные обитатели» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности» Проект «Подводные.

Познавательно-исследовательский проект «Как мы с морковкой подружились» (подготовительная к школе группа) Продолжительность проекта: среднесрочный 5 месяцев (май - сентябрь) Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Как появился человек» (подготовительная к школе группа) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего Проект «Как появился человек» Вид проекта: познавательный,.

Проект «Весна» (подготовительная к школе группа) По доминирующей деятельности: познавательный. По количеству участников: групповой Характер контактов: среди одной группы. По продолжительности:1.

Экологический проект «Обычная вода-чудо природы» для детей младшей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69 комбинированного вида» Экологический проект для младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудо-вода». Подготовительная к школе группа.
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 19:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Чудо-вода». Подготовительная к школе группа.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дмитриева (УИ 978383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД