Татьяна Мухачева
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
«Лаборатория «Почемучек».
Подготовил: воспитатель 1К. К.
Мухачева Татьяна Владимировна
Лиски-2017г.
Лаборатория «Почемучек».
Цель: 1. Учить детей сравнивать два разных предмета и учить делать выводы в соответствии с результатом проверки; закреплять в речи детей слова:«графит»,«теплопроводность», «шероховатость», «гладкость».
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе „Лаборатория Почемучек“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
2. Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Музыкальная
• Двигательная
Демонстрационный материал: Кубик, таз с водой, карандаш, лупа, лист бумаги, скотч, порошок сделанный из стержня карандаша, уголь активированный, банка с водой, брусок деревянный, палочка, гвоздь, молоток.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведет, там заметку кладет. (карандаш).
Молодцы, правильно сегодня мы говорить о карандаше.
История карандаша начинается с XIV века. Художники рисовали тогда в основном палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли «серебряными карандашами» Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной. Прототипы современных графитных карандашей появились в XVI веке.
-Для чего нам нужен карандаш? (ответы детей).
- А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. В лаборатории проводят
опыты и эксперименты. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы проведем опыты с карандашом, деревом и металлом.
А сейчас, я вам расскажу, где еще можно использовать карандаш. Если мы возьмем и достанем зерно (графит) из карандаша и размельчим его в порошок. Потом обмакнем в него свой палец. Берем лист бумаги, аккуратно оставляем на нем отпечаток, заклеиваем скотчем. Возьмем лупу и рассматриваем оставленный отпечаток. Вот так криминалисты на месте преступления снимают отпечатки палец сравнивают их в базе данных и выявляют преступниках. Но прежде чем приступить сделаем пальчиковую гимнастику.
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
- Если мы возьмем уголь активированный и опустим в банку с водой, что произойдет. (ответы детей).
-Давайте проверим растворяется ли стержень в воде? (ответы детей).
-А если измельченный стержень отпустим в воду, что произойдет? (ответы детей).
- А рубашка карандаша из чего сделана? (ответы детей).
-Давайте возьмем кубик, ощупаем его.
-Ребята какой можно сделать вывод о структуре поверхности и толщине.
- Давайте опустим кубик в воду (ответы детей).
- А если уронить на пол (ответы детей).
-Какие еще можно провести опыт с деревом? (ответы детей).
-Как вы думаете дерево прозрачное? (ответы детей).
Д/ и на развитие внимания «Найди предметы из дерева».
-Отдохнули, поиграли. Предлагаю вам еще эксперимент, сравнить предметы из дерева и металла и сказать, чем они отличаются.
На столе лежит, (металлическая пластина и деревянный брусок).
-Какая поверхность у металлической пластины? (ответы детей).
-Какая поверхность у деревянного бруска? (ответы детей).
Дети изучив поверхность, делают вывод: поверхность металла гладкая, а поверхность дерева шероховатая.
Ввести в активный словарь детей слова «гладкая», «шероховатая».
- Давайте с вами проведем следующий эксперимент «Тонет – не тонет»
(наливает воду в стеклянную посуду, а дети опускают туда гвоздь и кубик. Гвоздь утонул, кубик нет).
Вывод: гвоздь тяжёлый, а спичка лёгкая.
Игра «Наоборот».
-Отдохнули. Как вам опыт еще надо «Вбить гвоздь в дерево и металл». (Воспитатель вбивает гвоздь в дерево и пытается вбить гвоздь в металл).
-А ещё вам предлагаю сломать гвоздь и деревянную палочку.
Какой можно сделать вывод: дерево мягкое, металл твердый, гвоздь твёрдый, деревянная палочка хрупкая.
-Ребята предлагаю самим вбить гвоздь или попытаются его согнуть. Также возьмите палочку и попробуйте её сломают. И сделайте вывод: (дерево мягкое, металл твёрдый, гвоздь твёрдый, палочка хрупкая).
-И последний опыт «Нагревается – не нагревается».
(На столе стоит чашка с горячей водой, лежит деревянная ложка и металлическая).
Дети подходят к столу, где стоит чашка с горячей водой. Осторожно погружают деревянную ложку, за тем металлическую.
-Кто ответит, что произошло? (ответы детей).
Вывод: металлическая ложка нагреется, а деревянная нет.
-Вы сегодня много узнали нового. Карандаш можно использовать, для снятия отпечатков, что целое зерно (графит) от карандаша не растворяется, а измельченный окрашивает воду, что уголь активированный в воде шипит.
Дерево мягкое, а металл твёрдый. Гвоздь прочный, а деревянная палочка хрупкая. Металл тонет, а дерево нет. Познакомились с новым понятием «графит»,«теплопроводность», «шероховатость», «гладкость».
Дети вспоминают, чем они сегодня занимались.
Что нового они узнали.