Папки-передвижки

Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Анна Лаврова
Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность данной проблемы в том, что вопрос формирования и развития математических способностей у детей – один из наименее разработанных на сегодняшний день в дошкольной педагогике. Разнородность взглядов на понятие «математические способности» обуславливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает трудности в работе педагогов. Среди родителей, распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка : математические способности либо даны от природы, либо не даны, и тут уж ничего не поделаешь!

Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, – это эффективное средство познания окружающего мира, когнитивного, аффективного и социального развития личности. Поэтому целенаправленное использование дидактической игры создает благоприятные условия для формирования математических способностей детей дошкольного возраста.

Проблема формирования математических способностей разрабатывалась в трудах математиков, психологов, педагогов: А. Бинэ, Э. Трондайка и Г. Ревеша, Ж. Пиаже, А. Пуанкаре, Б. М. Теплова, В. В. Даниловой, Т. И. Ерофеевой, В. А. Крутецкого. Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и других ученых признавали огромное развивающее значение игры в формировании математических способностей детей и ее влияние на развитие ребенка через содержание игры и использование игровых приемов.

Однако, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в формировании математических способностей детей и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научнообоснованной методики их использования. Поэтому было решено составить проект и реализовать его через программу формирования математических способностей у детей дошкольного возраста. Все выше сказанное определило

Цель нашего проекта : сформировать математические способности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Для достижения данной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

Задачи проекта :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2. Выявить уровень математических способностей у детей дошкольного возраста;

3. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста;

4. Выявить эффективность использования дидактических игр в формировании математических способностей у детей дошкольного возраста.

В качестве Гипотезы исследования рассматривается предположение о том, что: процесс формирования математических способностей будет успешным и эффективным если:

1. Комплексно будут использованы дидактические игры по формированию математических способностей.

2. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности через обогащение и своевременное изменение предметно - развивающей среды.

3. В работе с детьми будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Критерии эффективности:

1. Соответствие цели (сформировать математические способности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру)

2. Согласованность с образовательной программой ДО

Риски и их предупреждение:

Риски: несформированность математических способностей у детей дошкольного возраста.

Предупреждение рисков: Применение комплекса дидактических игр по формированию математических способностей

Продукты:

1. Создание банка данных психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. Разработка методических рекомендаций по данной проблеме;

3. Пакет диагностических методик уровня сформированности математических способностей у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1 Сформированность математических способностей у детей

2 Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, внимания, мышления, умения рассуждать.

Этапы реализации:

1 этап: Определение темы, цели, задач исследования; анализ психолого-педагогической литературы, разработка материала для формирующего эксперимента.

2 этап: Разработка педагогических рекомендаций по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

1. Подготовительный этап – констатирующий

Констатирующий этап состоял в изучении и определении условий формирования математических способностей детей дошкольного возраста. Для решения поставленной цели нами была определена программа исследования, которая состояла из следующих диагностических методов исследования: беседы, тестирования и анкетирования.

1. тестирование

Цель – определить первоначальный уровень сформированности математических способностей у детей дошкольного возраста. На первом этапе 20% детей имело высокий уровень развития математических способностей, 44% – средний, 24% – ниже среднего и 12% – низкий.

2. беседа

Цель – изучить степень удовлетворенности ребенка участием в игровой деятельности и выявить место игры в предпочтениях детей. Результаты индивидуальной беседы с детьми показали, что игры – любимый вид деятельности детей. Анализ ответов показал, что дети осознают то, что игровой материал, имеющийся в группе, не в полной мере отвечает их игровым интересам. Большинство детей не испытывают удовлетворения от игровой деятельности в группе. Лишь 40% детей сказали, что любят играть в группе, 40% любят играть дома, вследствие большого количества игрушек и 20% на улице. Выбор партнера по игре обусловлен в основном дружескими симпатиями или наличием привлекательной для ребенка игрушки.

3. анкетирование

Цель - изучить представления родителей о математическом развитии ребенка, интересах детей.

По результатам анкетирования мы выяснили, что родители недостаточно осведомлены о математических представлениях, которыми должны обладать дети исследуемого нами возраста. При этом они отвечали, что не нуждаются в консультациях по данному вопросу. Все опрошенные ответили, что занимаются с ребенком, что положительно влияет на уровень его знаний и умений. Большинство родителей основным методом обучения считают объяснение. Это говорит о том, что родители не считаю игру, эффективным методом обучения детей, не имеют достаточного представления об этом.

Промежуточное исследование показало, что 28% детей имеют высокий уровень, 52% – средний, 12% – ниже среднего и 8% – низкий уровень развития математических способностей.

2. Основной этап – формирующий

Цель: разработка и реализация комплекса дидактических игр, направленных на формирование математических способностей у детей дошкольного возраста.

Работа по формированию математических способностей у дошкольников предполагает :

1. Использование дидактические игры по формированию математических способностей во всех формах работы.

2. Совместные игры взрослых и детей.

3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности через обогащение и своевременное изменение предметно - развивающей среды.

Работу по данной теме мы начали с разработки плана по развитию математических способностей. Дидактические игры, вместе с математическими сказками, проблемно-практическими ситуациями и другими педагогические методами и приемами работы мы старались согласовать с перспективным планом по формированию элементарных математических представлений детей.

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

-соответствие игрового материала задачам исследования;

-включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Для решения поставленных целей и задач мы проводим игры по развитию математических способностей у детей, руководствуясь принципом постепенности, т. е. от простого к сложному.

Особое значение имеет применение разнообразных дидактических упражнений с использованием персонажей и сюжетов сказок, мультфильмов.

Разнообразие материалов, доступность, яркая наглядность позволяют вовлечь в игры малоактивных детей, помочь им поверить в свои силы. Пропаганда использования подобных игр дома способствует всестороннему развитию ребенка.

Игры используются во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни и т. д.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т. е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника помогает «Математическая игротека». Один раз в неделю в вечернее время проводится «День открытых дверей в игротеке», на который приглашаются два-три родителя.

Обновление «Математической игротеки» происходит благодаря установленной традиции — «игра в гости к нам» : в день, когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру и помещает ее в игротеку, знакомит с ней товарищей.

Настольно-печатные и словесные игры обогащают лексику, развивают внимание и сообразительность детей, помогают обобщать понятия, систематизировать представления. Такие игры выходят за пределы математического содержания и успешно «работают» на общее развитие ребенка. Использование игры в обучении дошкольников позволяет сохранять и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения.

И конечно, огромное значение мы уделяем использованию в работе здоровьесберегающих технологий. Постоянно используя в работе физкультминутки с математическим содержанием, пальчиковые игры, гимнастику для глаз и дыхания, различные виды массажа и самомассажа, мы воспитываем у детей потребность в двигательной активности

Задания на сообразительность, задачи-шутки, развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Решение заданий на сообразительность требует от ребенка смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Дети, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»

3. Заключительный этап - контрольный этап

Цель: определение результативности работы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа позволяет сделать вывод об эффективных изменениях, произошедших в области развития математических способностей, о состоятельности нашей гипотезы.

Заключение

Таким образом, познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение головоломок, развивающие и логико-математические игры. Работа над данной темой помогает создать здоровую психологическую обстановку.

Таким образом, представленной системе работы с детьми свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. В результате использования игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Публикации по теме:

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Дидактическая игра для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Собери узор»Дидактическая игра для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Собери узор» Идея создания игры возникла при подготовке к длительной образовательной игре «Вовка в тридевятом царстве». Цель игры: развитие математических.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра по развитию математических способностей детей дошкольного возраста. «Нетающие льдинки озера Айс»Дидактическая игра по развитию математических способностей детей дошкольного возраста. «Нетающие льдинки озера Айс» Дидактическая игра «Нетающие льдинки озера Айс» Это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс, которая относится к игровой.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Моей темой по самообразованию является тема "Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 17:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лаврова (УИ 58990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД