Гусева Светлана
Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет «Лаборатория удивительных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментированию
«Лаборатория удивительных наук»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Тема проекта: «Лаборатория удивительных наук»
Сроки реализации: краткосрочный (25.10.2021 - 29.10.2021 гг.)
Вид проекта: познавательный, коллективный.
Автор проекта: Гусева С. Н., старший воспитатель МБДОУ д/с №3.
Возраст детей: дети средней, старшей и подготовительных групп (5 – 7 лет, педагоги, родители.
Публикация «Проект по экспериментированию для детей 5–7 лет „Лаборатория удивительных наук“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Итоговое мероприятие:
Фоторепортаж «Мы – исследователи» знакомить родителей с разнообразной детской деятельностью в течение недели
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Цель проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость) ;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации PowerPoint.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
1. Постановка проблемы, определение основных задач и актуальности проекта.
2. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
3. Разработка перспективного плана работы с детьми.
4. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
5. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
Основной этап:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
• специально-организованное обучение в форме занятий;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Работа с детьми:
План реализации проекта[/b]
Познавательное развитие.
1. Занятие «Зачем нужна вода» (средняя группа)
Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; объяснять, что жизнь зародилась в воде.
2. Беседы об охране воды.
3. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.
4. Занятие «Свойства воды» (средняя группа)
Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация, воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения, развивать художественно- эстетические качества.
5. Опыт «Тонет - не тонет» - развивать познавательный интерес, умение делать выводы по увиденному.
6. Занятие «Волшебница соль» (старшая группа)
Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии; показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная; учить готовить соляной раствор. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли.
7. Беседы с показом опытов «Солёная вода»
8. Наблюдение - наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется).
9. Занятие «Круговорот воды в природе» (подготовительная группа)
Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе, показывать зависимость воды от температуры, учить соблюдать безопасность.
10. В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе
11. Наблюдения «Как работает термометр»
12. Занятие «Свойства песка» (средняя группа)
Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.
13. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
14. Наблюдение за почвой (средняя группа)
Цель: вспомнить свойства почвы, выяснить, как учитываются свойства почвы в сельском хозяйстве.
15. Занятие «Удивительные камни» (старшая группа)
Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит, закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые, расширять знания детей о свойствах камней.
16. Беседа «Где применяются камни?»
17. Экспериментирование "Воздух есть во всех предметах" (старшая группа) Цель: доказать, что воздух есть во всех предметах и его можно обнаружить, вспомнить свойства воздуха.
18. Занятие «Магнит. Как достать скрепку?» (подготовительная группа)
Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.
19. Занятие «Волшебное электричество? Живые волосы» (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым, познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС; опыты с использованием трения, использовать проектор для наглядности (показ презентации)
20. Беседа с показом презентации.
21. Беседовать о применении электричества в современном мире. Оформить альбом «Главные ГЭС в России»
22. Выставка бытовых электроприборов
23. Занятие «Огонь наш друг и враг» (подготовительная группа)
Цель: познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др); рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним; воспитывать безопасность при проведении опытов, Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.
24. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»
25. Беседа «Опасности, которые могут произойти, если играть с огнём».
Математика
26. Занятие «Измерение объёма жидкостей разными мерками».
Цель: формировать математические представления об объёме жидких тел.
Речевое развитие.
1. Занятие «Бумага – наша помощница» (средняя группа)
Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением («Берегите бумагу», «Где изобрели бумагу», «Почему бумага разная?»)
2. Занятие «Свойства некоторых вещей». Рассматривание плаката "Свойства разных материалов" (старшая группа)
Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; учить пользоваться журналом научных наблюдений.
3. В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)
4. Занятие "Волшебные стёклышки" (подготовительная группа)
Цель: расширить знания детей о строении микроскопа, значении увеличительных стекол в науке.
5. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Уроки тётушки Совы», «Хотим всё знать», «Семья почемучек», «Почемучка»
6. Просмотр презентаций «Физика – увлекательна, занимательная»; «Астрономия для дошкольников» и др.
7. Конкурс чтецов, посвящённый дню российской науки.
8. Чтение Т. А. Шорыгина "Волшебник с планеты Омега". Цель: расширять знания детей о способах сохранения планеты.
9. Упражнение на речевое дыхание «Сдуй песок» Развивать силу выдоха
Художественно-эстетическое развитие.
1. Конкурс рисунков «Мир науки глазами детей», «Я ученый» (совместно с родителями)
2. Ручной труд. Изготовление рации - телефона из спичечных коробков.
Цель: доставить детям радость, вспомнить свойства воздуха и звуковой волны.
3. Рисование "На что похожа лампочка" (средняя группа, «Вместе ярче» (старшая и подготовительная группа)
Цель: развивать воображение и эстетический вкус.
4. Рисование «Картины из цветного песка» Цель: закрепить знания детей о свойствах песка
5. Конструирование «Вертушка – игрушка без труда»
Цель: Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности.
6. Аппликация «Воздушный змей». Формировать навыки создания аппликации из нескольких частей. Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности
7. Игры в музыкальном зале. «Солнечный оркестр» - развивать музыкальный слух, темп и ритм.
Социально-коммуникативное развитие.
В области социально-коммуникативного развития были запланированы беседы о научных достижениях нашей страны, роли роботов в развитии медицины и производственной сферы.
1. Викторина «Очевидное-невероятное».
2. Настольная игра "Сложи квадрат". Цель: закреплять умение складывать квадрат из разных частей без опоры на образец.
3. Настольная игра "Ракетостроители". Цель: способствовать развитию логического мышления.
4. С/ р игра "Мы - учёные" Цель: закрепить знания детей о науке, научных открытиях и исследованиях.
5. Игры детей с лентами, флюгерами, вертушками с целью выявления ветра.
Безопасность. Д/и «Можно – нельзя» - закрепить знания детей о безопасном поведении.
Физическое развитие.
В области физического развития ведется работа по расширению знаний об Олимпийских играх, повторяются знакомые физкультурные минутки.
1. Физические упражнения:
1. Дети закрепляют умение метать мешочки в горизонтальную цель, соблюдая правила.
2. Упражнять детей сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, закреплять умение прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывать и ловить его, не прижимая к груди, развивать координацию движения; воспитывать интерес к спорту.
3. Физическое развитие на воздухе «Быстрые как ветры». Закрепить навыки ориентировки в ограниченном пространстве, навык мягких и пружинистых прыжков на месте. Развивать быстроту, ловкость, координацию движения. Воспитывать смелость при выполнении упражнений.
2. П/ и "Быстрые и меткие". Цель: закреплять умение детей метать мешочки в горизонтальную цель, удобным способом, бегать наперегонки.
3. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик». Цель: развивать реакцию, быстроту и внимание.
4. Игра малой подвижности «Море волнуется» - развивать внимание, воображение.
5. П/игры «Догони меня» - развивать быстроту
Мониторинг
- Анализ результатов проекта.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
- Анкетирование.
- Перспективный план работы с родителями
- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
- Консультации для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. Интернет ресурсы.