Получи документы

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук» (10 фото)

Гусева Светлана
Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по экспериментированию

«Лаборатория удивительных наук»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Тема проекта: «Лаборатория удивительных наук»

Сроки реализации: краткосрочный (25.10.2021 - 29.10.2021 гг.)

Вид проекта: познавательный, коллективный.

Автор проекта: Гусева С. Н., старший воспитатель МБДОУ д/с №3.

Возраст детей: дети средней, старшей и подготовительных групп (5 – 7 лет, педагоги, родители.

Публикация «Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет „Лаборатория удивительных наук“» размещена в разделах

Итоговое мероприятие:

Фоторепортаж «Мы – исследователи» знакомить родителей с разнообразной детской деятельностью в течение недели

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость) ;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации PowerPoint.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка проблемы, определение основных задач и актуальности проекта.

2. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

3. Разработка перспективного плана работы с детьми.

4. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

5. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Оформление консультативного материала для родителей.

Основной этап:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

• специально-организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Работа с детьми:

План реализации проекта[/b]

Познавательное развитие.

1. Занятие «Зачем нужна вода» (средняя группа)

Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; объяснять, что жизнь зародилась в воде.

2. Беседы об охране воды.

3. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

4. Занятие «Свойства воды» (средняя группа)

Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация, воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения, развивать художественно- эстетические качества.

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»

5. Опыт «Тонет - не тонет» - развивать познавательный интерес, умение делать выводы по увиденному.

Фото «Лаборатория удивительных наук»

6. Занятие «Волшебница соль» (старшая группа)

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии; показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная; учить готовить соляной раствор. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли.

7. Беседы с показом опытов «Солёная вода»

8. Наблюдение - наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется).

9. Занятие «Круговорот воды в природе» (подготовительная группа)

Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе, показывать зависимость воды от температуры, учить соблюдать безопасность.

10. В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе

11. Наблюдения «Как работает термометр»

12. Занятие «Свойства песка» (средняя группа)

Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

13. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

14. Наблюдение за почвой (средняя группа)

Цель: вспомнить свойства почвы, выяснить, как учитываются свойства почвы в сельском хозяйстве.

15. Занятие «Удивительные камни» (старшая группа)

Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит, закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые, расширять знания детей о свойствах камней.

16. Беседа «Где применяются камни?»

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет - фото

17. Экспериментирование "Воздух есть во всех предметах" (старшая группа) Цель: доказать, что воздух есть во всех предметах и его можно обнаружить, вспомнить свойства воздуха.

18. Занятие «Магнит. Как достать скрепку?» (подготовительная группа)

Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.

Фото №1 Проект по экспериментированию Лаборатория удивительных наук Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму

19. Занятие «Волшебное электричество? Живые волосы» (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым, познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС; опыты с использованием трения, использовать проектор для наглядности (показ презентации)

Фото №2 Китайская народная мудрость

20. Беседа с показом презентации.

21. Беседовать о применении электричества в современном мире. Оформить альбом «Главные ГЭС в России»

22. Выставка бытовых электроприборов

23. Занятие «Огонь наш друг и враг» (подготовительная группа)

Цель: познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др); рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним; воспитывать безопасность при проведении опытов, Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

24. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

25. Беседа «Опасности, которые могут произойти, если играть с огнём».

Математика

26. Занятие «Измерение объёма жидкостей разными мерками».

Цель: формировать математические представления об объёме жидких тел.

Речевое развитие.

1. Занятие «Бумага – наша помощница» (средняя группа)

Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением («Берегите бумагу», «Где изобрели бумагу», «Почему бумага разная?»)

2. Занятие «Свойства некоторых вещей». Рассматривание плаката "Свойства разных материалов" (старшая группа)

Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; учить пользоваться журналом научных наблюдений.

Фото №3 Тема проекта Лаборатория удивительных наук Сроки реализации краткосрочный Фото №4 Вид проекта познавательный коллективный

3. В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

4. Занятие "Волшебные стёклышки" (подготовительная группа)

Цель: расширить знания детей о строении микроскопа, значении увеличительных стекол в науке.

5. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Уроки тётушки Совы», «Хотим всё знать», «Семья почемучек», «Почемучка»

6. Просмотр презентаций «Физика – увлекательна, занимательная»; «Астрономия для дошкольников» и др.

7. Конкурс чтецов, посвящённый дню российской науки.

8. Чтение Т. А. Шорыгина "Волшебник с планеты Омега". Цель: расширять знания детей о способах сохранения планеты.

9. Упражнение на речевое дыхание «Сдуй песок» Развивать силу выдоха

Фото №5 Автор проекта Гусева С

Художественно-эстетическое развитие.

1. Конкурс рисунков «Мир науки глазами детей», «Я ученый» (совместно с родителями)

2. Ручной труд. Изготовление рации - телефона из спичечных коробков.

Цель: доставить детям радость, вспомнить свойства воздуха и звуковой волны.

3. Рисование "На что похожа лампочка" (средняя группа, «Вместе ярче» (старшая и подготовительная группа)

Цель: развивать воображение и эстетический вкус.

4. Рисование «Картины из цветного песка» Цель: закрепить знания детей о свойствах песка

5. Конструирование «Вертушка – игрушка без труда»

Цель: Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности.

Фото №6 старший воспитатель МБДОУ д с Фото №7 Возраст детей дети средней старшей и подготовительных групп лет педагоги родители

6. Аппликация «Воздушный змей». Формировать навыки создания аппликации из нескольких частей. Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности

7. Игры в музыкальном зале. «Солнечный оркестр» - развивать музыкальный слух, темп и ритм.

Социально-коммуникативное развитие.

В области социально-коммуникативного развития были запланированы беседы о научных достижениях нашей страны, роли роботов в развитии медицины и производственной сферы.

1. Викторина «Очевидное-невероятное».

2. Настольная игра "Сложи квадрат". Цель: закреплять умение складывать квадрат из разных частей без опоры на образец.

3. Настольная игра "Ракетостроители". Цель: способствовать развитию логического мышления.

4. С/ р игра "Мы - учёные" Цель: закрепить знания детей о науке, научных открытиях и исследованиях.

5. Игры детей с лентами, флюгерами, вертушками с целью выявления ветра.

Безопасность. Д/и «Можно – нельзя» - закрепить знания детей о безопасном поведении.

Физическое развитие.

В области физического развития ведется работа по расширению знаний об Олимпийских играх, повторяются знакомые физкультурные минутки.

1. Физические упражнения:

1. Дети закрепляют умение метать мешочки в горизонтальную цель, соблюдая правила.

2. Упражнять детей сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, закреплять умение прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывать и ловить его, не прижимая к груди, развивать координацию движения; воспитывать интерес к спорту.

3. Физическое развитие на воздухе «Быстрые как ветры». Закрепить навыки ориентировки в ограниченном пространстве, навык мягких и пружинистых прыжков на месте. Развивать быстроту, ловкость, координацию движения. Воспитывать смелость при выполнении упражнений.

2. П/ и "Быстрые и меткие". Цель: закреплять умение детей метать мешочки в горизонтальную цель, удобным способом, бегать наперегонки.

3. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик». Цель: развивать реакцию, быстроту и внимание.

4. Игра малой подвижности «Море волнуется» - развивать внимание, воображение.

5. П/игры «Догони меня» - развивать быстроту

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Анкетирование.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект методического объединения для молодых воспитателей «Мини-лаборатория удивительных наук» Конспект методического объединения для молодых воспитателей «Мини-лаборатория удивительных наук» Цель: Создание условий для личностной.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория»Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория» Квест-игра на тему: «Волшебная лаборатория» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект «Лаборатория Почемучкина». Разновозрастная группа 5–7 лет Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Выставка удивительных фигур «Сказка начинается»Выставка удивительных фигур «Сказка начинается» 18 декабря 2014 г. наши дети посетили выставку удивительных фигур "Сказка начинается!", которая прошла в городском выставочном зале. Дети.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория»Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: способствовать накоплению представлений об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»
Опубликовано: 11 января 2022 в 14:16
+233Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Светлана (УИ 2063765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД