МААМ-картинки

Проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников» (1 фото)

Анна Журавлева
Проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Долгосрочный проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников»

Актуальность

Лес. Большое сообщество, в котором проживает множество видов животных, растений, грибов и других организмов. Такое разнообразие удивляет, заставляет задуматься о том, как живет лес? Какие в нем ярусы? Какие пищевые цепочки? Какие животные проживают в лесу? Чем удивителен лес? Какие тайны он хранит? Эти вопросы и еще множество других задают дети.

Публикация «Проект „Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах

Раскрыть тайны леса, дать ответы на множество вопросов интересующих детей – большой и трудоемкий процесс, который позволить приобщить детей к природе.

Цель

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса

Задачи:

1.   Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2.      Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

3.      Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы. Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине

Методы проекта:

• Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;

• Беседы;

• Опытно-экспериментальная деятельность;

• Игровая деятельность;

• Практическая (продуктивная) деятельность.

• Чтение художественной литературы

• Просмотр научных фильмов, мультфильмов

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Тип проекта: долгосрочный (4-7 лет)

Реализация проекта 1-2 раза в неделю со всей группой детей

Самостоятельная деятельность детей

В свободное время дети по желанию и инициативе играют с материалами, используемыми на занятии. Воспитатель пополняет пространственно-развивающую среду для активного развития компонентов речи детей.

Продукт

Изготовление мини-музея «Тайны леса»

Реализация проекта

1. Беседа «Зачем нужен лес?»

Три близко растущих друг с другом дерева — это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.

Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Какую пользу приносит людям лес?

Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями — устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют «зелеными легкими» планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябинка, и дуб-великан — тянутся вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес — хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают и реки.

Леса охраняют от разрушения и почву — верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю (например, у дуба, у других — они широко раскинуты под самой поверхностью земли (у ели). Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

В старом густом лесу вы не встретите ни оврагов с крутыми склонами, размытыми бурными вешними водами, ни глубоких ям, ни канав.

• Что еще дают нам леса?

Верно! Они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Во времена Дмитрия Донского дубовые леса подступали вплотную к Москве. Из этих дубрав брали бревна для постройки стен Московского Кремля. Из прочной дубовой древесины и сейчас делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки. Из дубовой коры готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

Строят дома и из елей. Недаром народ сложил такую поговорку: «Изба елова — сердце здорово». Ведь и в самом деле смолистый еловый аромат очень полезен для человека. Ель нередко называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные инструменты — деки скрипок, арф, фортепиано, виолончелей, гитар.

2. Беседа «Знакомство с березой и ее жителями»

2.1 «Дерево береза»

ЗАГАДКА

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

Практически в каждом лесу, парке и даже дворе, вы, наверняка, встретите красавицу березку. Это дерево считается самым распространенным в нашей стране. Само слово «береза» происходит от глагола «беречь». На Руси у березы даже был свой праздник, когда вокруг нее водили хороводы, пели песни, повязывали ленточки и всячески веселились.

Такой белый ствол с черными вкраплениями только у березы. Форма листиков у березки тоже особенная – в виде сердечка. Листья меняют цвет от светло-зеленого до темно-зеленого и желтого осенью.

По весне можно заметить, как березка наряжается в необычные серёжки. Они появляются еще до того, как начнут распускаться листочки. Эти серёжки на самом деле являются цветами, просто они так похожи на длинные женские серьги. После цветения в мае березка покрывается молодой зеленой листвой. Осенью красавица снова надевает серёжки, но только теперь это уже плоды, в которых зреют семена. Подует ветер, упадут семечки на землю, а из семечек вырастут новые березки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА»

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

2.2 «С кем дружит береза»

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

(А. Прокофьев)

Что вырастает на березе? (Чага) Под березой? (Подберезовик)

Что дает береза птицам? (тень, питание, дом)

Что дает береза животным? (дупло на дереве, нора под деревом)

Чижи, например, а также обычные у нас зимой в некоторые годы чечетки предпочитают семена березы и ольхи.

Чечетки летают плотной стайкой, издавая в полете беспрестанное "че-че, че-че-че, чив-чив".

Кроме обычных синиц, лазоревок, рябинников и соек видела снегирей, чижей и свиристелей.

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Чага — гриб, с которым всё не так просто. Чага «чёрный берёзовый гриб», — это стерильная (бесплодная) форма трутовика скошенного.

(в процессе знакомства с «друзьями» березы их фотографии вывешиваются)

Хороводная игра «Друзья березы»

Дети вокруг «Березки»

В лесу растет березка-белоствольная,

Красавица береза очень стройная!

Мы к березе ближе подойдем,

Отдадим печальной наш поклон,

А затем беседу заведем

«Ты, березка, не скучай!

Себе друга выбирай!»

«Я березка в белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Я в друзья себе беру …

Подходит к ребенку, называет его одним из «друзей» березы,, и, его на середину, обнимает и встает в круг.

Проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников»

2.3 Польза березы для человека

- Из березы заготавливают дрова. Они считаются самыми лучшими, потому что дают больше тепла.

- Собирают также сок березы. По весне, пока не распустились почки, делается надрез в коре, вставляется соломинка, через которую можно попить. Вкус березового сока сладковатый. Это традиционный напиток не только в России, но и в Северной Европе и Северном Китае. Сок используется для изготовления березового сиропа.

- В лесу именно под березой можно найти вкусные грибы – подберезовики.

- Раньше кора березы применялась в качестве бумаги. Многие древние записи были сделаны именно на ее коре. Не только в нашей стране, но и во многих других, к примеру, в Италии, Китае и Великобритании.

- Из березы также можно делать лыжи, приклад для оружия, музыкальные инструменты.

- Ценится береза и в медицине. К примеру, из нее можно сделать гипс. Применяются для лечения разных болезней березовые почки и чага – гриб, который растет на березах. Смола березы называется дёгтем. Он применяется для создания мазей, залечивающих раны.

- Березу применяют для создания шампуня и мыла, используют в качестве ароматизатора и кожевенного масла.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

НОД по экологии по теме «Проведение опытов в формировании экологической культуры. Посадка лука» Цель, учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях роста.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников»
Опубликовано: 29 августа 2021 в 09:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Изучение леса в формировании экологической культуры дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Журавлева (УИ 736679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД