Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада

Мария Игнатьева
Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи игр:

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• Формирование чувства уверенности в окружающем;

• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Основные принципы организации и проведения игр:

• Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

• Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Все игры условно поделены на группы

1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

2 группа Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ИДИ КО МНЕ.

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

ХОРОВОД

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг

Хей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

ПОКРУЖИМСЯ.

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идет дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.

МЯЧИК.

Дети рассаживаются полукругом на коврике, воспитатель располагается напротив детей. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому катит мяч. Таким образом, дети быстрее запоминают имя воспитателя и имена своих сверстников. В дальнейшем игру можно разнообразить, например: рассадить детей кружочком, чтобы они могли катать мяч друг другу.

ИГРА С СОБАЧКОЙ.

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай собачка Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

ПАРОЧКИ

Для игры необходимы вырезанные из бумаги, картона любые пары силуэтных предметов (можно «оригами», количество пар, равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает предметы, дети расходятся по группе, выбирая наиболее понравившийся предмет. Воспитатель помогает отыскать такой же предмет у другого участника игры. По окончании, детям предлагается раскрасить свои предметы. Ведущий наблюдает за тем, как дети рисуют, делят карандаши.

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ

Участники садятся в круг, ведущий передает по кругу любой игровой персонаж (кошечка, собачка и т. д., предлагая следующие действия. Сейчас кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам

Обращение к детям по имени, в ласковой форме.

РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ!

Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий называет того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

ПОД ЗОНТОМ.

Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее, бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все ребятки спрятались под зонт! Все, дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!» Игра повторяется 2-3 раза.

ЗАЙКА.

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Воспитатель поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ

Дети вместе со взрослым бегу по кругу. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра

ЗДРАВСТВУЙ КОТИК

Взрослый надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ.

Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты, помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее, взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)

Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

НАЙДИ ИГРУШКУ.

Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:

«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)

Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду», через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.

Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д., знакомиться с людьми, работающими там.

ЧЬИ ВЕЩИ?

Цель данной игры – закрепить имена работников детского сада.

Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.

ПРЯЧЕМ МИШКУ.

Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».

СОБИРАЕИ ИГРУШКИ.

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:

А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!

Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!

Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут,

И работа закипела! Куклы, мишки ждут,

Когда к ним подойдут

И на место уберут.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ).

ДОЖДЬ.

Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам

(хлопаем ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

ЛЯГУШАТА.

Выполнять движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись А потом, потом, потом

И друг другу улыбнулись. Ножками затопали

Выгибают спинки, Хлоп-хлоп тут и там,

Спинки – тростинки. Хлопают ладошки

Ручками захлопали Нас уже по ножкам

Постучим ладошкой Погладили ладошки и ручки, и ножки

По ручкам мы немножко Лягушата скажут: «Ква!»

Грудку мы чуть-чуть побьем Прыгать весело, друзья!»

И немного по бокам.

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ.

Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами:

Зайка

Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка, (Садятся на корточки)

Длинные ушки (Приставляют ладошки к голове)

Быстрые ножки (встают, топают ногами)

Заинька-зайка, маленький зайка (Обхватывают себя руками, изображая страх)

Деток боишься, зайка-трусишка.

Мишка

Мишка, мишка косолапый, (Идут переваливаясь)

Мишка по лесу идет,

мишка хочет сладких ягод (огладить себя по животу)

Да никак их не найдет (Развести руки в стороны)

Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал.

Подошли к мишутке детки, (Помаршировать)

Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза).

Зарядка

Скачет лягушонок, ква-ква-ква,

Плавает утенок, кря-кря-кря.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Быстрая синица, тюр-лю-лю

В воздухе резвится, тюр-лю-лю.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Прыгает козленок, ме-ме-ме,

А за ним ягненок, бе-бе-бе.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Вот мы на заряядке, раз-два-три,

Утром на площадке, раз-два-три

Видите, стараемся, спортом занимаемся!

ОВОЩИ ОТДЫХАЮТ.

Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»

Хлопать по коленям.

Горох: «О – хо - хох!»

Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»

Хлопать в ладоши.

ЗВЕРИ И ПТИЦЫ СПЯТ.

Обошел Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.

Дети на спину легли

И, как и Мишка, видят сны.

(Звучит фонограмма колыбельной.)

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Звучание меняется, дети слышат пение птиц (звучит фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам»).

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.

Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игра повторяется 2-3 раза.

КТО В КУЛАЧКЕ.

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец)

ИГРА С КИСТЯМИ РУК.

Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ.

Играющие стают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать друг друга. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем. (дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

МЫШКИ И МИШКИ

Все дети стоят в кругу. Воспитатель показывает ребятам, как рычит медведь (Э-э) и как пищит мышка («Пи-пи»). По команде воспитателя «Медведь» дети ходят по комнате и рычат: «Э-э». По сигналу «Мышка» дети приседают и пищат: «Пи-пи».

Публикации по теме:

Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего дошкольного возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Проект «Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор проекта: Усольцева Надежда Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №15 «Жар-птица» Вид проекта: Информационно-творческий;.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.

Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине»Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Участники: дети второй младшей.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу.

Эффективность влияния адаптационной группы «Малышкина школа» на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие ребенка идет как.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Игрушки
Автор публикации:
Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада
Опубликовано: 14 августа 2018 в 22:08
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их детеныши»
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить...