Папки-передвижки

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук» (10 фото)

Гусева Светлана
Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»

Проект по экспериментированию

«Лаборатория удивительных наук»

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Тема проекта: «Лаборатория удивительных наук»

Сроки реализации: краткосрочный (25.10.2021 - 29.10.2021 гг.)

Вид проекта: познавательный, коллективный.

Автор проекта: Гусева С. Н., старший воспитатель МБДОУ д/с №3.

Возраст детей: дети средней, старшей и подготовительных групп (5 – 7 лет, педагоги, родители.

Публикация «Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет „Лаборатория удивительных наук“» размещена в разделах

Итоговое мероприятие:

Фоторепортаж «Мы – исследователи» знакомить родителей с разнообразной детской деятельностью в течение недели

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость) ;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации PowerPoint.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка проблемы, определение основных задач и актуальности проекта.

2. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

3. Разработка перспективного плана работы с детьми.

4. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

5. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

6. Разработка перспективного плана работы с родителями.

7. Оформление консультативного материала для родителей.

Основной этап:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

• специально-организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Работа с детьми:

План реализации проекта[/b]

Познавательное развитие.

1. Занятие «Зачем нужна вода» (средняя группа)

Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; объяснять, что жизнь зародилась в воде.

2. Беседы об охране воды.

3. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

4. Занятие «Свойства воды» (средняя группа)

Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация, воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения, развивать художественно- эстетические качества.

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»

5. Опыт «Тонет - не тонет» - развивать познавательный интерес, умение делать выводы по увиденному.

Фото «Лаборатория удивительных наук»

6. Занятие «Волшебница соль» (старшая группа)

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии; показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная; учить готовить соляной раствор. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли.

7. Беседы с показом опытов «Солёная вода»

8. Наблюдение - наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется).

9. Занятие «Круговорот воды в природе» (подготовительная группа)

Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе, показывать зависимость воды от температуры, учить соблюдать безопасность.

10. В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе

11. Наблюдения «Как работает термометр»

12. Занятие «Свойства песка» (средняя группа)

Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

13. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

14. Наблюдение за почвой (средняя группа)

Цель: вспомнить свойства почвы, выяснить, как учитываются свойства почвы в сельском хозяйстве.

15. Занятие «Удивительные камни» (старшая группа)

Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит, закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые, расширять знания детей о свойствах камней.

16. Беседа «Где применяются камни?»

Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет - фото

17. Экспериментирование "Воздух есть во всех предметах" (старшая группа) Цель: доказать, что воздух есть во всех предметах и его можно обнаружить, вспомнить свойства воздуха.

18. Занятие «Магнит. Как достать скрепку?» (подготовительная группа)

Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.

Фото №1 Проект по экспериментированию Лаборатория удивительных наук Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму

19. Занятие «Волшебное электричество? Живые волосы» (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым, познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС; опыты с использованием трения, использовать проектор для наглядности (показ презентации)

Фото №2 Китайская народная мудрость

20. Беседа с показом презентации.

21. Беседовать о применении электричества в современном мире. Оформить альбом «Главные ГЭС в России»

22. Выставка бытовых электроприборов

23. Занятие «Огонь наш друг и враг» (подготовительная группа)

Цель: познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др); рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним; воспитывать безопасность при проведении опытов, Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

24. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

25. Беседа «Опасности, которые могут произойти, если играть с огнём».

Математика

26. Занятие «Измерение объёма жидкостей разными мерками».

Цель: формировать математические представления об объёме жидких тел.

Речевое развитие.

1. Занятие «Бумага – наша помощница» (средняя группа)

Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением («Берегите бумагу», «Где изобрели бумагу», «Почему бумага разная?»)

2. Занятие «Свойства некоторых вещей». Рассматривание плаката "Свойства разных материалов" (старшая группа)

Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; учить пользоваться журналом научных наблюдений.

Фото №3 Тема проекта Лаборатория удивительных наук Сроки реализации краткосрочный Фото №4 Вид проекта познавательный коллективный

3. В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

4. Занятие "Волшебные стёклышки" (подготовительная группа)

Цель: расширить знания детей о строении микроскопа, значении увеличительных стекол в науке.

5. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Уроки тётушки Совы», «Хотим всё знать», «Семья почемучек», «Почемучка»

6. Просмотр презентаций «Физика – увлекательна, занимательная»; «Астрономия для дошкольников» и др.

7. Конкурс чтецов, посвящённый дню российской науки.

8. Чтение Т. А. Шорыгина "Волшебник с планеты Омега". Цель: расширять знания детей о способах сохранения планеты.

9. Упражнение на речевое дыхание «Сдуй песок» Развивать силу выдоха

Фото №5 Автор проекта Гусева С

Художественно-эстетическое развитие.

1. Конкурс рисунков «Мир науки глазами детей», «Я ученый» (совместно с родителями)

2. Ручной труд. Изготовление рации - телефона из спичечных коробков.

Цель: доставить детям радость, вспомнить свойства воздуха и звуковой волны.

3. Рисование "На что похожа лампочка" (средняя группа, «Вместе ярче» (старшая и подготовительная группа)

Цель: развивать воображение и эстетический вкус.

4. Рисование «Картины из цветного песка» Цель: закрепить знания детей о свойствах песка

5. Конструирование «Вертушка – игрушка без труда»

Цель: Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности.

Фото №6 старший воспитатель МБДОУ д с Фото №7 Возраст детей дети средней старшей и подготовительных групп лет педагоги родители

6. Аппликация «Воздушный змей». Формировать навыки создания аппликации из нескольких частей. Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности

7. Игры в музыкальном зале. «Солнечный оркестр» - развивать музыкальный слух, темп и ритм.

Социально-коммуникативное развитие.

В области социально-коммуникативного развития были запланированы беседы о научных достижениях нашей страны, роли роботов в развитии медицины и производственной сферы.

1. Викторина «Очевидное-невероятное».

2. Настольная игра "Сложи квадрат". Цель: закреплять умение складывать квадрат из разных частей без опоры на образец.

3. Настольная игра "Ракетостроители". Цель: способствовать развитию логического мышления.

4. С/ р игра "Мы - учёные" Цель: закрепить знания детей о науке, научных открытиях и исследованиях.

5. Игры детей с лентами, флюгерами, вертушками с целью выявления ветра.

Безопасность. Д/и «Можно – нельзя» - закрепить знания детей о безопасном поведении.

Физическое развитие.

В области физического развития ведется работа по расширению знаний об Олимпийских играх, повторяются знакомые физкультурные минутки.

1. Физические упражнения:

1. Дети закрепляют умение метать мешочки в горизонтальную цель, соблюдая правила.

2. Упражнять детей сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, закреплять умение прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывать и ловить его, не прижимая к груди, развивать координацию движения; воспитывать интерес к спорту.

3. Физическое развитие на воздухе «Быстрые как ветры». Закрепить навыки ориентировки в ограниченном пространстве, навык мягких и пружинистых прыжков на месте. Развивать быстроту, ловкость, координацию движения. Воспитывать смелость при выполнении упражнений.

2. П/ и "Быстрые и меткие". Цель: закреплять умение детей метать мешочки в горизонтальную цель, удобным способом, бегать наперегонки.

3. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик». Цель: развивать реакцию, быстроту и внимание.

4. Игра малой подвижности «Море волнуется» - развивать внимание, воображение.

5. П/игры «Догони меня» - развивать быстроту

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Анкетирование.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект методического объединения для молодых воспитателей «Мини-лаборатория удивительных наук» Конспект методического объединения для молодых воспитателей «Мини-лаборатория удивительных наук» Цель: Создание условий для личностной.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория»Квест-игра по экспериментированию на участке «Волшебная лаборатория» Квест-игра на тему: «Волшебная лаборатория» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект «Лаборатория Почемучкина». Разновозрастная группа 5–7 лет Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Выставка удивительных фигур «Сказка начинается»Выставка удивительных фигур «Сказка начинается» 18 декабря 2014 г. наши дети посетили выставку удивительных фигур "Сказка начинается!", которая прошла в городском выставочном зале. Дети.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория»Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: способствовать накоплению представлений об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»
Опубликовано: 11 января 2022 в 14:16
+233Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД