Анна Лаврова
Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Актуальность данной проблемы в том, что вопрос формирования и развития математических способностей у детей – один из наименее разработанных на сегодняшний день в дошкольной педагогике. Разнородность взглядов на понятие «математические способности» обуславливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает трудности в работе педагогов. Среди родителей, распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка : математические способности либо даны от природы, либо не даны, и тут уж ничего не поделаешь!
Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, – это эффективное средство познания окружающего мира, когнитивного, аффективного и социального развития личности. Поэтому целенаправленное использование дидактической игры создает благоприятные условия для формирования математических способностей детей дошкольного возраста.
Проблема формирования математических способностей разрабатывалась в трудах математиков, психологов, педагогов: А. Бинэ, Э. Трондайка и Г. Ревеша, Ж. Пиаже, А. Пуанкаре, Б. М. Теплова, В. В. Даниловой, Т. И. Ерофеевой, В. А. Крутецкого. Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и других ученых признавали огромное развивающее значение игры в формировании математических способностей детей и ее влияние на развитие ребенка через содержание игры и использование игровых приемов.
Однако, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в формировании математических способностей детей и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научнообоснованной методики их использования. Поэтому было решено составить проект и реализовать его через программу формирования математических способностей у детей дошкольного возраста. Все выше сказанное определило
Цель нашего проекта : сформировать математические способности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Для достижения данной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
Задачи проекта :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2. Выявить уровень математических способностей у детей дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста;
4. Выявить эффективность использования дидактических игр в формировании математических способностей у детей дошкольного возраста.
В качестве Гипотезы исследования рассматривается предположение о том, что: процесс формирования математических способностей будет успешным и эффективным если:
1. Комплексно будут использованы дидактические игры по формированию математических способностей.
2. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности через обогащение и своевременное изменение предметно - развивающей среды.
3. В работе с детьми будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Критерии эффективности:
1. Соответствие цели (сформировать математические способности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру)
2. Согласованность с образовательной программой ДО
Риски и их предупреждение:
Риски: несформированность математических способностей у детей дошкольного возраста.
Предупреждение рисков: Применение комплекса дидактических игр по формированию математических способностей
Продукты:
1. Создание банка данных психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Разработка методических рекомендаций по данной проблеме;
3. Пакет диагностических методик уровня сформированности математических способностей у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1 Сформированность математических способностей у детей
2 Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, внимания, мышления, умения рассуждать.
Этапы реализации:
1 этап: Определение темы, цели, задач исследования; анализ психолого-педагогической литературы, разработка материала для формирующего эксперимента.
2 этап: Разработка педагогических рекомендаций по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.
1. Подготовительный этап – констатирующий
Констатирующий этап состоял в изучении и определении условий формирования математических способностей детей дошкольного возраста. Для решения поставленной цели нами была определена программа исследования, которая состояла из следующих диагностических методов исследования: беседы, тестирования и анкетирования.
1. тестирование
Цель – определить первоначальный уровень сформированности математических способностей у детей дошкольного возраста. На первом этапе 20% детей имело высокий уровень развития математических способностей, 44% – средний, 24% – ниже среднего и 12% – низкий.
2. беседа
Цель – изучить степень удовлетворенности ребенка участием в игровой деятельности и выявить место игры в предпочтениях детей. Результаты индивидуальной беседы с детьми показали, что игры – любимый вид деятельности детей. Анализ ответов показал, что дети осознают то, что игровой материал, имеющийся в группе, не в полной мере отвечает их игровым интересам. Большинство детей не испытывают удовлетворения от игровой деятельности в группе. Лишь 40% детей сказали, что любят играть в группе, 40% любят играть дома, вследствие большого количества игрушек и 20% на улице. Выбор партнера по игре обусловлен в основном дружескими симпатиями или наличием привлекательной для ребенка игрушки.
3. анкетирование
Цель - изучить представления родителей о математическом развитии ребенка, интересах детей.
По результатам анкетирования мы выяснили, что родители недостаточно осведомлены о математических представлениях, которыми должны обладать дети исследуемого нами возраста. При этом они отвечали, что не нуждаются в консультациях по данному вопросу. Все опрошенные ответили, что занимаются с ребенком, что положительно влияет на уровень его знаний и умений. Большинство родителей основным методом обучения считают объяснение. Это говорит о том, что родители не считаю игру, эффективным методом обучения детей, не имеют достаточного представления об этом.
Промежуточное исследование показало, что 28% детей имеют высокий уровень, 52% – средний, 12% – ниже среднего и 8% – низкий уровень развития математических способностей.
2. Основной этап – формирующий
Цель: разработка и реализация комплекса дидактических игр, направленных на формирование математических способностей у детей дошкольного возраста.
Работа по формированию математических способностей у дошкольников предполагает :
1. Использование дидактические игры по формированию математических способностей во всех формах работы.
2. Совместные игры взрослых и детей.
3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности через обогащение и своевременное изменение предметно - развивающей среды.
Работу по данной теме мы начали с разработки плана по развитию математических способностей. Дидактические игры, вместе с математическими сказками, проблемно-практическими ситуациями и другими педагогические методами и приемами работы мы старались согласовать с перспективным планом по формированию элементарных математических представлений детей.
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
-соответствие игрового материала задачам исследования;
-включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
Для решения поставленных целей и задач мы проводим игры по развитию математических способностей у детей, руководствуясь принципом постепенности, т. е. от простого к сложному.
Особое значение имеет применение разнообразных дидактических упражнений с использованием персонажей и сюжетов сказок, мультфильмов.
Разнообразие материалов, доступность, яркая наглядность позволяют вовлечь в игры малоактивных детей, помочь им поверить в свои силы. Пропаганда использования подобных игр дома способствует всестороннему развитию ребенка.
Игры используются во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни и т. д.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т. е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника помогает «Математическая игротека». Один раз в неделю в вечернее время проводится «День открытых дверей в игротеке», на который приглашаются два-три родителя.
Обновление «Математической игротеки» происходит благодаря установленной традиции — «игра в гости к нам» : в день, когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру и помещает ее в игротеку, знакомит с ней товарищей.
Настольно-печатные и словесные игры обогащают лексику, развивают внимание и сообразительность детей, помогают обобщать понятия, систематизировать представления. Такие игры выходят за пределы математического содержания и успешно «работают» на общее развитие ребенка. Использование игры в обучении дошкольников позволяет сохранять и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения.
И конечно, огромное значение мы уделяем использованию в работе здоровьесберегающих технологий. Постоянно используя в работе физкультминутки с математическим содержанием, пальчиковые игры, гимнастику для глаз и дыхания, различные виды массажа и самомассажа, мы воспитываем у детей потребность в двигательной активности
Задания на сообразительность, задачи-шутки, развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Решение заданий на сообразительность требует от ребенка смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Дети, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»
3. Заключительный этап - контрольный этап
Цель: определение результативности работы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа позволяет сделать вывод об эффективных изменениях, произошедших в области развития математических способностей, о состоятельности нашей гипотезы.
Заключение
Таким образом, познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение головоломок, развивающие и логико-математические игры. Работа над данной темой помогает создать здоровую психологическую обстановку.
Таким образом, представленной системе работы с детьми свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. В результате использования игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.