Лучший педагог года

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»

Ольга Стрыгина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»

Проект разработала:

воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И.

Проект «Русская народная игрушка»

Краткая аннотация проекта:

Данный проект выполняется воспитателями дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Русская народная игрушка“» размещена в разделах

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность:

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.

Новизна проекта:

создание педагогических игровых условий по духовно-нравственному воспитанию.

Педагогические цели:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными игрушками.

Задачи:

1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

народных умельцев, русским фольклором.

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.

3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Вид проекта: информационно-практический, игровой.

По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев).

По характеру контактов: групповой, фронтальный.

По предметно - содержательной области: общество – культурное наследие.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение: художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материалы для изобразительной деятельности, компьютер, альбом «Народная игрушка», деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.

Сроки реализации: январь 2016 г. – май 2016 г.

Ожидаемые результаты:

• Умение детей самостоятельно играть с русскими народные игрушками.

• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными игрушками, знакомство с русскими народными промыслами.

Основное содержание проекта:

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

1. Подготовительный:

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми

- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели

- Дети: вхождение в проект

- Родители: вызвать положительный отклик на существующую проблему

2. Практический этап:

- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)

- встречи за круглым столом с родителями

- консультации в родительском уголке

- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке

- праздник «Народная мастерская»

3. Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга

- презентация проекта для коллег

- самоанализ.

Результат проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к русской народной игрушке в группах детского сада были организованы мини-музеи старины, народных игрушек и народного творчества, у детей появилось желание использовать народную игрушку в самостоятельной игре, у детей повысился интерес к народной культуре. Дети стали использовать русскую народную игрушку в игре чаще. Но продолжительно. В те дни, когда проводилась работа над проектом (творческая деятельность, знакомство с видами игрушек и т. п.) дети проявляли интерес к игрушкам, но, в самостоятельной деятельности всё же отдавали предпочтение современным игрушкам. А народную игрушку чаще использовали как «наблюдателя», как «гостью», которой отдавалась пассивная роль в играх.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов проявляло у детей восторженные чувства удивления, и желания сделать что-то своё. Что говорит о желании детей творить, оглядываясь на свои истоки.

Дети и родители проявляли интерес в работе над проектом. Что говорит о желании изучать родной край и особенностях своего народа.

В результате работы сделан вывод, что народная игрушка способствует развитию духовно-нравственного, нравственно-патриотического и эстетического воспитания.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» /Е. Флерина/.

Перспективное планирование

к проекту «Русская народная игрушка»

Месяц Вид деятельности воспитателя и детей

Январь 2неделя Определение проблемы воспитателем совместно с детьми,

определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели. Сбор информации по народной игрушке.

3 неделя Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг, обработка результатов. Сбор информации по народной игрушке.

4неделя Беседа «Какие игрушки я играю?».

Цель: уточнить увлечения детей видами игр и игрушек.

Беседа «Игрушки из бабушкиного сундука».

Цель: познакомить с русскими народными игрушками, их видами и разнообразием.

Консультация для родителей «Современные игрушки».

Февраль 1 неделя Беседа «Кто делает игрушки?» (труд взрослых)

Цель: дать первичные знания о профессии игрушечника.

Отгадывание загадок о народных промыслах.

Продуктивная деятельность:

Цель: Изготовление альбома «Как сделать игрушку?»

2 неделя Беседа «Тряпичная кукла - пеленашка».

Цель: познакомить с новой игрушкой старины, дать представления о материалах изготовления кукол в старину.

Рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки»

Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Пеленашка»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка»

3 неделя Беседа «Русская народная игрушка Матрешка».

Цель: познакомить с народной игрушкой (матрёшкой, дать представление об особенностях росписи матрешек.

Дидактическая игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования, «Которая по счету матрешка спряталась.

Продуктивная деятельность: «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам, её раскрашивание»

Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;

4 неделя Беседа «Куклы-неваляшки»

Цель: дать представления о секретах изготовления кукол-неваляшек.

Продуктивная деятельность: лепка «Кукла-неваляшка» из пластилина.

Художественное чтение: Э. Котляр «Матрешкины потешки»

Март 1 неделя Беседа «Глиняные игрушки - «Дымковский конёк»

Цель: познакомить с особенностями изготовления глиняных игрушек.

Дидактическая игра: «Разрезанные картинки»

Продуктивная деятельность: изготовление глиняной игрушки «Конёк»

2 неделя Беседа «Музыкальные народные игрушки».

Цель: дать представления с особенностями музыкальных народных игрушек, познакомить с их разновидностями.

Оркестр «Народные игрушки»

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Продуктивная деятельность: организация выставки народных музыкальных игрушек в мини-музее группы.

3 неделя Рисование «Моя любимая народная игрушка»

Дидактическая игра «Собери игрушку»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»

4 неделя Беседа «По одежке встречают».

Цель: объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре.

Рассматривание кукол, игровая деятельность.

Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»

Работа с родителями: «Создание страниц альбома «Такие разные народные игрушки»

Апрель 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»

Художественное чтение «Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию.

2 неделя Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Художественное чтение «Конёк - горбунок» П. П. Ершов

Рисование: «Конёк-горбунок»

3 неделя Разучивание танца «Мы милашки - куклы неваляшки»

Подготовка к проведению праздника «Ярмарка»

4 неделя Проведение заключительного мероприятия - досуг «Народная ярмарка».

Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (вторичный мониторинг, обработка результатов.

Используемые источники и литература в проекте

1. Аникина, В. П. «Русские пословицы и поговорки» — М. : Сфера, 2012г.

2. Арапова-Пскарёва, Н. А. «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М., 2005. – 136 с.

3. Ветохина, А. Я, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий».– Ветохина, А. Я, Дмитренко З. С. / М. : Детство- Пресс, 2011г.

4. Захарова, М. А.. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ М. А. Захарова, Е. В. Костина- М. : Школьная пресса, 2010г.

5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

6. Косарева, В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Петрова, В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»./Петрова, В. И., Стульник Т. Д. / Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

8. «Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание» -М. : Прометей, 2003г.

9. Рякина, И. В. «Народные праздники», Издательство Возякова, Екатеринбург, 2002 г.

Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой – Зацепиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Программа развития)

Публикации по теме:

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка»Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Цель: Познакомить детей с предметом народно.

Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультик детям не игрушка!» Многих родителей беспокоит вопрос взаимоотношения ребёнка и телевизора. Что смотреть?.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 09:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД