Светлана Морозова
Проект для средней группы «Как мы с деревьями подружились»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способствовать воспитанию потребности принимать активное участи в экологической и природоохранной деятельности.
Задачи.
Познавательное развитие
• Уточнить и расширить представления детей о деревьях как объектах живой природы, их строении, условиях произрастания, их значение в жизни людей, изменениях происходящих в их жизни осенью.
• Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья (берёза, клён, акация, тополь, липа, дуб) и распознавать их среди других.
Публикация «Проект для средней группы „Как мы с деревьями подружились“» размещена в разделах
• Научить отличать дерево от кустарника.
• Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Социально-коммуникативное развитие
• Содействовать формированию у детей активной жизненной позиции, осознанию экологической ценности дерева – как части природы в её единстве с человеком.
I. Подготовительный этап:
• постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
• организация предметно-развивающей среды в группе.
1. Основной этап:
• сбор информации о деревьях;
• участие в природоохранных мероприятиях;
• проведение мероприятий по теме проекта : непосредственно – образовательная деятельность; совместная образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.
III. Заключительный этап:
• проведение выставки поделок из природного материала «Наедине с природой»;
• проведение развлечения «Деревья – наши друзья!»;
• проведение акции по благоустройству территории ДОУ «Посадите дерево!»;
• создание презентации работы над проектом (Приложение 1).
В работе по реализации проекта прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, речевой, физической и художественно-эстетической.
СЕНТЯБРЬ
I неделя
ПР Наблюдения за деревьями на прогулке. Тема: «Деревья на групповой площадке ДОУ» Учить постепенно запоминать названия деревьев на групповой площадке, находить их отличительные признаки (цвет ствола, форма листьев, плодов). Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Беседа «Как появляются деревья?» Уточнить знания детей о вырастании дерева из семени или посадки саженца. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Беседа «Как нужно ухаживать за деревьями?» Выявить объем знаний детей по уходу за деревьями (на примере работы взрослых в семье, уточнить их представления. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Дидактическая игра «С какого дерева листок?» Развивать наблюдательность, зрительную память. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Интерактивное занятие «Чего нельзя делать в лесу». Знакомить с правилами поведения людей на природе.
Участники: дети.
РР Чтение стихотворения П. Воронько «Зелёный город» и беседа по содержанию.
(Приложение №4) Формировать гражданственность, воспитывать патриотические чувства: желание приумножить природную красоту своего края и в целом Родины. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Совместная трудовая деятельность: уход за молодыми деревьями : полив, подвязывание к колышку, рыхление почвы. Показать образец правильного ухода за деревьями; воспитывать бережное отношение к деревьям. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, воспитатели группы.
ХЭР Беседа по картине И. Грабарь «Рябина». Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, связную речь дошкольников. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Слушание в записи «Песни о деревьях», слова Л. Чадовой, музыка Н. Лукониной. Дать образец художественного чтения стихов. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
II неделя
ФР Физминутка «Дует ветер нам в лицо».
(Приложение №4) Развивать умение перевоплощаться. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Заучивание наизусть стихотворения П. Воронько «Липка».
(Приложение №4) Воспитывать бережное отношение к деревьям и всей природе. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Помощь родителей в изготовлении плакатов с призывами для проведения акции по благоустройству территории ДОУ «Посадите дерево!» Вызвать интерес у родителей к работе ДОУ по экологическому воспитанию детей. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: родители.
ХЭР Прослушивание в аудиозаписи художественного чтения стихотворений И. Токмаковой «Берёза», «Дуб». Показать образец выразительного чтения стихов наизусть. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР
РР НОД. «Чтение стихов об осени» (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Ознакомление с художественной литературой. Занятие № 2, стр. 142).
(Приложение № 3) Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений об осенних деревьях, листьях; развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Знакомство детей с пословицами и поговорками о деревьях.
(Приложение №4) Познакомить с фольклорными формами выражения своих мыслей, впечатлений от наблюдений за окружающей действительностью. Перенос жизненных ситуаций людей на образы растений (деревьев). Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Консультация для родителей. Тема «Экологическое воспитание детей в семье».
(Приложение № 5) Разъяснить родителям важность экологического воспитания в семье, помочь определить направления для воспитательной деятельности по бережному отношению к природе. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: родители
РР Речевая игра «Путаница» Развивать связную доказательную речь. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Чтение серии рассказов А. Смирнова «Кто на яблоньку похож» и беседа по содержанию. Воспитывать интерес к окружающим нас растениям, желание беречь родную природу. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, родители.
ПР
РР Поручение родителям: подготовить с ребёнком рассказ на тему «Моё любимое дерево». Познакомить родителей с приёмами работы по составлению рассказа по плану. Поощрять совместное творчество родителей и детей. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, родители.
III неделя
ХЭР Свободное рисование детей кистью и губкой «Деревья осенью». Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ФР Игровое упражнение на прогулке «Найди своё дерево». Развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, развивать умение анализировать. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Загадывание загадок о деревьях.
(Приложение №4) Развивать наблюдательность, внимание. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Настольно-печатная игра «Сложи картинку дерева из частей». Упражнять в составлении картинки целого дерева из отдельных частей и называть его. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Беседа «Когда опасно находиться под деревьями?» Познакомить с ситуациями, представляющими опасность для жизни людей от близости деревьев (гроза, сильный ветер, налипание снега, обледенение). Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ФР Игровое упражнение на прогулке «Найди такой же лист». Развивать наблюдательность, зрительную память, умение образовывать прилагательные (кленовый, дубовый и т. д.) Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Дидактическая игра «Раз, два, три, дерево назови». Закрепить знание названий деревьев, развивать речь, быстроту реакции, зрительную память. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Самостоятельная трудовая деятельность: сбор веток на групповой площадке. Формировать у детей навыки соблюдения элементарной безопасности, трудовые навыки, навыки гигиены. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
IV неделя
СКР Интерактивное занятие «Как создать безопасную экосистему для жизни человека» В занимательной форме познакомить детей с видами деятельности по улучшению экосистемы, окружающей человека, вызвать желание принимать активное участие в мероприятиях по улучшению состояния окружающей среды, бережному отношению к природе
Участники: дети.
СКР Просмотр серии «Теперь деревья будем поливать» из цикла обучающих музыкальных мультфильмов «Три котёнка» и беседа по содержанию. Развивать мышление, внимание, экологическое чутьё, умение в увлекательном сюжете заметить примеры неправильного, недопустимого поведения персонажей в природе и объяснить, как действительно нужно поступать. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Свободная лепка на тему «Грибы на полянке». Закрепить технику лепки гриба, воспитывать интерес к познанию природы. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Речевые упражнения «Найди дерево по описанию» и «Опиши, я отгадаю». Развивать внимание, наблюдательность, умение употреблять наиболее точные видимые признаки дерева для его описания (цвет ствола, форма листа и плода). Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Чтение стихотворения М. Исаковского «Вишня» и беседа по содержанию.
(Приложение №4) Показать образец стихотворения – размышления автора. Воспитывать желание бескорыстно совершать добрые поступки по улучшению природного ландшафта. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Самостоятельная трудовая деятельность: сбор природного материала для поделок. Закрепить знание принадлежности плодов и листьев к конкретному дереву, называть его. Познакомить с эстетической ценностью природного материала для художественного творчества (изготовление поделок, изделий и т. д.). Ответственные:старший воспитатель, медсестра, воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Чтение отрывка стихотворения З. Александровой «Нас много, ребята!» и беседа по содержанию.
(Приложение №4) Показать образец выразительного чтения стихотворения детям. Воспитывать любовь к своей Родине, родной природе, вызвать желание принимать активное участие в приумножении наших природных богатств, в частности – в посадке деревьев. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ОКТЯБРЬ
I неделя
ПР Рассказ в сопровождении фотоматериала о том, как сотрудники ДОУ участвовали в благоустройстве территории парка в нашем селе Пешково. На личном примере показать детям заботу о природе своего села. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». Развивать внимание, аналитическое мышление, умение по отдельным признакам узнавать дерево. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Пластический этюд «Берёзка» (релаксационное упражнение). Выполнить расслабляющие движения, выразить эмоции в пластике тела. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Составление букетов из осенних листьев во время прогулки (самостоятельная деятельность детей). Пробудить в детях эмоции восторга, радости, восхищения. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Дидактическое упражнение «Обведи по трафарету и раскрась листья». Развивать умение правильно выполнять штриховку (однородно, в одну сторону, не вылезая за границы рисунка). Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Заучивание наизусть отрывка стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».
(Приложение №4) Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Беседа «Что необычного в жизни деревьев вы заметили на экскурсии в парке?» Тренировать зрительную память, мышление. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Дидактическая игра «Что лишнее?» Закрепить знание основных признаков деления растений на группы : деревья кустарники и травы. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
II неделя
ПП Беседа «Какую пользу приносят деревья человеку». Расширить представления детей об использовании древесины в жизнедеятельности человека и об эстетической ценности дерева. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
(Приложение №4) На примере произведения народного фольклора показать трепетное отношение русского человека к берёзе, использование её древесины для изготовления музыкальных инструментов. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПП Беседа «Как птицы помогают деревьям». Показать взаимосвязь сосуществования растений и птиц. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР
РР Беседа по картине И. И. Левитан «Берёзовая роща». Учить воспринимать красоту природы, изображенную художником. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Беседа «Соседи деревьев - грибы». Показать взаимозависимость произрастания растений. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Загадывание загадок о грибах.
(Приложение №4) Развивать внимание, быстроту мышления, способность по признакам узнать объект. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
III неделя
ФР Физминутка «Ветер тихо клён качает».
(Приложение №4) Развивать согласованность движений и речи. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Речевое упражнение «Назови станцию». Учить из существительных (названий деревьев) образовывать прилагательные ( названия станций: берёзовая, кленовая и т. д.) Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Чтение стихотворения М. Садовского «Осень», беседа по содержанию.
(Приложение №4) Уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР НОД «Осень золото роняет» экскурсия в осенний парк. (
(Приложение № 3) Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой. Ответственные:старший воспитатель, медсестра, воспитатели группы.
Участники: дети.
ПР Консультация для родителей по теме «Прогулки с детьми осенью. Советы родителям».
(Приложение № 5) Информировать родителей о правильном планировании полезных, развивающих прогулок с детьми на природу. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: родители.
ПР Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?» Учить называть плоды и соотносить их с деревьями. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ФР Игровое упражнение «Раз, два, три, к тополю (акации, липе, клёну и т. д.) беги!» Упражнять детей в быстром беге по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга. Закреплять знание деревьев на групповой площадке. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
РР Заучивание наизусть стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень…».
(Приложение №4) Расширить представление детей о характерных признаках осени в жизни деревьев и птиц. Развивать память и выразительную интонацию. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
IV неделя
ХЭР
СКР Интерактивное музыкальное занятие «Музыкальная капель» Познакомить с некоторыми музыкальными инструментами, сделанными из древесины, их названием, внешним видом и звучанием. Развивать эстетические чувства, умение слушать музыкальные произведения и исполнять танцевальные импровизации.
ПП НОД «В лес за грибами и ягодами».
(Приложение № 3) Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширить их представление о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР НОД «Мухомор». Лепка предметная по представлению.
Учить детей лепить мухомор из четырёх частей. Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения) для шляпки. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
ХЭР НОД «Кисть рябинки, гроздь калинки». Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок - приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети.
СКР Проведение совместной акции в ДОУ «Деревья – наши друзья». Показать детям важность и масштабность проводимых природоохранных мероприятий на примере преемственности со старшими товарищами (первоклассниками).
СКР «Помоги птицам сейчас и они спасут наши деревья от вредителей летом». Практическая деятельность родителей по изготовлению скворечника и кормушек для зимующих птиц. Привлечь родителей к практической деятельности по экологическому воспитанию детей в ДОУ, на их личном примере показать детям важность мероприятия по проявлению заботы о птицах и деревьях. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: родители.
ХЭР Совместное творчество детей и родителей: изготовление поделок из природного материала для выставки «Наедине с природой». Объединить усилия родителей и детей, сблизить их в совместной творческой деятельности; развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к природе. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, родители.
ХЭР Создание родителями совместного со своими детьми образа любимого дерева на плоскости (формат А-4, в любой технике) для оформление альбома «Деревья нашего края». Способствовать выражению личного восприятия природы в художественно-эстетической деятельности. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, родители.
РР Разучивание наизусть стихотворения о любимом дереве родителями со своим ребёнком. Способствовать выражению личного восприятия образа любимого дерева средствами поэтических произведений. Ответственные:воспитатели группы.
Участники: дети, родители.
Литература.
1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ М. А. Виноградова, Е. П. Панкова. -М. : Айрис – пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
2. О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Современные подходы. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва 2013г.
3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй мир!». Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : Баласс, 3013 г.
4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М. : «Карапуз»,2010г.
5. И. Л. Саво. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2010г.
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет. – М. : Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г.
7. А. Смирнов. Кто на яблоньку похож? Издательство «Малыш», М. 1988г.
8. Т. Б. Ладыгина. Стихи к осенним детским праздникам. – М. : ТЦ Сфера, 2011 г.
9. Дошкольное воспитание № 4, 2008г. С. 77.
10. Дошкольное воспитание № 3, 2011г. С. 36.
11. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, Фолиант Пресс, 2005.
12. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, издательство «Фламинго». 2003.
13. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгов. Прогулки в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.