Ирина Шелист
Проект «Компьютерные игры-польза для развития»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Вид проекта : групповой, дидактически – игровой
Продолжительность проекта : 1 месяц
Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.
Обоснование актуальности
В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей
Публикация «Проект „Компьютерные игры-польза для развития“» размещена в разделах
предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств
сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-
образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.
Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-
вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Цель:
Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.
Задачи:
1. Изучить опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
2. Подобрать компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной активности старших дошкольников
3. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.
5. Развивать простейших технических умений.
6. Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
Проблема:
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде : ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
– логического мышления;
– объема памяти;
– внимания;
– творческих способностей;
– воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере :
– умения ориентироваться на экране монитора;
– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
– выполнения техники безопасности работы на компьютере.
Предварительная работа:
1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления с данной проблемой.
2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.
Этапы реализации проекта
I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
- изучить литературу по теме проекта;
-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;
-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;
- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.
II. Основной этап (декабрь).
Задачи этапа:
1. Работа с детьми
- Овладение игровой компьютерной деятельностью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в нахождении способов решения познавательно- дидактических задач в образовательной деятельности. - Вовлечь воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность. - Диагностика показателей результативности реализации программы
2. Работа с родителями
Использование компьютерных технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развития детей следующим образом:
- Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;
- Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;
- Использование средств компьютерных технологий для психолого-педагогического просвещения родителей;
- Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей. 3. Работа педагога - Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников. - Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта - Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах; - Самообразование. В этом этапе проекта используются эмпирические методы анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;
III. Заключительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;
-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;
- сделать вывод по теме проекта;
-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.
Прогнозируемые результаты от реализации проекта
«Компьютерные игры-польза для развития»
-Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером интерес к нему.
-Сформированные настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.
- Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.
-Способность ребенка находить решения методом проб. -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
-Повышение эффективности процесса обучения.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию в познавательное развитие компьютерных игр.
Возрастет:
- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
- мотив успешного решения познавательных задач;
-возможность практического использования компьютера детьми.
Реализация проекта
Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые. Используемые методы: -практические занятия; -наблюдение; -беседы; -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т. д.); -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.