Алёна Александровна Хабиева
Проект для детей второй младшей группы «Путешествие по сказкам В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей второй младшей группы
Уважаемые педагоги, рада приветствовать вас на моей страничке. Предлагаю вашему вниманию проект для детей дошкольного возраста (3-4 года) на тему "Путешествие по сказкам В. Сутеева".
Поводом к разработке проекта послужила тревожная тенденция: в последние годы в России чтение стало терять статус нации культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения и потере интереса к литературе. Каковы же причины?
- много отвлекающих моментов: интернет и телевидение.
Публикация «Проект для детей второй младшей группы „Путешествие по сказкам В, Сутеева“» размещена в разделах
- изобилие массовой литературы, отвлекающей от классической.
- нехватка времени у родителей, не читающий родитель. (Приложение 1.)
Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети. У детей нет интереса к книге, тяги к чтению, любви к художественной литературе.
Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры, ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.
Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению. Он развивает устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
С творчеством писателя, художника, режиссера и сценариста Владимира Сутеева (1903-1993) знакомы все дети с самого раннего возраста. Очень часто, именно его книжки с иллюстрациями автора становятся первыми для многих малышей не только нашей страны. Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей.
Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки: «Под грибом», «Кто сказал мяу», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса», и многие другие.
Чем же так нравятся детям сказки Владимира Сутеева? Сюжеты их просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом и прежде всего к себе.
Владимир Сутеев был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми. Свой чрезвычайный талант амбидекстра – одинакового и одновременного владения правой и левой рукой, Сутеев отдал на служение детям. Именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь.
Актуальность проекта:
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 10-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Дети даже не подозревают, что в сказках им внушаются все эти педагогические запреты, табу, советы.
Не случайно сегодня сказки используются как педагогами, так и психологами.
Вид проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников.
Продолжительность: краткосрочный /6 месяцев/. С сентября 2020г по февраль 2021г.
Место реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» г. Советский» вторая младшая группа «Солнышко» (3-4 года).
Цель проекта: развивать речь детей через ознакомление с произведениями и изобразительным творчеством В. Г. Сутеева.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника- иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
2. Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений автора.
3. Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».
4. Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.
Развивающие:
1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
2. Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
3. Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
4. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева.
2. Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.
Новизна: через разнообразные формы работы с детьми расширять и обогащать представления детей о сказках В. Сутеева (рассматривание иллюстраций к сказкам, раскрашивание раскрасок с героями сказок, чтение произведений дома с родителями, театрализация).
Этапы реализации проекта:
I.Этап: подготовительный: сентябрь 2020г.
Цель: Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева.
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- опрос родителей «Что вы читаете дома с ребенком?»;
- объявление о выставке «Моя любимая книга В. Сутеева»;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- составление перспективного плана работы;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- опрос родителей в виде анкеты и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
II.Этап: основной: октябрь 2020г – январь 2021г.
Реализация проекта.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
III.Этап – Заключительный: февраль 2021г.
- подведение итогов;
- выставка рисунков по произведениям В. Сутеева;
- итоговое занятие «Путешествие по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева»;
- выставка книг «Удивительные сказки Владимира Сутеева».
Формы работы:
ОО «Познавательное развитие»:
Рассматривание иллюстраций к сказкам В. Сутеева.
Беседа: «Детский художник – писатель Владимир Сутеев».
НОД:
«Добрый наш волшебник - Владимир Сутеев».
«Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски».
Дидактические игры:
«Доскажи словечко», «Отгадай сказку», «Литературное лото», «От загадки – к сказке», «Кто, из какой сказки», «Собери сказку в картинках».
ОО «Речевое развитие»:
Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».
Чтение сказок:
«Кто сказал мяу?»,
«Палочка-выручалочка»,
«Про кляксу»,
«Петух и краски».
Стихи: «Кисонька»
«Кис-кис-кис»
«Кисонька»
«Два цыпленка»
Загадки по сказкам В. Сутеева.
Пословицы о дружбе
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование по сказкам В. Сутеева:
«Кошка и карандаш»,
«Герои сказки «Цыплёнок и утёнок»,
Раскраска по сказкам «Кораблик» и «Под грибком».
Конструирование: «Скотный двор».
Песни: «Где же мышь?»
«Курочкина песенка»
«Петушок»
«Утенок Кряк»
«Песня о сказке» муз. В. Шаинского.
Исполнять движения по тексту песен:
«Цыплятки» М. Якубова,
«Петух»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Просмотр мультфильмов: «Разные колёса», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка».
Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности.
Ремонт детских книг.
ОО «Физическое развитие»:
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»,
«Кто быстрее соберёт грибы в корзину»,
«Где же мышь?».
Пальчиковая гимнастика «Под грибком».
Физкультминутка: «Киски серые сидят».
Работа с родителями:
Обсуждение проекта с родителями.
Анкетирование родителей «Что мы читаем дома».
Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказочный мир Владимира Сутеева»
Предполагаемый результат:
• В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством В. Г. Сутеева, найдут ответы на интересующие их вопросы о животных в произведениях В. Г. Сутеева, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
• Пополнят словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.
• У детей сформируется понимание и различие положительных и отрицательных эмоциональных состояний через произведения В. Г. Сутеева.
• Повысится интерес у детей к классической детской литературе, сказкам.
Взаимодействие с родителями:
1. Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
2. Формировать у взрослых навыки грамотного читателя и эмоционального чтения.
3. Укрепить традиции семейного чтения.
4. Привлечение к обогащению книжного уголка.
Кадровое обеспечение:
1. Руководители проекта: воспитатели группы.
2. Участники проекта: дети и их родители.
Ресурсное обеспечение:
1. нормативно – правовой блок (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга»);
2. информационный (фото и видео материалы, библиотечный фонд);
3. научно – методический (консультативная работа с родителями);
4. материально – технический (ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр).
Содержание работы по реализации проекта
«Путешествие по сказкам В. Сутеева»
№ Мероприятия Результат (Продукт) Форма Сроки Ответственные
СЕНТЯБРЬ
1 Изучение биографии писателя Анкетирование родителей на тему «Что мы читаем дома» Анкета, диаграмма Анкетирование, подбор портрета писателя. I неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
2 Подбор детской художественной литературы. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, наборов игрушек, масок животных Атрибуты к сказкам В. Сутеева II неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспитанников
3 «Сказочный мир Владимира Сутеева» Консультация для родителей Беседа с детьми. Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В. Г. Сутеева» III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
4 Рассматривание иллюстраций произведений: «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка». Мини библиотека сказок Рассматривание иллюстраций IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
ОКТЯБРЬ
5 Чтение произведений «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка». Выставка книг В. Сутеева Чтение художественной литературы, Прослушивание аудиозаписей
Упражнения на имитацию движений I неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
6 Рассматривание иллюстраций произведений: «Три котенка», «Разные колеса», «Под грибом». Мини библиотека сказок Д/и «Разрезные картинки
«Назови сказку»
Чтение пословиц о дружбе. Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» II неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
7 Д/и «Узнай и назови сказку». НОД Художественно-эстетическое развитие (Рисование) по сказке «Под грибом». Выставка детского творчества.
Картотека загадок по сказкам В. Сутеева Рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадок на тему «Герои
сказок». III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
8 Д/и «Угадай, кто меня нарисовал».
Драматизация
сказки «Под грибом». Подбор раскрасок по произведениям В. Сутеева Подобраны атрибуты для театра. Выставка детского творчества Дидактическая игра, раскрашивание раскрасок, игра-драматизация IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»,
Родители воспитанников
НОЯБРЬ
9 «Герои сказок – какие они?»
НОД Художественно-эстетическое развитие (лепка) по сказке
«Палочка – выручалочка»
Д/и «Какой персонаж
сказки лишний» Выставка детского творчества Беседа Дидактическая игра, лепка.
НОД I неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
10 Сюжетно-ролевая игра: «Книжкина больница»
Игра - драматизация по сказке Сутеева В. Г. «Капризная кошка» Подобраны атрибуты для театра. Сюжетно-ролевая игра, Игра - драматизация II неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
11 Построение наглядной модели сказки В. Сутеева «Кораблик»
Д/и «Собери картинку» по произведениям В. Г. Сутеева. Изготовлена игра «Разрезные картинки» Дидактические игры.
Просмотр мультфильмов Сутеева III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
12 «Кто больше соберет яблок в саду»
Просмотр с детьми мультфильмов по сказкам В. Сутеева Картотека мультфильмов Игровые упражнения IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспитанников
ДЕКАБРЬ
13 Беседы: «Какие домашние животные живут у вас дома?», «Какую пользу приносят домашние животные?».
Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных» Выставка детского творчества, Консультация для родителей Беседы
Дидактическая игра и раскраски «Домашние животные»
I неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспитанников
14 Рассматривание иллюстраций произведений: «Кто
сказал мяу?», «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Что это за птица?». Поделки по сказкам Сутеева. Выставка детского творчества Выставка книг В. Сутеева Сюжетно-ролевая игра II неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
15 Чтение сказок писателя: «Кто сказал мяу?», «Кораблик»,
«Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Что это за птица». Выставка книг писателя Чтение художественной литературы III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспитанников
16 НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Лепка животных: волк, заяц, медведь».
Упражнение «Изобрази животное»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Выставка детского творчества.
Подобраны атрибуты для игры
Сюжетно-ролевая игра
Упражнение на развитие мимики IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
ЯНВАРЬ
17 НОД Художественно-эстетическое развитие (Рисование) по сказке «Кораблик».
Д/и «Узнай и назови сказку».
Составление сказки по картинкам.
Словесная игра «Что сначала, что потом». Выставка детского творчества.
Аппликация II неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
18 Викторина по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева
д/и «Хороший - плохой» (Бывают ли плохие герои? Почему)
Консультация для родителей: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Выставка книг В. Сутеева.
Консультация для родителей Разгадывание загадок, дидактические игры III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспи
19 Д/и «Подбери иллюстрацию»
Беседа: «Что такое доброта»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Изготовлена игра «Разрезные картинки».
Подобраны атрибуты к с/р игре Сюжетно-ролевая игра
Дидактические игры IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
ФЕВРАЛЬ
20 Выставка рисунков по сказкам В. Сутеева.
Опрос родителей «Будете ли Вы читать с ребёнком дома сказки Сутеева?» Выставка детского творчества Анкетирование I, II, III, IV неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко», родители воспитанников
21 Итоговое НОД «Путешествие по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева» фотоотчет Развлечение III неделя Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»
Результат реализации проекта
В процессе реализации информационно – творческого проекта «Путешествие по сказкам В. Сутеева» организовали выставку книг В. Сутеева, выставку детского творчества (вернисаж рисунков, поделок). Познакомили детей с коллекцией книг В. Сутеева, рассказали о правильном обращении с книгами, как выбирать книги. Наши дети заинтересовались живыми иллюстрациями и сказками автора. Так было решено познакомить с писателем, художником, сценаристом Владимиром Сутеевым.
Поставив цели и определив задачи, мы разработали план проекта. Провели анкетирование родителей, которое показало не достаточный уровень чтения художественной литературы. Поэтому мы разнообразили и придумали новые формы взаимодействия с родителями, прививая тем самым любовь к детской классической литературе.
Работа по проекту велась в течение шести месяцев. В непосредственно образовательной деятельности дети познакомились со здоровье сберегающими технологиями (физминутки, упражнения на развитие движений, пальчиковые игры, закаливающие процедуры с героями сказок В. Сутеева, используя сказки В. Сутеева. Вместе с детьми рассматривали и читали книги, смотрели мультипликационные фильмы и прослушивали аудиозаписи, проводили беседы. Также дети дома вместе с родителями просматривали мультфильмы и рассматривали книги со сказками В. Сутеева. В рамках проектной деятельности проводилась большая работа по театральной деятельности. Так же дети проявили себя в продуктивной деятельности: лепке, рисовании, аппликации.
К концу проекта «Путешествие по сказкам В. Сутеева», благодаря творческой увлеченности педагогов и планомерности в работе, были получены положительные результаты. Родители и дети познакомились с биографией и творчеством Сутеева, дети научились узнавать сказки по картинкам, называть героев сказок и определять их характер. У детей повысился интерес к классической детской литературе, сказкам. При проведении опроса в конце проекта «Будете ли Вы читать с ребёнком дома сказки Сутеева?», все согласились продолжить знакомство с творчеством этого писателя и прислушиваться к рекомендациям педагогов. Многие родители приобрели книги с его сказками. Цель проекта - развивать речь детей через ознакомление с произведениями и изобразительным творчеством В. Г. Сутеева, достигнута.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Что мы читаем дома»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы. Данный материал будет использован в проекте «Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева».
Ваше согласие с тем или иным предложенным вариантом ответа обозначайте, либо вписывайте свой ответ в отведенное поле («другое»). При ответах Вы можете выбирать один или несколько вариантов, с которыми Вы согласны, в зависимости от содержания вопроса.
Анкету подписывать не нужно. При обработке полученных данных авторский коллектив гарантирует Вам анонимность Ваших ответов.
Нам очень важно Ваше мнение!
Есть ли у вас дома детская библиотека?
а) да, достаточно большая;
б) нет, пользуемся ресурсом детской библиотеки
в) есть детские книги, но их немного
г) другое___
Как вы часто покупаете детям художественную детскую литературу?
а) иногда;
б) постоянно;
в) изредка;
г) не покупаю;
д) другое___
Считаете ли Вы, что чтение книг в семье:
а) позволит воспитать умного, понимающего, грамотного читателя
б) способствует успешности ребенка при обучении в школе
в) не является определяющим для развития ребенка, сейчас есть более современные способы, например компьютер
г) другое___
Как вы часто читаете детскую художественную литературу своему ребенку?
а) не читаю вообще
б) изредка
в) раз или два в неделю
г) всегда, когда есть свободное время
д) когда попросит
е) другое___
Охарактеризуйте свой круг чтения для ребенка?
а) я читаю только то, что нравится моему ребенку
б) прочитав книгу, я старюсь найти другие произведения, которые нравятся моему ребенку
в) я вообще не люблю читать своему ребенку
г) стараюсь заинтересовать своего ребенка разными литературными жанрами
д) другое___
Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
а) да
б) нет
в) незнаю
Если у Вашего ребенка есть выбор читать (слушать) книгу или смотреть мультфильмы, чему он отдает приоритет?
а) скорее всего выберет мультфильм
б) предпочитает слушать книгу
с) не выберет ни то, ни другое
г) другое___
Если Вам будет предложено принять участие вместе с ребенком в выставках книг, литературных праздниках:
а) найду возможность принять участие вместе с ребенком
б) сейчас вряд ли смогу, как-нибудь позже
в) охотно включусь в их подготовку вместе с ребенком
г) другое___
Благодарим за сотрудничество!
А знаете ли вы?
3 марта – Всемирный день писателя
21 марта – Всемирный день поэзии
2 апреля – Международный день детской Книги
23 апреля – Всемирный день книг и авторского права
3 мая – Всемирный день свободы печати
25 мая – День филолога