Ольга Стрыгина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И.
Проект «Русская народная игрушка»
Краткая аннотация проекта:
Данный проект выполняется воспитателями дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Актуальность:
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.
Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.
Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.
Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.
Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.
Новизна проекта:
создание педагогических игровых условий по духовно-нравственному воспитанию.
Педагогические цели:
Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными игрушками.
Задачи:
1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством
народных умельцев, русским фольклором.
2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.
3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
Вид проекта: информационно-практический, игровой.
По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев).
По характеру контактов: групповой, фронтальный.
По предметно - содержательной области: общество – культурное наследие.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ресурсное обеспечение: художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материалы для изобразительной деятельности, компьютер, альбом «Народная игрушка», деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.
Сроки реализации: январь 2016 г. – май 2016 г.
Ожидаемые результаты:
• Умение детей самостоятельно играть с русскими народные игрушками.
• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными игрушками, знакомство с русскими народными промыслами.
Основное содержание проекта:
Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.
1. Подготовительный:
- определение проблемы воспитателем совместно с детьми
- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели
- Дети: вхождение в проект
- Родители: вызвать положительный отклик на существующую проблему
2. Практический этап:
- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)
- встречи за круглым столом с родителями
- консультации в родительском уголке
- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке
- праздник «Народная мастерская»
3. Заключительный этап:
- проведение заключительного мониторинга
- презентация проекта для коллег
- самоанализ.
Результат проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к русской народной игрушке в группах детского сада были организованы мини-музеи старины, народных игрушек и народного творчества, у детей появилось желание использовать народную игрушку в самостоятельной игре, у детей повысился интерес к народной культуре. Дети стали использовать русскую народную игрушку в игре чаще. Но продолжительно. В те дни, когда проводилась работа над проектом (творческая деятельность, знакомство с видами игрушек и т. п.) дети проявляли интерес к игрушкам, но, в самостоятельной деятельности всё же отдавали предпочтение современным игрушкам. А народную игрушку чаще использовали как «наблюдателя», как «гостью», которой отдавалась пассивная роль в играх.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов проявляло у детей восторженные чувства удивления, и желания сделать что-то своё. Что говорит о желании детей творить, оглядываясь на свои истоки.
Дети и родители проявляли интерес в работе над проектом. Что говорит о желании изучать родной край и особенностях своего народа.
В результате работы сделан вывод, что народная игрушка способствует развитию духовно-нравственного, нравственно-патриотического и эстетического воспитания.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» /Е. Флерина/.
Перспективное планирование
к проекту «Русская народная игрушка»
Месяц Вид деятельности воспитателя и детей
Январь 2неделя Определение проблемы воспитателем совместно с детьми,
определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели. Сбор информации по народной игрушке.
3 неделя Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг, обработка результатов. Сбор информации по народной игрушке.
4неделя Беседа «Какие игрушки я играю?».
Цель: уточнить увлечения детей видами игр и игрушек.
Беседа «Игрушки из бабушкиного сундука».
Цель: познакомить с русскими народными игрушками, их видами и разнообразием.
Консультация для родителей «Современные игрушки».
Февраль 1 неделя Беседа «Кто делает игрушки?» (труд взрослых)
Цель: дать первичные знания о профессии игрушечника.
Отгадывание загадок о народных промыслах.
Продуктивная деятельность:
Цель: Изготовление альбома «Как сделать игрушку?»
2 неделя Беседа «Тряпичная кукла - пеленашка».
Цель: познакомить с новой игрушкой старины, дать представления о материалах изготовления кукол в старину.
Рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки»
Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Пеленашка»
Консультация для родителей: «Русская народная игрушка»
3 неделя Беседа «Русская народная игрушка Матрешка».
Цель: познакомить с народной игрушкой (матрёшкой, дать представление об особенностях росписи матрешек.
Дидактическая игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования, «Которая по счету матрешка спряталась.
Продуктивная деятельность: «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам, её раскрашивание»
Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;
4 неделя Беседа «Куклы-неваляшки»
Цель: дать представления о секретах изготовления кукол-неваляшек.
Продуктивная деятельность: лепка «Кукла-неваляшка» из пластилина.
Художественное чтение: Э. Котляр «Матрешкины потешки»
Март 1 неделя Беседа «Глиняные игрушки - «Дымковский конёк»
Цель: познакомить с особенностями изготовления глиняных игрушек.
Дидактическая игра: «Разрезанные картинки»
Продуктивная деятельность: изготовление глиняной игрушки «Конёк»
2 неделя Беседа «Музыкальные народные игрушки».
Цель: дать представления с особенностями музыкальных народных игрушек, познакомить с их разновидностями.
Оркестр «Народные игрушки»
Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»
Продуктивная деятельность: организация выставки народных музыкальных игрушек в мини-музее группы.
3 неделя Рисование «Моя любимая народная игрушка»
Дидактическая игра «Собери игрушку»
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»
4 неделя Беседа «По одежке встречают».
Цель: объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре.
Рассматривание кукол, игровая деятельность.
Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»
Работа с родителями: «Создание страниц альбома «Такие разные народные игрушки»
Апрель 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»
Художественное чтение «Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию.
2 неделя Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Художественное чтение «Конёк - горбунок» П. П. Ершов
Рисование: «Конёк-горбунок»
3 неделя Разучивание танца «Мы милашки - куклы неваляшки»
Подготовка к проведению праздника «Ярмарка»
4 неделя Проведение заключительного мероприятия - досуг «Народная ярмарка».
Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (вторичный мониторинг, обработка результатов.
Используемые источники и литература в проекте
1. Аникина, В. П. «Русские пословицы и поговорки» — М. : Сфера, 2012г.
2. Арапова-Пскарёва, Н. А. «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М., 2005. – 136 с.
3. Ветохина, А. Я, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий».– Ветохина, А. Я, Дмитренко З. С. / М. : Детство- Пресс, 2011г.
4. Захарова, М. А.. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ М. А. Захарова, Е. В. Костина- М. : Школьная пресса, 2010г.
5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
6. Косарева, В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Петрова, В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»./Петрова, В. И., Стульник Т. Д. / Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
8. «Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание» -М. : Прометей, 2003г.
9. Рякина, И. В. «Народные праздники», Издательство Возякова, Екатеринбург, 2002 г.
Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой – Зацепиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Программа развития)