Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»

Елена Кулябина - Кондратова
Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»

ТЕМА: «Формирование у дошкольников нравственно – патриотических качеств»

Результативность опыта

Педагогический анализ приводился с мая 2013 года по декабрь 2014 года в МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство, по адресу: краснодарский край, Тбилисский район, село Ванновское, улица Гагарива,2.

В качестве испытуемых были определены дети 5—6 лет в количестве 12 человек.

Опытно — экспериментальная работа проходила в три этапа:

констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента ставились следующие задачи:

1. Проанализировать эффективность работы по этнокультурному образованию дошкольников.

2. Выявление теоретических знаний, и параллельно вместе с ними, практических общекультурных умений воспитанников МДОУ, позволяющих переносить духовно — нравственную и интеллектуальную составляющую русской культуры на предметно — практическую и коммуникативную деятельность детей.

3. Разработать критерии для определения уровня теоретических знаний, как следствие, общекультурных умений старших дошкольников.

4. Проведение анкетирования родителей и педагогов для определения педагогически целесообразных подходов этнокультурного воспитания дошкольников в процессе организации взаимодействия ДОУ и семьями детей.

диагностика эффективности работы ДОУ по направлению

этнокультурного образования проводится в процессе обследования воспитанников, их родителей и педагогов данной группы.

Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и

практических умений у детей экспериментальной группы, касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных

праздников, разных видах народно — прикладного творчества, а также

умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности,

связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания на практике;

- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания.

диагностика проводилась в пять этапов.

На 1 этапе проверялись знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения дидактической игры «Ремёсла на Руси».

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

Уровень умений использовать в соответствии с назначением предметы русского быта выявлялся в процессе проведения дидактической игры «Чудесный сундучок» За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На 2 этапе проверяются умения воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке и рисованию (загадки и отгадки).

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На З этапе определяем уровень знаний разных видов народно — прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы»

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На 4 этапе эксперимента проверяется умение ориентироваться на практике в разных видах народно — прикладного творчества в процессе проведения игр «Народные узоры» (приложение 16).

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Умение использовать разные виды народно — прикладного творчества выявляли в процессе продуктивной деятельности во время проведения занятия «У Матрёшки день рождения» (приложение 18).

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

На 5 этапе эксперимента проверяются знания русских народных праздников и традиций — с помощью опроса детей (приложение 19).

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

Умения использовать знания русских народных праздников и традиций определяли с помощью игры «Отгадай праздник» (приложение 20). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре определялось в процессе участия детей в подготовке и проведении русского народного праздника, где детям давались необходимые материалы и костюмы.

Анализ результатов экспериментального исследования

Спецификой анализа результатов научно — исследовательской работы в ДОУ является то, что педагогический мониторинг, который проводился в конце эксперимента и фиксировал результаты развития, воспитания и обучения участников экспериментальных групп ДОУ, сопровождался экспресс- диагностикой. Результаты диагностики показывают:

• изменения уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества;

• повышения потребности использовать данные знания и умения на практике;

• улучшения умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанной с отражением представлений о народной культуре;

сформированность умений самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения, навыки;

Данные изменения должны подтвердить эффективность разработанной нами методикой формирования у детей 5-6 лет знаний о русской народной культуре и общепрактических умений, связанных с отражением представлений о народной культуре. Итак:

Экспресс-диагностика проводилась в 2 этапа.

На Т этапе проверялось, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью опроса, диагностической дидактической игры, проведения тестирования (2 серии заданий).

На II этапе выявлялось изменение личностной позиции ребенка до- школьного возраста в процессе применения данных знаний в продуктивной (например, изобразительной) деятельности (3 серии заданий).

Таким образом, дети старшей группы овладели на достаточном уровне знаниями названий и назначения предметов русского народного быта (50 % детей - высокий уровень, 50 % - средний уровень, низкого уровня компетенции нет) и, более осмыслено, могут использовать в соответствии с назначением предметы русского быта (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, низкого уровня компетенции нет). Полученными знаниями дошкольники пользуются в обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.

Так же повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества и умений использовать их в своих работах (58 % детей - высокий уровень, 42 % - средний, О % - низкий уровень).

На конец эксперимента ярко видна динамика развития технических навыков и навыков в передаче колорита. Дети не затруднялись, с чего начать, смело приступали к работе, техника рисования улучшилась и соответствовала возрасту, воспитанники проявляли фантазию на занятиях по замыслу.

Дошкольники овладели умением воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в рисовании, лепке (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, О % - низкий). Повысился интерес к художественной изобразительной деятельности и творчеству. Полученные знания дети применяли в свободной художественной деятельности.

Дошкольники принимают осмысленно и активное участие в подготовке и проведении русских народных праздников и театрализованных игр.

Уровень стал высоким у 25 % детей, у остальных детей средний уровень - 75 %, детей с низким уровнем - О %.

В течение экспериментальной работы у ребят сформировался интерес к народным праздникам. Дошкольники изготовляли приглашения на праздники, необходимые атрибуты, расписывали яйца и др. Они активно участвовали в подвижных народных играх, хорошо знали правила, слова закличек, народных песенок, водили хороводы, выполняли русские народные танцевальные движения. Поэтому в итоге, во время словесной дидактической ИГРЫ «Отгадай праздник», дети смогли назвать народные праздники и объяснять, что это за праздник и когда они бывают.

В целом повысился уровень компетенции детей. С высоким уровнем - 33 % воспитанников, средний уровень - 67 % детей, с низким уровнем - О %. Это подтвердило результативность экспериментальной работы и доказало эффективность методики формирования у детей 5-6 лет знаний о русской национальной культуре.

Публикации по теме:

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»
Опубликовано: 15 января 2015 в 20:48
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...
Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01. 12. по 31. 12....