Лучший педагог года

Проект «Капелька» для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Сафарян Лиана
Проект «Капелька» для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Проект «Капелька»

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Подготовил

воспитатель Сафарян Л. М.

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

Публикация «Проект „Капелька“ для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации» размещена в разделах

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т. д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта : обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта :

• преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;

• регулирование их психоэмоционального состояния;

• снижение импульсивности, тревоги и агрессии;

• знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);

• формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;

• развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта : воспитанники вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог

Сроки проведения проекта : август-ноябрь 2016г.

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться : чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

• Подбор и изучение необходимой литературы;

• Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;

• Составление плана работы и подбор методик;

• Анкетирование родителей;

• Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;

• Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);

• Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).

2-й этап «Основной»

• Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

• Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;

• Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта :

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;

- правила поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ ЦЕЛИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка» Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки» Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

Педагог - психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

Педагог-психолог

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности. Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома» Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

Педагог-психолог

СЕНТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет» Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки» Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить» Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая» Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» Закрепление представлений о чистоте и опрятности. Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик» Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей) Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

Педагог-психолог

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка» Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Педагог - психолог,

Воспитатель

ОКТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

Развитие ловкости

Педагог – психолог,

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники» Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К. Чуковский «Мойдодыр»

Педагог - психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико» Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

Совершенствование умения пользования предметами по назначению Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

Создание у детей хорошего, радостного настроения Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка» Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

Педагог-психолог

Дидактическая игра

«Помоем посуду» Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь» Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование влияния на воду природного материала Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду» Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

Педагог-психолог,

Воспитатель

НОЯБРЬ Наблюдение на прогулке за тучками, дождем Обсуждение с детьми о природных явлениях.

Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой» Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

Педагог – психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти. Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

Исследование причины загрязнения воды Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки» Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

Воспитатель

Чтение пестушек по теме проекта :

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса Педагог-психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки» Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Педагог-психолог,

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка» Создание у детей хорошего, радостного настроения Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка» Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

Педагог-психолог,

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники» Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Педагог-психолог,

Воспитатель

Публикации по теме:

Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, капелька!» Тема. «Здравствуй, капелька!» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей» Консультация проводилась в рамках родительского собрания, в период адаптации детей к детскому саду. Задачи: Познакомить родителей с одним.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для детей младшего возраста в период адаптации»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для детей младшего возраста в период адаптации» Когда мама впервые собирается отдать ребенка в детский сад, почти каждая представляет идеальную картину: ребенок машет маме ручкой и убегает.

Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы» Педагогический проект «Будем знакомы» Воспитатель первой квалификационной категории Кадырова Ойгул Иркиновна 1 младшая группа «Цыплятки».

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Участники проекта: Воспитатели младших групп Музыкальный.

Проект «Роль игрушки в период адаптации детей младшего дошкольного возраста»Проект «Роль игрушки в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Проект: Роль игрушки в период адаптации детей младшего дошкольного возраста группы №5 «Непоседы». Данная программа направлен на решение.

Проект «Волшебная капелька» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Волшебная капелька» Для старшего дошкольного возраста детского сада. “Осознавая исключительную роль воды в жизни человека и руководствуясь.

Релаксационные игры в период адаптации для детей раннего возраста Игры на основе нервно-мышечной релаксации. "Муравей" Цель: снять мышечное напряжение. Малыш и взрослый сидят на ковре. Взрослый: "Мы сидим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Капелька» для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 21:37
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД