элла тупикина
Проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
М. Лангер
Пояснительная записка
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребёнка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких.
Публикация «Проект „Дерево держится корнями, а человек семьей“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его
предки, где его настоящая "малая Родина".
Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной.
Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине и преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Для ребёнка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Знать своё генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Оно являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своём роде, о тех, от кого мы произошли.
Проблема: знают ли дети о своих прародителях? Имеют ли представление об истории своего рода и о своей родословной?
Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях, и возможно, об исторически важных фактах своего рода.
Цель: расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии;
- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
Развивающие:
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- учить детей составлять рассказ о своей семье;
- развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей семье – как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры.
- укреплять чувство уважения к другим народам и их традициям.
Вид проекта : групповой, информационно – исследовательский, творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Продукт проекта : альбом «Генеалогическое древо»
Методы проекта :
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
6. Проведение праздника.
7. Работа с родителями.
Оборудование: картинки и изображения по теме, клубочек, дидактические игры по теме, атрибуты к подвижным и сюжетно – ролевым играм, ноутбук, альбомные листы, карандаши простые и цветные, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин.
Ожидаемый результат: у детей сформируется представление о семье, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга, о нравственном отношении к семейным традициям. Познакомятся с такими понятиями как род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Способствует развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, гордости за свою семью и повышает интерес к истории происхождения своей семьи.
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. от рождения до школы. // Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Онучин А. Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной/ Онучин Андрей Николаевич. -Пермь. Изд-во генеалогов-любителей,1992. - 40 с.
6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. Составитель З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. Просвещение, 1990г - 420с
7. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-chto-takoe-genealogicheskoe-drevo.html
8. https://ddu99grodno.schools.by/class/43241/news/860509
Этапы:
Первый этап- подготовительный
1. Изучение методической литературы
2. Организация предметно-развивающей среды
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
Второй этап - познавательно - творческий
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, ознакомление с художественной литературой по теме, взаимодействие с семьёй.
Третий этап – заключительный 10.03.2020 – 16.03.2020
Оформление выставки детских работ.
Оформление альбома детско – родительских работ.
Создание коллажа из семейных фотографий.
Содержание деятельности.
Область Дата Наименование деятельности
Социально – коммуникативное развитие. В течение всего проекта
Дидактические игры: «Заботимся о родителях», «Клубочек добрых слов», «Скажи наоборот», «Отгадай кто это», «Чья? Чей? Чьё?», «Кто кем приходится?», «Договори предложение», «Оцени поступок», «Составь портрет». Приложение 2
Художественная литература:
• «Посидим в тишине» Е. Благинина,
• «Сказка об умном мышонке» С. Маршак,
• «Цветик - семицветик» В. Катаев,
• «Косточка» К. Ушинский,
• «Старый дед и внучек» Л. Толстой,
• «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто,
• «Вот моя деревня» И. Суриков,
• Заучивание пословиц и поговорок о семье;
• Разгадывание загадок.
Беседы: «Коли семья вместе, так и душа на месте», «Как я провел выходной», «Семьи большие и маленькие», «Самая хорошая», «Моя семья», «Мое имя», «Праздник в моей семье», «Каникулы с моей семьей», «Мы идем в гости», «Разговор с младшим», «Я помощник», «Наши мамы» Приложение 1
НОД «Составление рассказа из опыта «Семья»;
НОД «Составление рассказа «Много у бабушки с нами забот»
Познавательно – исследовательская деятельность. В течение всего проекта
НОД «Моя семья»
НОД «Моя родословная»
НОД «Мое имя»
НОД «Семейные традиции»
Художественно – эстетическое развитие. В течение всего проекта
ИЗО «Мамочка моя любимая»;
ИЗО «Здравствуй это я!» Приложение 3
Физическое развитие. В течение всего проекта Подвижные игры «Найди свой домик», «Напеки блины для бабушки», «Это Я, это Я, это вся моя семья!», «Найди свою половинку», «Смотай клубок и обними бабушку», «Перенеси мамины покупки», «Репка», «Накроем стол к обеду».
Физминутки: «Семья», «Семейная зарядка», «Дом».
Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Мой дом», «Пальцы – дружная семья». Приложение 4
Работа с родителями. В течение всего проекта
Консультации «Семейное древо»,
Индивидуальные беседы с родителями
Оформление родительского уголка и выставки детско – родительских работ.
Консультация «Семейные традиции».
Буклет «Моя семья» Приложение 5