Наталья Морозова
Проект «Играя, изучаем буквы, учимся читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Играя, изучаем буквы, учимся читать»
Цель проекта - разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы по обучению элементам грамоты с привлечением родителей к совместной образовательной деятельности.
Задачи проекта.
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами по обучению элементам грамоты.
2. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическим материалом для работы с детьми по обучению элементам грамоты.
Публикация «Проект „Играя, изучаем буквы, учимся читать“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Буквы. Проекты
- Игры для детей
- Книги, чтение. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. Распространить опыт работы по обучению элементам грамоты через разнообразные формы работы: мастер – класс, выступление, интернет-ресурсы, оформление стенда.
Участники проекта - дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, учитель - логопед
Сроки реализации – краткосрочный (одна неделя)
Актуальность
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения в коррекционной работе, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой. В данной ситуации нам на помощь приходит игра. «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра», так говорил А. С. Макаренко
Игра становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот тот фундамент, на котором мною строится коррекционно – развивающая работа с детьми в ДОУ. Но, чтобы коррекционно – развивающая работа была ещё эффективнее, на помощь приходят родители.
«Дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В. А. Сухомлинский.
И для этого был создан проект.
План реализации проекта
1. Подобрать материал по традиционным и нетрадиционным игровым приёмам и методам по обучению элементам грамоты. Вашему вниманию представлены пособия «Цветочек», «Солнышко», нейроигры.
2. Оформление стенда для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы» для закрепления материала в домашних условиях по обучению элементам грамоты.
3. Распространение опыта работы через интернет-ресурсы. На сайте Лёнинг апс на моей страничке представлены игры по обучению элементам грамоты, в которые тоже можно поиграть дома. Игры сайта Мерсибо, тоже помогут в игровой форме повторить пройденный материал.
4. Проведение мастер – класса для родителей совместно с детьми «Играя, изучаем буквы, учимся читать». Дети совместно с родителями играли в игры по обучению элементам грамоты.
5. Творческий конкурс «Моя любимая буква» для детей и родителей по изготовлению букв из различных материалов и различными способами.
6. Отчет о реализации проекта на родительском собрании педагогическом совете.
Продукт реализации проекта: «Выставка букв, сделанных детьми совместно с родителями.
Игры, способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву» Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор» Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
8. Игра «Алфавитный дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука» Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.
Мастер – класс с родителями
«Играя, изучаем буквы, учимся читать»
Уважаемые родители! Я рада, чтобы вы пришли на наш мастер – класс «Играя, изучаем буквы, учимся читать».
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те принципы, которыми я придерживаюсь в работе с детьми в детском саду.
Использование эффективных приёмов в работе поможет повысить интерес детей к занятиям. Совместная деятельность логопеда с родителями и с детьми один из самых эффективных приёмов для повышения интереса к новой для них деятельности «обучение грамоте».
1. Игровое упражнение «Собери букву»
Вы вместе с ребёнком собираете букву, используя разнообразный материал:
- мозаика
- конструктор
- шнуровка
- кубики Никитина и т. д.
Этот приём поможет запомнить самую трудную, в последствии для ребёнка, букву.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
2. Игровое упражнение «Собери букву на листе»
Вы вместе с ребёнком собираете букву, используя кружочки красного или синего цвета. Это упражнение способствует не только запоминанию буквы, но и учит ориентироваться на листе бумаги, т. е. развивает ориентировку в пространстве.
3. Серия игровых упражнений с чётными палочками.
- Сначала вы собираете любые две буквы.
- Теперь переходим к нейроиграм, которые способствуют межполушарному взаимодействию. Сейчас одновременно двумя руками собираете одну и ту же букву. Работа двумя руками одновременно активизирует оба полушария и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
- Собираем двумя руками одновременно две разные буквы.
4. Серия игровых упражнений с буквами в таблицах:
- Одновременно двумя руками найти букву ….
- Одновременно двумя руками найти букву и слово, которое начинается на эту букву.
-Одновременно двумя руками найти слог.
5. Серия игровых упражнений по чтению
- Чтение по сенсорной панели лучиков, дорожек.
- хоровод «Успокоим солнышко»
- чтение слов по пособию «Цветочек»
6. Серия игр с буквами по сенсорной панели сайта «Мерсибо»