Папки-передвижки

Проект «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Рябкова
Проект «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста

Проект для детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…

Актуальность проблемы и темы исследования…

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…

1.1. Цели и задачи проекта

1.2. Принципы и подходы к формированию проекта….

1.3. Планируемые результаты реализации проекта….

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ….

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей старшего дошкольного возраста…

Публикация «Проект „Дети и дорога“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации проекта

Взаимодействие с семьями воспитанников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ….

3.1. Условия организации проекта…

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды….

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта.

Кадровые условия реализации проекта….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1….

Приложение 2…

Приложение 3….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы и темы исследования

Одной из приоритетных и важнейших задач для человечества является обеспечение безопасности его жизнедеятельности.

Дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой. Несмотря на предпринимаемые усилия в целом не отмечается снижение дорожно-транспортных происшествий. Это происходит вследствие роста автотранспорта и увеличения потребности в нем на фоне отставания в разработке качественной инфраструктуры, увеличения народонаселения (особенно в больших городах) и его растущих нужд.

Детский дорожно – транспортный травматизм является составной частью общей проблемы дорожно-транспортного травматизма и дорожной безопасности. Гибель детей для общества и государства является не только человечески, но и политически значимой, так как влияет на показатель смертности в целом, который отражает уровень развития и благосостояния страны.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально - коммуникативное развитие детей», которое направлено, в том числе на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Проект «Дорога и дети» направлен на формирование, развитие и совершенствование элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил и может быть использован при проведении целенаправленной с детьми старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Цели и задачи проекта

Обучение детей безопасному участию в дорожном движении

понимается как формирование, развитие и совершенствование элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Цель: формирование, развитие и совершенствование элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи обучения детей безопасному участию в дорожном движении :

1. Развитие собственной активной позиции ребенка по отношению к установлению для себя правил, которыми необходимо руководствоваться (на основе правил безопасного поведения, на дороге) и их соблюдению.

2. Развитие воображения детей, их способности предвидеть,

предвосхищать возможные события и их последствия на дороге (на основе анализа условий протекания событий, представлений о естественно научных свойствах и закономерностях) в ответ на вопрос «Что будет, если. ?»

3. Развитие эмпатии по отношению к другим людям, живой окружающей среде.

4. Развитие регулятивных способностей и волевых качеств детей.

5. Развитие умственных и познавательных способностей детей (на основе освоения анализа, моделирования, наблюдения, эмпирических действий, экспериментирования, измерений, логических рассуждений по вопросам безопасного поведения на дороге и др.).

6. Развитие личностно рефлексивных способностей детей, представлений ребенка о самом себе (в частности, о здоровье и способах его сохранения) и травматизме, при условии не соблюдения правил безопасного поведения на дороге, о собственных физических, личностных способностях и возможностях.

7. Развитие представлений о других людях (в том числе о родных, знакомых и незнакомых, о наиболее уместных способах общения с ними в условиях дорожной ситуации.

Реализация проекта осуществляется через интеграцию в различных режимных моментах и в совместной деятельности с детьми.

Принципы и подходы к формированию проекта

Эффективность обучения безопасному участию в дорожном

движении зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и обучающимся, характера субъект субъектных отношений, обоснованности корректирующих воздействий на травмоопасное поведение дошкольников на дороге.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, необходимо, чтобы правила усваивались в триединстве взаимодействия: эмоции — разум — действие (ценности познавания; ценности переживания; ценности преобразования).

Проект «Дети и дорога» :

основывается на принципе системности, которая предполагает непрерывный характер, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов педагогического процесса (оснащение предметно-пространственной среды дорожными атрибутами : дорожные знаки; плакаты, предупреждающие детей и взрослых об опасности в общественном транспорте, на дороге; игровое и дидактическое оборудование, имитационные площадки для моделирования образовательных ситуаций на дороге, в транспорте и пр. ; использование различных форм организации образовательных ситуаций: прямые и косвенные);

обеспечивает личностное ориентирование на ребенка (во главу угла ставятся интересы ребенка, защита его прав);

рациональности — отбор форм и методов обучения и воспитания с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;

добровольности, поддержка детской самостоятельности и инициативы в процессе освоения правил безопасного поведения на дороге;

преемственности, которая предполагает оптимизацию взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам, связанным с безопасностью поведения детей и взрослых на дороге, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Планируемые результаты реализации проекта

1. У детей старшего дошкольного возраста выработается активная позиция по соблюдению правил безопасного поведения на дороге.

2. Дети 5- 7 лет на основе анализа условий протекания событий, свойств и закономерностях смогут предвидеть последствия на дороге.

3. Воспитанники будут иметь представления о сохранении своего здоровья при условии соблюдении правил безопасного поведения на дороге.

Педагогическая диагностика

Реализация проекта «Дети и дорога» предполагает оценку

индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем в рамках педагогической диагностики – основа для дальнейшего развития ребенка.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение проекта не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Следует отметить, что данное положение не дает запрета на отслеживание эффективности усвоения проекта воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими проекта в рамках педагогической диагностики. При этом важно, что проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, а материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику педагог имеет право проводить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) являются основанием для индивидуализации процесса образования, усиления педагогической работы, результаты по которым не соответствует возрастным возможностям ребенка.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты по формированию, развитию и совершенствованию элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы дальнейшего развития каждого ребенка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей старшего дошкольного возраста

Старшая группа

от 5 до 6 лет

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транс порта, о работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками : «Дети», «Остановка

трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд

запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная к школе группа

от 6 до 7 лет

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими,

запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Описание форм, способов, методов и средств реализации проекта

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по безопасному поведению на дороге эффективно осуществляются в игровой форме.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет

ориентировку в пространстве, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс.

Немаловажным в процессе обучения правилам безопасного поведения на дороге является использование детской опытно-экспериментальной деятельности, которая направлена на решение следующих задач:

создание условий для формирования основного целостного

мировидения ребенка средствами физического эксперимента. Выявление свойств объектов и закономерностей явлений, которые лежат в основе правил безопасного поведения на дороге;

развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости,

умения делать выводы;

развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

развитие умения замечать опасные дорожные ситуации;

создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

формирование умения детей ориентироваться во времени и пространстве как основы для освоения ими правил безопасного поведения на дорогах.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности педагогу

необходимо использовать слова характеристики: направления движения, предметы ориентиры на маршруте, описание опасных мест (с точки зрения ПДД) на этих маршрутах. Использовать стрелочки как знаки, с помощью которых можно обозначать направление движения предметов, людей, сказочных персонажей. Измерять длительность временных интервалов с помощью песочных часов. Использовать материалы пособия «Разноцветные полоски» и другие «мерки» для измерения длины пути, проделанного машинкой (или другими игрушками).

Как известно, навыки — это действия, сформированные путем

повторения и доведенные до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

Задача педагогов при этом — избежать муштры и скучных повторений, создать привлекательную и интересную для детей атмосферу выполнения правил дорожного движения и формирования навыков безопасного участия в дорожном движении.

В отношении дошкольных образовательных учреждений это понимание подводит к обязательному развитию идеи обучения детей дошкольного возраста навыкам и умениям безопасного участия

в дорожном движении через игру, познавательную деятельность,

в форме творческой активности.

В старшей группе актуализируется опыт детей, связанный с правилами безопасного поведения, полученный ими ранее по всем блокам. При этом создаются условия для проявления ими большей самостоятельности по сравнению со средней группой, как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании, ввести следующие усложнения.

Дети (вместе со взрослыми) находят другие сказки и придумывают свои на темы выполнения (невыполнения) правил безопасного поведения на дороге (как пешеходы, как пассажиры, как водители). Дети придумывают и изображают дорожные знаки, напоминающие о необходимости выполнять правила безопасного поведения на дороге. Комментируют замыслы и результаты своих работ.

Наблюдения и эксперименты, в которых дети принимают участие, направлены не выявление простейших закономерностей и выявление причин возникновения опасных ситуаций. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В старшей группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др

В подготовительной к школе группе, как и в старшей, большое

внимание уделяется проявлению детьми большей самостоятельности как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них.

В подготовительной к школе группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии,

целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Важнейшим условием формирования, развития и совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения, воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил, является конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями).

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития их компетентности в вопросе совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения у детей.

Задачи педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей

• Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную педагогическую помощь в семейном воспитании детей.

• Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования, развития и совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения,

• Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

• Поддерживать образовательные инициативы родителей.

С целью просвещения родителей по вопросам формирования, развития и совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения, воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил у детей старшего дошкольного возраста, а также вовлечение их в образовательный процесс рекомендованы следующие формы взаимодействия:

• анкетирование;

• консультации;

• участие в профилактических акциях, досугах, викторинах;

• выставка рисунков, выполненных совместно с родителями;

• помощь в организации центра по ПДД;

• участие в экскурсиях;

• создание библиотеки;

• подбор экспонатов для мини-музея по ПДД.

Следует разъяснять родителям (законным представителям, что именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге.

Один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге – пример родителей. Даже единственное неправильное действие на глазах ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения и наставления. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, перебежек через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.

Информационный стенд для родителей может содержать следующую информацию:

- выписку из приказа руководителя о назначении лица, ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

- информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе (по мере поступления);

- информация о закрепленном инспекторе Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации;

- рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

- перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения;

- рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

- информация о мероприятиях, проводимых в ДОУ и группе, связанные с изучением ПДД: игры, развлечения, конкурсы с обязательным сообщением о ходе подготовки к ним;

- размещение плакатов, буклетов, листовок по обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах.

Таким образом, результатом совместной работы с родителями является не столько повышение уровня практических знаний дошкольников о соблюдении правил дорожной безопасности, сколько осознание родителями важности совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения, воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил у детей старшего дошкольного возраста.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Условия организации проекта

Образовательная среда предполагает создание специальных условий, которые необходимы для формирования, развития и совершенствования элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения; воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъектом познания, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнить своей развивающей функции, в силу того, что перестает побуждать ребенка к действию.

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение проекта включает учебно-методическое обеспечение, оборудование, оснащение (предметы). Следует отметить, что дошкольная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические, необходимые для реализации проекта.

1 Стол-макет со съемными предметами (набор зданий, транспортных средств, средства регулирования, дорожных знаков на подставке)

2 Набор дорожных знаков :

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки — «Дети»;

запрещающие знаки — «Движение пешеходов запрещено»,

«Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки —

«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета — «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса — «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

3 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: головные уборы. Жезлы. Макеты. Светофор. Здания. Модульные игрушки, планшеты с перекрестком, транспортные игрушки

4 Схемы улиц, конструкторы (строительные, модули

5 Интерактивная Доска

6 Интерактивный Стол

7 Музыкальный центр

8 Мультимедийное оборудование

9 DVD- и CD-плеер

10 Мультимедиапроигрывателей

11 Аудиовизуальное оборудование

Учебно-методическое обеспечение

1 Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге.

Методическая литература по правилам безопасного поведения на дороге (для воспитателя)

2 Циклограмма работы по предупреждению детского травматизма

3 План мероприятий по профилактике ДДТ, в соответствии с возрастом

4 Наглядно-дидактические пособия:

Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге : Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.

Бордачева И. Ю. Дорожные знаки : Для работы с детьми 4–7 лет.

Плакаты: Правила для пешеходов», «Сигналы светофора и регулировщика»

Серия «Мир в картинках» «Автомобильный транспорт»;

Серия «Рассказы по картинкам» «Кем быть?»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о.» : «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»

5 Дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»

6 Мини - медиатека с презентациями для детей и родителей

7 Сценарии развлечений, викторин, конкурсов по ПДД, в соответствии с возрастом

8 Детская художественная литература

Публикации по теме:

Осенняя сказка «Дорога на мельницу» для детей старшего дошкольного возраста. ВидеоОсенняя сказка «Дорога на мельницу» для детей старшего дошкольного возраста. Видео ДОРОГА НА МЕЛЬНИЦУ. Инсценировка по одноимённой сказке В. Степанова Осенний праздник (старший дошкольный возраст). В зале у центральной.

Проект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: творческий, долгосрочный (сентябрь – май). Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам» Вид проекта: иследовательско-познавательный Продолжительность:неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя» Цель: формировать у детей интерес к книге. Задачи: - расширять.

Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта..

Проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Маленькие дети в большом городе» Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Именно в дошкольном возрасте закладывается.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если.

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Дети земли кубанской»Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Дети земли кубанской» Цель: учить играть в народные подвижные игры, воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с бытом, костюмами и культурой казаков,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2022 в 21:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД