Вдовенко Юлия
Проект «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» Дети – это наше отражение. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам.
Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму и использование инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены «сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания
Актуальность формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий и отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия.
Решению этих проблем способствует использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей.
Информационная карта проекта
Тема «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»;
Критерии оценивание результатов - Мониторинг детей и анкетирование родителей;
Тип проекта – Духовно нравственное воспитание детей;
Вид проекта – Групповой;
Продолжительность проекта 9 месяцев;
Участники проекта - Дети 5-6 лет воспитатели,родители;
Цель: Воспитание нравственности через формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
Задачи:
-воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение человеколюбие в жизни, как действие любви, добра, человечности, единения;
-воспитывать социальной культурой через формирование патриотизма и гражданской солидарности, почтения и любви к окружающим, бережного отношения к окружающему миру, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку;
-укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
Ожидаемый результат:
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, представления о вере, духовности, толерантности;
-патриотизм – любовь к России, своему народу;
-социальная солидарность – личная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие;
Реальные результаты-
-приобретение воспитанниками социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
– получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком;
Актуальность
Сегодня формирование нравственных качеств подрастающего поколения является одной из стратегических задач.
В последнее время заметна устойчивая тенденция ухудшения нравственного воспитания дошкольников. Поэтому самой актуальной задачей в воспитании для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, разностороннее развитие, понимание происходящего, учувствовать в реализации совместных инициатив;
Для общества – установление отношения между поколениями, снижение социальная напряженность, формирование толерантности, партнерское отношения для достижения взаимопонимания и согласия.
Этапы реализации
Подготовительный (Сентябрь)
-Составление плана
-Разработка сценариев
-Мониторинг детей
-Анкетирование родителей.
-Беседа «Моя семья»
-Беседа «Доброе дело и милосердие»
Практический этап (Октябрь-Апрель)
С детьми:
• Организованная образовательная деятельность по темам «Нравственного воспитание».
• Интерактивные занятия просмотр презентаций, видео роликов.
• Папка: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, крае.
• «Лепбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.
• Макеты «Деревенское подворье».
• Виртуальное посещение музея «Моя Россия» с целью ознакомления детей с историей нашей родины.
• Беседы, Игры, Праздники «Осень хлебосольная», День конституции, Новый год, Рождественские колядки, 23февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики,9 мая.
• Литературные вечера.
• Чтение художественной литературы на выбранную тематику.
• Оформление мини-музеев и выставок- «Вернисаж «Страна мастеров», «Мы гордимся армией своей», «Зимние фантазии», «Ближе к звездам», выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам.
• Предпраздничные посиделки
С родителями:
• Консультации на тему «Духовно нравственного воспитания»
• Совместные акции «Помоги птицам», «Вместе дело спорится», «Помоги братьям нашим меньшим».
• Выставки «Мы и наши предки», «Гордимся нашими дедами» «Кормушек для птиц», «Скворечников», рисунков на тему «Доброта спасет мир».
• Анкетирование
• «Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.
• «Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников.
Завершающий (аналитический) (май)
• Мониторинг детей;
• Анкетирование родителей;
• Анализ полученных результатов
• Презентация проекта «Дети наше будущее»
Вывод
Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. От сюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Применение инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, помогает формировать у педагогов, родителей ценностные ориентации, которые в свою очередь направлены на формирование духовно нравственного воспитания детей. Полученные ребенком знания, фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Рекомендации:
Педагогам - применять инновационные технологии в духовно-нравственном воспитании дошкольников, которые направлены на сохранение и укрепление духовно нравственного здоровья, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку, в каждой конкретной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
6. 9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С. 81
7.. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
8. Интернет ресерс: https://orthodox-magazine.ru/numbers/at125