Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста»

Инна Филенкова
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста»

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком. Главным является не конечный продукт – рисунок,а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.

Теоретическое обоснование.

Теория становления изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста базируется на известных концепциях Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Е. А. Флериной. Однако в педагогической практике до настоящего времени отсутствует система формирования предпосылок изобразительной деятельности. Изучив методическую литературу различных авторов, таких как пособие Давыдовой, Никитиной, Дыбиной, Колдиной, Казаковой, следует вывод, что без дополнительной работы невозможно развитие творческих способностей детей.

Концептуальные идеи проекта.

Использование в изобразительной деятельности нетрадиционной техники рисования способствует коррекции тревожности и агрессивности ребенка, снятию его психологической напряженности, возможности самовыражения и самореализации.

Определяя содержание изобразительной деятельности,мы руководствовались принципами: систематичности, последовательности в работе, дифференциального и индивидуального подхода к ребенку, доступности, повторяемости, концентричности материала и др. Одним из наиболее важных считаем онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей.

Вышеизложенные принципы, положенные в основу проекта, делают возможным не только развитие навыков общения ребенка со взрослыми и детьми, но и формирование ребенка как личности в целом.

В своей работемы опирались на следующие подходы в обучении:

• Развитие способностей в деятельности. Развитие способностей ребенка происходит через простые подражательные действия, сотворчество с взрослым, к самостоятельности и инициативе решения поставленных задач.

• Личностно – ориентированных подходов. Используем формы воспитания и образования детей с учетом возрастных и психологических особенностей.

• Системный подход. Он основан на создании единого воспитательно-образовательного пространства, на обучении детей от простого к сложному, систематичной работе с детьми.

Цель проекта:

Создание системы работы по развитию у детей раннего возраста творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс техник нетрадиционного рисования.

Задачи проекта:

Обучающие:

• Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом

• Познакомить детей с различной техникой: рисование пальчиками, ладошкой, тычками и др.

• Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.

Развивать способности,заложенные в каждом ребенке:

• Мелкую моторику;

• Воображение;

• Мышление;

• Активизировать интерес к рисованию.

Воспитывать:

• Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей:

• навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом;

• развитие мелкой моторики рук;

• улучшение цветовосприятия;

• повышение уровня воображения;

• эмоциональной отзывчивости к окружающему миру

• Реализация проекта поможет детям раннего возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

• Предварительная работа:

• сбор информации, работа с методической литературой;

• проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми раннего возраста

• составление плана работы над проектом;

подготовка к выступлению на родительской встрече на тему: «Значение использования нетрадиционных техник рисования у детей раннего возраста»;

• анкетирование по проблеме.

• Роль родителей в реализации проекта:

• Родители деятельные участники в реализации проекта.

Совместная работадошкольного учреждения и семьи велась в нескольких аспектах:

- объяснение значимости нетрадиционных приемов рисования;

- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).

Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т. д. ; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Были разработаны консультации для родителей.

Было проведено открытое занятие для родителей. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.

Вопросы формирования изобразительных и технических умений у детей раннего возраста были предметом обсуждения на родительских встречах.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Продукт проектной деятельности:

Конспекты занятий художественного эстетического цикла:

«Рисуем дождик», «Горох для воробьёв», «Бусы из ягод»,

«Фонарики на Ёлке», «Осминожки», «Тюльпаны для мамы»,

«Божья коровка», «Салют».

Консультации для родителей.

Родительские встречи: «Цветные ладошки», «Волшебные ниточки».

Мастер-класс для родителей: «Рисуем всей семьёй».

Развлечения: «Краски спрятались», «Краски потерялись», «Краски ушли в гости»

Мультимедийные презентации:

«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования»;

«Рисуем пальчиками»;

«Разноцветные ладошки».

Формы представления результатов:

Анкета для родителей: «Любит ли Ваш ребенок рисовать

Консультации для родителей:

«Рисование нетрадиционными способами»;

«Путешествие в страну Изобразилия»;

«Нетрадиционное рисование для детей раннего возраста»;

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Диагностика развития интереса к действиям с различными изобразительными материалами, созданию изобразительного образа.

Схема реализации проекта:

Формы и методы работы:

• художественная мастерская;

• музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.

• презентации;

• беседы;

• наблюдения;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

• создание проблемной ситуации;

игры на развитие художественного воображения:

«Расколдуй картинку», «На что это похоже», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный

• Совместное планирование деятельности;

• Подбор методической литературы;

• Составление планов работы.

Практический

Обеспечение условий для реализации проекта:

Разработка образовательных маршрутов для участников проекта

• Совершенствование и расширение уголка «Художественное творчество»;

«Родительский всеобуч»:

• просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования

разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический):

Обработка результатов в ходе реализации проекта;

• Диагностика для выявлений у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования

Проектпостроен на следующих положениях:

• Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания окружающего мира. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного, наглядного материала, который направлен на заинтересованность.

• Полученные знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с нетрадиционными техниками рисования с учетом его индивидуальности;

• Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.

К концу реализации проекта дети:

• проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;

• видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;

• умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования

• начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Публикации по теме:

Фотоотчет кружка «Волшебный мир». Нетрадиционные способы рисованияФотоотчет кружка «Волшебный мир». Нетрадиционные способы рисования Кружок «Волшебный мир» - я начала вести с сентября. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать,.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Мы – отражение природы, Мы – часть её, мы – красота. В нас сила, разум, доброта, В нас света Высшее начало. Раскрой в себе Цветок любви,.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 00:05
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...

16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...


Горячие темочки