Татьяна Долгер
Проект «Казачьему роду нет переводу»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы Кубанские казаки,
От дедов ведемся…
Патриотами – сынами
Родины зовёмся. 13-09-2013г. Вл. Дорошенко.
Пояснительная записка
Ознакомление детей с историей возникновения и развития кубанского казачества, способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков. Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Оте-чества.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Казачьему роду нет переводу“» размещена в разделах
К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение и почитание старших, любовь к Родине Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Кубанское казачество одновременно создавало самобытную культуру проявлявшуюся в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре. Огромное значение имеет донесение до сознания детей того факта, что всеми этими качествами обладали их предки, ценили в людях эти качества, и что дело сегодняшних потомков стать достойными продолжателями дедовских традиций и нравственных норм. Дети – это будущее нашей малой Родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества, потому что это является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «Казачьему роду нету переводу».
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном хуторе, крае, стране, особенностях народных традиций.
Владик (мальчик подготовительной группы) принес семейный фотоальбом и показывал фотографии друзьям. Одной из фотографий дети особенно заинтересовались. Там они с папой были одеты в казачью форму. Детям захотелось узнать кто же такие казаки?
Гипотеза
Если детям прививать интерес к историческому прошлому родного хутора, к культуре и быту Кубанского казачества, то мы воспитаем в детях патриотические чувства к родной земле, уважение к народу и его традициям, возрождение культурно-исторического наследия и самобытной казачьей культуры.
Основные ориентиры проекта
Продолжительность проекта : среднесрочный. (2 месяца)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта : Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Задачи: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель
– о переселении казаков на Кубань; прививать интерес к культуре и быту Кубанского казачества, изучению исторического прошлого родного хутора и Краснодарского края пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;
- выявлять и внедрять в быт детского сада обряды, праздники, забавы и игры казаков; казачий фольклор (легенды, поверья, пословицы, песни).
основы казачьего (народного) творчества (вышивка, Петриковская роспись)
Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада. (Музеем хутора Железного, библиотекой, школой.)
Воспитывать у детей:
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Кубани.
Формировать у детей:
• чувство любви к родному хутору, краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о Кубани как о родном крае, умение анализировать различные социальные явления и события.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный (период с 10 августа по 14сентября 2015г.)
На первом этапе – подготовительном – цель определение состояния работы по формированию краеведческих представлений у детей подготовительной группы, также изучить методическую литература по данному направлению и осуществить поиск материала.
2 этап – основной (период с 14сентября по 5 октября 2015г)
Цель основного этапа расширение краеведческих представлений, знакомство с традициями, бытом кубанских казаков.
3 этап. Итоговый (с 5 по 12 октября 2015г)
Задача: Подведение итогов и анализ работы. Проведение совместного с родителями мероприятия «Казачьи посиделки» посвященные годовщине Кубанского казачьего войска.
Ожидаемые результаты проекта :
- создание видеофильма «Казачьему роду, нет переводу» с воссозданием казачьих обрядов по воспоминаниям жителей х. Железного.
-дети имеют представление о казаках их подвигах и традициях, сформировано чувство гордости за свой народ.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Работа с детьми: Просмотр презентации Казачья хата».
Рассматривание альбома «Рассматривание альбома «Кубанские праздники и обычаи Одежда казаков».
Чтение кубанских сказок, стихов,
Знакомство с кубанскими пословицами.
Слушанье казачьих песен в исполнении Кубанского казачьего хора.
Чтение кубанских сказок «Сказки казаков»
Знакомство с кубанскими пословицами.
Просмотр мультфильма «Про казаков»
Работа с родителями: Составление фотоальбома о первых переселенцах казаках в х. Железном. Посещение семей казаков и запись воспоминаний о казачьих обрядах.
Работа с педагогами: Изготовление мульти -медийной игры по предметам старины «Что лишнее».
2. Основной этап.
Работа с детьми: Рассказ о даровании Кубани казакам Екатериной II
Знакомство детей с историей возникновения кубанского казачества
Показ презентации «История заселения Кубани казаками на примере х. Железного.
О. С. «Знакомство с бытом Кубанских казаков.
Экскурсия в мини музей МБДОУ №23 «Горница».
О. С. «Кубанские казаки в годы В. О. войны».
Показ презентации «Казаки в годы ВОВ».
Знакомство и разучивание подвижных кубанских казачьих игр.
«Накинь папаху», «Конь до коня»,»Заря-зарница».
Рассказ о композиторах, писателях и поэтах Кубани.
Беседа «Кубанские ремесла».
Д. игра ТРИЗ «Да-Нет-Ка" Просмотр презентации «Возрождение казачества».
Работа с родителями: Изготовление макета «Казачья хата, «Кубанское подворье». Изготовление папахи. ,
Изготовление семейного древа семьи Владика М.
Изготовление книжки- малышки с кубанскими пословицами.
Экскурсия с родителями воспитанников в музей х. Железного «Жизнь и быт казаков».
Работа с педагогами: Составление картотеки подвижных кубанских казачьих игр. Изготовление атрибутов к подвижным казачьим играм. Выставка «Кубанские ремесла».
3. Итоговый этап.
Проведение совместного с родителями мероприятия «Казачьи посиделки» Просмотр видеофильма «Казачьему роду нет переводу» с воссозданием казачьих обрядов по воспоминаниям жителей х. Железного.
Интернет ресурсы kubankazak.ru;
Список литературы.
1. Бондарь В. В., Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004
2. Бондарь Н. И. «Традиционная культура и дети», 1997
3. Бондарь Н. И. «Традиционная культура Кубани», 1999
4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
5. Лукьянов Л. С. «Литература Кубани, 2008
6. Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000
7. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
8. Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли», 2004
9. Попов В. Д. «Певцы земли кубанской»,1995
10. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
11. Сидоров В. Г. «Кубань – родимая земля», 1999