Папки-передвижки

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я — гражданин России»

светлана чаманова
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы

«Только тот, кто ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом».

С. Михалков

Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта «Я – гражданин России»:

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Я — гражданин России“» размещена в разделах

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, в ней определены основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Тема патриотического воспитания особенно актуальна в наше время. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

Патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию личности ребенка через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной пищей.

Результатом данной работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, воспитание любви и гордости за свою Родину.

Новизна:

Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей, знакомство с православными традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного города, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в городе из-за высокой занятости.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию является метод проектов. В этом направлении педагогами ДОУ разработаны и реализованы следующие проекты:

«Мо город – Усолье»

«Наш край – Сибирь»

«Байкал – жемчужина Сибири»

«Я – гражданин России!»

Так как метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.

Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:

народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенины;

государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День государственного флага РФ;

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Одной из приоритетных задач нашего детского сада является патриотическое воспитание. Основной целью в данном направлении для нашего учреждения является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Решение данной темы мы нашли в интеграции, что на данный момент соответствует новым Федеральным государственным требованиям, где образовательный процесс строится на этом принципе.

Интеграция в нашей работе прослеживается:

В образовательных областях

В целях и задачах

В совместной деятельности воспитателей и узких специалистов

Во взаимодействии с социумом

Общая характеристика проекта

В проекте представлено распределение образовательного материала по блокам: «Россия – Родина моя», «Как жили наши предки. Русские традиции, праздники», «Наша армия родная». Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Цель проекта:

Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России через учебную и игровую деятельность дошкольника.

Задачи проекта:

формировать первоначальные представления об истории России; выдающихся людях;

Знакомство с русской традиционной культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы)

Познакомить детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном России.

Знакомство с другими национальностями, населяющих Россию.

Развивать познавательные интересы и активность детей.

Воспитывать любовь и уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Паспорт проекта:

Вид проекта: исследовательско - творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,педагоги детского сада.

Принципы реализации проекта:

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие- приоритетные формы общения педагога с детьми;

Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Законодательно- нормативное обеспечение проекта:

Закон РФ «Об образовании»

Устав ДОУ

Проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

Стихи, произведения искусства поэтов и художников.

Название нашей страны, ее главного города- Москвы.

Флаг, Герб России, Государственный гимн (при исполнении его все встают, мальчики снимают головные уборы).

Иметь представления:

о том, что Российская Армия- защитница нашей Родины, что в годы войны наши воины отважно сражались и победили.

О народных праздниках.

О труде людей.

Элементарные представления о жизни, быте, культуре народов России.

Различать и называть национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор исторической литературы,

2. подбор произведений русского народного творчества,

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,

4. подготовка разного вида бросового материала

5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6. дидактические игры,

7. выставки книг, рисунков, поделок,

8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала

Формы взаимодействия с детьми:

непосредственная образовательная деятельность;

совместная деятельность детей и педагогов;

экскурсии и целевые прогулки;

рассказы о православных праздниках, великих людях России

чтение художественной литературы;

беседы, ситуативные разговоры;

слушание музыки;

праздники и развлечения;

игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

Формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

совместные праздники и досуги;

совместные экскурсии и целевые прогулки;

консультации по проблемам воспитания детей «Как воспитать маленького патриота»;

стендовая информация: «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» «Православный календарь».

Этапы работы. Планирование. Направления.

1этап. Организационно-подготовительный.

Были обозначены актуальность и тема будущего проекта, поставлена цель, определены задачи.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

2 этап. Организационно-практический

Предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий

3этап. Заключительный.

Выставки детских работ

Праздники, развлечения

Презентация «Родина моя –Россия»

Тематический план проведения и реализации проекта

1 блок «Моя Родина – Россия»

Познавательно – исследовательская деятельность

Оформление уголков в группе

«Уголок будущего первоклассника», «Россия – Родина моя»

НОД «День знаний»

«Россия – Родина моя»

«Москва–главный город России»

«Знакомство с символикой России»

Рассматривание карты мира, России, глобуса.

Оформление альбомов

«Природные зоны России»,«Достопримечательности Москвы»

«Великие люди России»

Создание коллекций открыток «Города России»

Беседа о правах ребенка

Рассматривание иллюстраций из серии «Права ребенка»

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Народы России», «Народные костюмы»

Экскурсия в музей природы

Экскурсия в школу

Экскурсия в библиотеку

Коммуникативн[/i]ая

Цикл бесед

«Что мы Родиной зовем?»

«Великие люди России»

Составление рассказа «Моя малая Родина»

Викторина «Что я знаю о Москве?»

Игра – викторина по творчеству А. С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках…»

Знакомство с пословицами о Родине

Дидактическая игра «Назови ласково»

Восприятие художественной литературы

Стихи о России:

«Необъятная страна» В. Степанов

«Россия» П. Синявский

«Любите Россию» О. Милявский

«Лучше нет Родного края»

П. Воронько

«Наша Родина» Г. Ладонщиков

«Здравствуй, Родина моя»

В. Орлов

«Что мы Родиной зовем?»

В. Степанов

«Какая наша Родина» В. Боков

Рассказы «Моя Родина»

М. Пришвин

«История России в рассказах для детей» А. Ишимов

Игровая

Игры – путешествия по родному краю, стране.

Сюжетно – ролевая игра «Отдых на Байкале»

Игра – викторина «Памятные места нашего города»

В течение года

Изобразительная

Рисование, лепка «Животные и птицы родного края»

Рисование «Кремль»

Аппликация «Открытка для мамы»

Выставка рисунков «Мамочка любимая моя

Фотовыставка «Моя Россия»

Музыкальная

Слушание «Гимн России»

Песня «С чего начинается Родина?»

Тематическое развлечение «Праздник русской березки»

конструирование

Конструирование из бумаги «Дома на нашей улице»

Двигательная

Подвижные игры народов России

Подвижные игры нашего двора: «Резиночки», «Выше ноги от земли», «Городки», «Прятки», «Казаки разбойники»

2 блок «Как жили наши предки. Русские традиции. Праздники на Руси»

Познавательно - исследовательская

НОД «Россия – прошлое и настоящее»

«Как жили в старину»

«Музей игрушек»

Рассматривание иллюстраций из серий «Ремесла на Руси», «Народные промыслы», «Народные костюмы»

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных

образцов.

Создание альбомов «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Городец», «Гжельская роспись»

Цикл занятий «Путешествие в прошлое вещей», «Путешествие в прошлое транспорта»

Дидактические игры: «Река времени», «Эволюция транспорта», «Эволюция вещей», «Ремесла на Руси»

Изготовление макета «Деревенский дворик"

Коммуникативная

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных

образцов.

Беседа «Народные промыслы»

Беседа «Нет дороже дружка, чем родная матушка»

Цикл бесед «Праздники на Руси»

(Новый год, рождество, святки, масленница, пасха)

Изобразительная

Рисование «Дымковская барышня»

«Роспись тарелочки» (Гжель)

«Наряжаем ёлку»

«Писанки и крашенки»

Лепка «Лошадка» (Дымковская игрушка)

Аппликация «Чайный сервиз»

(Украшение элементами хохломской росписи)

Выставки детских работ:

«Куклы наших предков»,

«Народные промыслы»,

«Новый год у ворот»

«Русская березка»

Игровая

Дидактические игры:

«Обведи рисунок»,

«Продолжи узор»,

«Поможем художнику»,

«Золотая хохлома»,

«Составь узор на посуде».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Подготовка к новому году»

Дидактическая игра «Новая одежда для куклы» (о создании одежды, создание эскизов

Музыкальная

«В гости сказка к нам пришла» - театрализация русских народных сказок.

Разучивание «Во поле березка стояла»

Разучивание элементов русских народных танцев, хороводов

Развлечения к народным и фольклорным праздникам: «Осенины», «Новый год», «Рождество», «Масленница», «Пасха»

Двигательная

Подвижные игры:

«Ходит царь»,

«Гори, гори ясно»

«Лапта»

«Никонориха»

Развлечение «Там на неведомых дорожках»

Восприятие художественной литературы

Сказки:

«Семь Катерин»,

«Сказка для знакомства детей с городецким промыслом»,

«Цветок – огонь и цветок - снежинка», «Ёлка», «Зимняя сказка»

Легенда «Откуда в Гжели синий цвет?»

Стихи:

«Есть в Подмосковье такое местечко»,

«Все игрушки не простые»,

Стихи о дымковской игрушке,

«Веселая Дымка»

Стихи к народным и фольклорным праздникам

3 блок «Наша армия родная»

Познавательно - исследовательская

Создание уголка «Наша армия родная»

Выставка книг по нравственно-патриотическому воспитанию

Рассматривание иллюстраций, фотографий с различными родами войск»

НОД «Наша армия сильна»

Встреча с кадетами

Экскурсия в детскую библиотеку

НОД «Наши деды одевают ордена»

Беседа на тему «Нам нужен мир: что лучше – худой мир или хорошая война»

Оформление альбомов:

«Дети в годы войны»

«Герои Великой Отечественной войны»

«Ордена и медали Великой Отечественной войны»

«Города – герои».

Экскурсия к мемориалу В. О. В. ,

Возложение цветов.

Составление коллажа «Военная техника».

Коммуникативная

пословицы о Родине, смелости, отваге:Жить – Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Дружба и братство дороже богатства.

Сам погибай, а товарища выручай.

Смелость города берет.

Беседы о Российской армии (о погонах, знаках отличия, званиях, родах войск)

«Что такое героизм?»

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Картины для бесед с детьми:

С. Герасимов «Мать партизана», П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости», А. Локтионов «Письмо с фронта», А. Меркулов «Салют Победы».

Загадки о боевой технике

Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Восприятие художественной литературы

"Богатыри. "

Ф. Халтурин

23 февраля - День Российской Армии! Бокова Татьяна

«Будущим защитникам» И. Грошева

«Папин праздник самый главный…»

«Поздравление дедушке с 23 февраля»

День Победы Белозеров Т.

«Что такое День Победы?»

«Рассказ ветерана»

чтение рассказов о войне: А. Барто «Кораблик», З. Александрова «Дозор», Я. Аким «Земля», А. Неход «Летчики», Е. Карасев «Город-герой».

Л. Кассиль «Твои защитники»,

«Памятник Советскому солдату».

С. Баруздин «Слава», «Точно в цель», «За Родину»

А. Агебаев «День Победы»

А. Митяев «Мешок овсянки»

Игровая

Сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники».

Игры с дидактической игрушкой (солдатиками) «Наша армия сильна, охраняет мир она».

Спортивная игра «Секретное донесение».

Дидактические игры:

«Много в армии профессий»,

«Назови правильно»

«Подбери картинку»

«Что нужно моряку, пограничнику, летчику»

Изобразительная

Рисование: изготовление творческих работ для оформления выставки детских рисунков, посвященной Дню Победы;

Лепка: «Медаль героя», «Пушка», «Самолет», «Танк»;

Аппликация: «Георгиевская лента», Праздничная открытка «9 мая», «Подводная лодка».

Изготовление подарка для кадетов, ветеранов ВОВ.

Двигательная

Комплекс закаливающих процедур, ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему).

Спортивные подвижные игры, проводимые при участии пап

Спортивные праздники:

«Мы ребята – бравые солдаты» (при участии кадетов)

«Мы – защитники» Февраль

Конструирование

Конструирование из строительного материала «Военная база»

Конструирование из конструктора «Лего» «Военная техника»

Музыкальная

Прослушивание музыкальных произведений по теме («Живая память», муз. Б. Фиготин, сл. Б. Окуджава, «Капитан», муз. и сл. Ю. Верижников, «Гимн России», муз. А. Александров, сл. С. Михалков, «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава, «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я Белинский, «Облака», муз. и сл. В. Егоров, «Поклонимся великим тем годам!», муз. А Пахмутова, сл. М. Львов, «Принимаю я парад», муз. О. Девочкина, сл. Е Шкловский, «Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин, «Ты все смогла, моя Россия», муз. С. Туликов, сл. Г. Ходосов)

взаимодействия с семьями воспитанников:

Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду»

Творческая мастерская «Под звездным небом Рождества»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Привлечение родителей к подборке экспонатов (фотографий и писем из семейных архивов).

Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Я и мой папа»(фотографии)

Привлечение родителей к оформлению выставки рисунков на тему: «День Победы».

Участие родителей в праздничных и спортивных мероприятиях.

Литература:

Гладких Л. П., Корзинкин А. А, Меньшиков В. М. Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно- методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с. 324

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.- 200с

.Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2007. – 128 –(Растим патриотов России).

Соловьева Е. В., Царенко Л. И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М. : Обруч, 2011. – 144с.

Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 208

Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Неофициальные символы России» Конспект НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию. Составила: воспитатель МБДОУ д/с №1 «Родничок» Волхонская С. В. г. Полесск.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Путешествие по России» Цель: формирование патриотических.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Уголок России — отчий дом» .

Презентация работы по патриотическому воспитанию детей младшей группы «Я живу в России» Работу по патриотическому воспитанию я начала со знакомства детей с природой нашего края и нашей страны в целом. живя в городе дети на могут.

Проект «Я-гражданин своей страны. Я — патриот России» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: дети, педагоги, родители Продолжительность: краткосрочный – 2 недели. Актуальность.

Проект «Моя Великая Россия» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Проблема. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. В данное время Россия переживает один из непростых.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина» Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Первомайский — моя малая Родина» Проект «Первомайский – моя малая Родина» Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий. Участники проекта: дети 5-7.

Презентация «Проект по патриотическому воспитанию «Я — часть России!» Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России и Московской области, патриотов своего.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Познавательно-творческий проект «Я — гражданин России» Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Познавательно- творческий проект «Я- гражданин России» Проект на 1 квартал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я — гражданин России»
Опубликовано: 25 января 2018 в 14:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я — гражданин России»» (включая файлы) размещена пользователем светлана чаманова (УИ 66440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД