Шмаргун Ульяна
Проект «Книжкин уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
"Книжкин уголок»
Подготовила: воспитатель
Шмаргун Ульяна Дмитриевна
Актуальность проекта
В современном мире человек существует в условиях глобальной компьютеризации. К сожалению, книги постепенно утрачивают свою по-пулярность. А ведь именно литература дает нам широчайший жизненный опыт, делает нас интеллигентными, образованными, помогает увидеть кра-соту окружающего мира, развивать чувство слова, удерживать связь про-шлого с настоящим. Кроме того, читая книги, мы получаем фундамен-тальные знания, которые могут пригодиться нам в реальной жизни. До-школьное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.
Публикация «Проект „Книжкин уголок“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет чи-тать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слу-шать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необхо-димую информацию?
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребе-нок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое оча-рование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружаю-щий мир.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, по-нимать ее роль в жизни человека. А главное книга должна быть доступна ребенку в любой момент.
Именно поэтому мной был разработан проект по созданию книжного уголка «Книжкин уголок».
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие"
Образовательные области в интеграции: "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие".
Тип проекта : Открытый (в контакте с семьей, групповой, информационно - творческий, краткосрочный).
Проблема: необходимость устройства в группе уютного книжного уголка.
Срок реализации: краткосрочный – с 1.02.2024 - 26.02.20024г.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитате-ли.
Цель проекта : разработать и создать максимально эффективную среду для общения с книгой детей средней группы, воспитывать у дошкольников интерес и любовь к книге, развивать познавательную активность, творче-ские способности детей в процессе создания книжного уголка.
Задачи:
- систематизировать книги в групповой библиотеке по жанрам и направле-ниям и представить их в интересной для детей форме;
- познакомить с работой библиотеки и профессией "библиотекарь", за-креплять правила культурного обращения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в библиотеке и в книжном уголке;
- обогатить предметно-развивающую среду уголка (дидактические игры, пазлы, кубики по мотивам сказок, картины, библиотека книг, портреты пи-сателей и художников- иллюстраторов, аудиозаписи сказок, и других про-изведений детских писателей, наборы для драматизации, рукописные книжки- малышки);
- разделить зону книжного уголка на секции по функционированию;
- способствовать развитию связной речи, свободного общения со взрос-лыми и сверстниками в процессах чтения, анализа, инсценировки и пере-сказов прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
- развивать творческие способности: поощрять желание использовать чи-тательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах дея-тельности в соответствии с собственными эмоциональными запросами;
- формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым на положительном примере сказочных и литературных героев;
- развивать традиции семейного чтения, творческие способности детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды;
-укрепить взаимоотношение в группе между родителями и детьми через организацию совместных мероприятий.
Основные формы реализации проекта :
- чтение художественных произведений, стихов, загадок, толкование по-словиц;
- продуктивная деятельность;
- дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- рассказывание, пересказ, разыгрывание и драматизация сказок;
- экскурсия в библиотеку;
- выставки;
- рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотогра-фий;
- познавательный досуг с детьми;
- работа с родителями;
Этапы реализации проекта :
I. Организационно-подготовительный этап:
- формулировка цели и постановка задач. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
- сбор информации, работа с методической литературой, составление пла-на работы над проектом.
- погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия де-тей в предстоящей деятельности.
- выбор идей, поиск путей решения проблемы.
II. Основной-практический этап:
- реализация проекта.
III. Заключительный этап:
- подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материа-лов, презентация работы над проектом.
Реализация проекта через :
- Совместную деятельность педагогов и детей;
- Работу педагогов с родителями;
- Создание предметно-развивающей среды.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей.
2. Наличие необходимой литературы.
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
- Оформлен книжный уголок в группе.
- Оформлены книжки – малышки родителями совместно с детьми.
- Дети проявляют интерес и любовь к книге.
- Дети знают правила культурного обращения с книгой.
- Дети знают и называют прочитанные произведения, рассказывают текст произведения, оценивают поступки героев, дают им характеристику.
- Дети проявляют интерес к театральной деятельности, умеют использовать различные средства выразительности.
- Дети проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения, участвуют в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, внимательно слушают и отвечают на вопросы воспитателя, эмоцио-нально отзывчивы.
- У детей пополнился словарный запас.
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Продукты проектной деятельности :
Уголок книги в нашей группе организован с учетом возрастных осо-бенностей и потребностей детей, расположен в группе при естественном освещении (вблизи окна).
Уголок для чтения "Книжкин уголок" с функциональными секциями:
- библиотека с разделителями и зрительными символами жанров и направлений (худ. литература: сказки русские народные, фольклор, сказки народов мира, произведения отечественных писателей и поэтов, произве-дения зарубежных писателей, энциклопедии, стихи);
- библиотека «Буккроссинг»
Буккроссинг – это обменн книгами между людьми, основанный на принципе: «прочитал – отдай другому». Буккроссинг происходит так: любой человек, заинтересовавшийся книгой, может бесплатно взять понравившуюся и, если захочет, взамен оставить свою.
В нашей библиотеке родители и дети могут: выбрать понравившуюся им книгу; принести книгу обратно, для того, чтобы другой читатель смог её взять и прочитать; поделиться книгами из личной библиотеки, которые прочитаны и без дела пылятся но полках.
- атрибуты для игры "Сам себе библиотекарь";
- теневой театр;
- лэтбук " Есть такая профессия - Родину защищать»;
- альбом иллюстраций к прочитанным произведениям;
- альбом портретов писателей, поэтов и иллюстраторов;
- альбом «Моя семья»;
- альбом «Моя малая Родина»;
- альбом «Профессии моих родителей»;
- альбом «Помним, чтим, гордимся!»;
- мастерская "Книжкина больница";
- дидактические игры;
- «пазлы», домино;
- аудио сказки;
- музыкальная колонка;
- рекомендации, консультации, советы для родителей;
- «Почтовый ящик»
- дополнительные папки по ознакомлению с окружающим миром;
Заключение
Данный проект полностью реализован, все цели достигнуты в пол-ном объёме. Проект «Книжкин уголок» был высоко оценен жюри смотра-конкурса «Лучший книжный уголок», где и стал победителем.
Презентация проекта состоялась на педагогическом совете «Развитие нравственных качеств личности через реализацию образовательной обла-сти «Речевое развитие детей» посредством чтения литературы». Проект вызвал живой интерес педагогов детского сада. Многие педагоги решили применить на практике у себя в группе интересные находки нашего проек-та.
Литература:
1. Поляк Л. «Театр сказок», СПб., 2011г.
2. Румянцева Е. А. «Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2014 г.
3. Шорохова О. А. «Играем в сказку». Москва 2006 г.
4. Арбузова В. Ф. «Беседа с детьми «Какие бывают книги»,
5. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги»,
6. Карпунина О. Г. «Книжкина больница»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационно-подготовительный этап: 01.02.24г. – 09.02.24г.
педагог - дети
1. Игра «Интервью».
2. Беседа «Моя любимая книга».
Предложить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее со-держании.
3. Экскурсия в старшую группу.
Посетить старшую группу, чтобы рассмотреть в ней книжный уголок, ма-стерскую по ремонту книг.
4. Экскурсия в библиотеку.
педагог-родители
1. Оформление альбомов («Портреты поэтов. писателей», «Моя семья», «Моя малая Родина», «Профессии моих родителей», «Помним, гордим-ся, чтим!»).
2. Консультация для родителей «Роль детской книги в воспитании до-школьника».
3. Консультация для родителей «Как ребёнка увлечь чтением книг».
II. Основной-практический этап:12.02.24г. - 23.02.24г.
педагог- дети
1. Беседа: «Что такое библиотека?»
2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
3. Дидактическая игра: «В гости к сказке».
4. Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка».
5. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?».
6. Беседа: «Где живут книги».
7. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
8. Речевые игры с прибаутками.
9. Игра «Книжкина больница»
10. Беседа: «Зачем нужны книги».
11. Дидактическая игра: «Собери и угадай».
12. Рассматривание альбома «Портреты поэтов, писателей».
13. Подвижная игра «Лиса и заяц».
14. Беседа: «Берегите книгу».
15. Дидактическая игра: Копилка новых слов».
16. Дидактическая игра: «Отгадай загадку».
17. Обыгрывание сказки «Колобок» - теневой театр.
18. Дидактическая игра: «Собери сказку».
19. Подвижная игра «У медведя во бору».
педагог – дети - родители
1. Акция «Книга из дома» (пополнение книжного уголка).
2. Совместное детско-родительское творчество: «Иллюстрации к прочи-танным произведениям», оформление книжного уголка.
3. Изготовление лэтбука " Есть такая профессия - Родину защищать».
4. Буккроссинг. (знакомство с новой формой работы в книжном уголке.
педагог - родители
1. Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в средней группе».
2. Консультация для родителей «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги».
3. Консультация «Реальность сказочной жизни».
III. Заключительный этап: 26.02.24г. – 28.02.24г.
1. Открытие «Книжкиного уголка»
2. Презентация проекта : на педагогическом совете.