Проект «Лук — витаминный друг»

Евгения Бирзул
Проект «Лук — витаминный друг»

Эколого - исследовательский проект

для детей 1 младшей группы по теме:

«Лук – витаминный друг»

Исследовательский проект «Лук – витаминный друг»

Автор - составитель: Бирзул Е. А., воспитатель.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители группы

Сроки проекта: 4 недели, краткосрочный

Проблема проекта:

• как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?

• чем может быть полезен лук?

• что можно делать с луком?

• исследование полезных свойств лука

Объект исследования: репчатый лук

Продукт объекта: создание огорода на подоконнике; презентация про лук «Посадили луковку».

Актуальность проекта : Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях – овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Жизненный опыт детей невелик. Ребёнок может понять только то, что находится перед его взором и с чем он может сам действовать.

Малышам присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, дети начинают понимать, что такое огурец или лук, где он растет. А взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

Цель проекта вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях

Задачи проекта:

• закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения;

• расширять представления у детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);

• развивать основы исследовательской деятельности;

• формировать трудовые умения;

• воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Форма проведения итогового мероприятия: использовать выращенный лук в еде.

Ожидаемые результаты по проекту:

• дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;

• у детей сформируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;

• у детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Период Мероприятия этапа Программные задачи:

Февраль

1 неделя

3-7февраля 1. сбор и анализ литературы по данной теме;

2. разработка плана реализации проекта;

3. подборка иллюстративного материала;

4. подборка дидактических игр, пособий;

5. подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме;

6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности;

7. Подготовка луковиц, земли, контейнеров для посадки;

8. Подборка консультаций для родителей;

9. Изготовление табличек – указателей с названием лука.

2. Основной этап

2 неделя

Понедельник

10 февраля Беседа «Витамины для детей» (утро) Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека; прививать бережное отношение к своему здоровью.

Настольные кубики «Овощи» Продолжать закреплять знания детей об овощах; упражнять детей в составлении целого растения из его частей; воспитание внимания.

Вторник

11 февраля Чтение А. Барто и И. Знаменской «Огород»

(2 половина дня) Продолжать знакомить детей с художественной литературой по теме; учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по произведению; развивать связную речь.

Пальчиковя игра «Лук» (утро) Закреплять знания об овощах, развивать мелкую моторику рук

среда

12 февраля Рассматривание альбома «Лук – какой он?» (утро) Расширять знания детей о внешнем виде лука, об условиях его выращивания; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас.

четверг

13 февраля Дидактическая игра «Узнай на вкус» Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

пятница

14 февраля Совместная деятельность воспитателя и детей «Посадка лука» Формировать умение различать по внешнему виду овощи (лук, морковь, картофель); развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек»); формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать стихотворения.

Настольная игра «Парные картинки» Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность.

3 неделя

Понедельник

17 февраля Упражнение «Собери лук в корзинку» (прогулка) Продолжать закреплять знания детей о луке; формировать умение находить лук среди овощей

Наблюдение за ростом лука

(утро) Обогащать представления детей об уходе за луком; учить называть основные части растения; развивать речь и познавательный интерес;

Вторник

18 февраля Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (2 половина дня) Продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность

Презентация «Лучок – золотой бочок» (утро) Обогатить представления детей о внешнем виде овоща; уточнить и конкретизировать понятие «овощи»; упражнять в исследовательских действиях

Среда

19 февраля Беседа «»Лук – всем полезный друг» (утро) Продолжать формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»; дать детям понятие «Витамин», который содержится в зеленом луке. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Подвижная игра «Лучок» Познакомить детей с правилами новой подвижной игры; формировать умение стараться соблюдать их.

Четверг

20 февраля Речевая игра «Расти, расти лук» (2 половина дня) Закрепить знания детей о луке; упражнять детей в правильном согласовании движений со словами стихотворения; активизировать речь детей.

Подвижная игра «Овощи в корзину» Учить детей выполнять игровые действия., правильно реагировать на команды в соответствии с тем, какие карточки они получили.

Пятница

21 февраля НОД Изобразительная деятельность. Лепка «Лук – зеленый друг»Учить детей лепить лук: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, прикреплять дополнительную деталь – зеленое перо из пластилина;

• развивать чувство формы.

Дидактическая игра «Овощехранилище» Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, варят

4 неделя

Понедельник

24 февраля Наблюдение за ростом лука (утро) Формировать элементарные навыки выполнения трудовых операций; закрепить знания о «значении воды» для растений; обогащать словарный запас детей; активизировать речь;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(2 половина дня) Развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений

Вторник

25 февраля Чтение С. Маршака «Купите лук» (прогулка 2) Познакомить детей с новым произведением; учить эмоционально воспринимать содержание стиха, понимать его; воспитывать интерес к поэзии.

Лото «Овощи и фрукты»Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать внимание, речь, навыки совместной деятельности.

Среда

26 февраля НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Вырос красавец лучок» (дорисовать зеленые хвостики) • продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;

• проводить линии в разных сочетаниях;

• закреплять умение набирать краску на кисть;

• пополнять словарный запас детей;

• развивать речь и мышление;

• воспитывать отзывчивость и аккуратность.

Творческая игра «Овощной магазин» (2 половина дня) Учить детей группировать овощи и фрукты по способам использования; учить называть признаки предмета, находить его по этим признакам.

3. Заключительный этап

Четверг

27 февраля Работа в уголке природы: срезаем перья лука (утро) Обобщить представления детей о росте и развитии растения; о пользе лука. Учить готовить перья лука для принятия в пищу (мыть, перебирать, чистить)

Пятница

28 февраля Презентация

«Посадили луковку»

В течение месяца Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»

В течение месяца Подбор и создание картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке

В течение месяца Консультация для родителей «Лук – лекарственное растение» Просвещение родителей по данной теме.

10-14 февраля Оформление газеты для родителей и воспитателей «Лук от семи недуг»

17-21 февраля Рецепты от родителей «Салаты из лука»

24-28 февраля Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей по теме «Лучок»

Заключение:

Дети испытали огромный интерес к наблюдению за ростом лука. Главным результатом работы над проектом считаю то, что в данный проект были вовлечены все дети и каждый старался внести свой посильный вклад в работу. Дети получили знания о том, растение живое, его поливают, сажают, выращивают из луковицы. Сформировали навыки посадки лука в горшок с землей и банку с водой.В процессе исследования дети познакомились с художественной литературой о луке и о овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки на овощную тематику. Все эти проводимые НОД, дидактические игры, беседы, презентации имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растению.

Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и родителям, что позволило еще больше привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы.Родители проявили творчество:

- совместно с детьми изготовили поделки из репчатого лука;

-поделились своими рецептами блюд из лука;

- принесли советы народной медицины.

По итогам проделанной работы, считаю, что все поставленные задачи выполненными. Нами принято решение продолжать исследовательские действия с объектом – лук в каждой возрастной группе.

Литература:

1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 123с.

2. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю.Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2006.- 93с.

3. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.- 256с.

4. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1998 – 319с.

5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2004, - 91с.

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М.:Мозаика – Синтез, 2006.- 104с

7. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М.: Педагогика – ПРЕСС, 1998 – 208с.

8. Смирнов А. «Зачем луку луковица».- М.: Малыш, 1990.- 24с

Пальчиковая гимнастика.

Вырос у нас лучок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

чеснок и немного горошка.

Овощи мы собирали

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили

В огород сейчас пойдем,

Овощей там наберём.

1, 2, 3, 4,5,

Что мы будем собирать?

Репу, свеклу, помидор, огурец

И капусту, наконец!

«Лук».

Зеленеет лук в воде, (показать пальчиками

«мисочку»)

Пузырьки на бороде, (показать пузырьки)

Пузыречки, пузырьки-

Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек (пощипать свой

подбородок)

Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать! (изобразить смех)

Лук трясет бородой, (покачать головой)

Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой (показать «мисочку»)

Лежать на тарелке.

Дидактическая игра «Узнай на вкус».

Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький, активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим.

Подвижная игра «Лучок»

Воспитатель: Вы будете луком? Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.

Посадили в землю (Дети присаживаются на корточки).

Маленький лучок,

Чтобы рос он крепким, (Сжимают в локтях руки и кулачки).

Наш здоровячок.

Чтоб к солнышку тянул он (Встают и тянут руки вверх).

Стрелочки свои.

Чтоб детки не болели (Прыгают на месте).

И прыгать все могли.

Речевая игра «Расти, расти лучок».

«Есть у нас огород, там зелёный лук

Растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины

Ты лучок сюда спеши и немного попляши»

Подвижная игра «Овощи в корзину»

По сигналу воспитателя дети разбегаются по группе и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.

Дидактическая игра «Овощехранилище»

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Стихи, загадки про лук

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Е. Жуковская

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Т. Казырина

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

И. Ефремов

Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать?

Хе Лена

Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

А. Тесленко

Лук в стаканчике с водой.

Не зови его едой!

Я листочки не стригу,

А жалею, берегу,

Потому что это-

Мой кусочек лета!

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле-

Бородой прирос к земле.

У меня есть друг,

Он-от семи недуг!

Это-вкусный и полезный,

Жёлто-золотистый лук!

(И. Ефремов)

В банку мы воды налили,

Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда-

Очень мокнет борода.

(Ю. Симбирская)

Загадки про лук

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к на обед,

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук)

Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде построены грядки.

Словно живая ограда вокруг –

Пики зеленые выставил лук. (лук)

Эля, деточка, не плачь,

Это с нашей грядки врач.

Исцелить любой недуг

Может огородный … (лук)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта

наплачешься. (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез?

(Лук)

Пришел барин с грядки,

Весь в заплатках,

Кто ни взглянет,

Всяк заплачет. (Лук)

Сказки о луке

Сказка «Три брата»

Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал

ногой. Вдругк Илюшке подбежали три мальчика: один –

маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом

костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в

золотистых латах с большим зеленым луком в руках. - Лук

Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились

они Илюшке и сказали:

- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке.

Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.

- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.

- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед

и болезней, - гордо ответили луки.

- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым

защитником.

- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом

с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка,

- Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без

меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня

в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него

золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели,

что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я

изгибаю в виде лука.

- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук

Севок.

– Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные

латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные

перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза

- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям

моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук.

– В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что

микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов.

Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя

ни один вредный микроб.»

- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.

- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней

белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-

чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето

короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена

вырастить.

- Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.

- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот

братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».

Сказка «Зеленый остров».

У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.

Маленький Серёжа увидал это и воскликнул:

- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!

- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь

луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила

бабушка.

Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же

происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.

- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный

горшок.

Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх.И однажды бабушка сказала:

- Пора с твоего огорода урожай собирать!

И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали

Серёжу.

- На дворе зима, а у нас в доме весной пахнет - говорила бабушка.

А Серёжа, разрумянившийся от похвалы,говорил:

- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только,

чтобы из семечка росточек выглянул!

Сказка о луке

Жил да был угрюмый Лук -

Плакал днём и ночью.

- Отчего ты плачешь, друг?

- Одиноко очень.

Никому не нравлюсь я.

Говорят, что горький.

Каждый, кто сорвёт меня,

Сразу плачет горько.

Очень прост я, неказист -

Стрелки, да и только.

Зелен острый длинный лист,

На конце – иголка.

Все они стоят пучком.

Посмотрите: в силе я!

Но у кабачка цветок

Жёлтенький, как лилия.

И огурчики в цветах,

Даже - помидоры.

Только я один в мечтах…

Горе Луку, горе!

Так поплакал наш Лучок.

Капли слёз упали:

Появился старичок

(В сказках его знали).

Очень стар и невелик,

Борода - по пояс,

Проект «Лук — витаминный друг»
Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Витаминный букет здоровья» Цель: воспитывать интерес к своему здоровью. Задачи: развивать желание поддерживать здоровье правильным питанием (овощи и фрукты). Уточнить.

Проект для детей старшей группы «Витаминный калейдоскоп» Проект «Витаминный калейдоскоп" Актуальность темы: Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его.

Проект «Лук-наш друг» в подготовительной группеПроект «Лук-наш друг» в подготовительной группе Цель: Вызвать у детей познавательно-исследовательский интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать.

Проект «Наш друг — зеленый лук» в средней группеПроект «Наш друг — зеленый лук» в средней группе Проект «Наш друг – зеленый лук» в средней группе Проект: краткосрочный. Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий Продолжительность.

Проект «Снеговик — друг Деда Мороза» (младшая группа)Проект «Снеговик — друг Деда Мороза» (младшая группа) Актуальность При рассматривании картины «Зимние развлечения», ребята с интересом разглядывали Снеговика кто такой Снеговик? Из чего его.

Проект «Зелёный лук — ребятам друг!»Проект «Зелёный лук — ребятам друг!» Добрый день!Хочу поделиться идеей проекта, который проводился у нас во второй младшей группе:"Зелёный лук-ребятам друг!" 1 этап проекта.

Спортивное развлечение «Витаминный праздник» в младшей группеСпортивное развлечение «Витаминный праздник» в младшей группе Цель: Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада. Задачи: 1. Создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение.

Проект «Лэпбук –наш друг, интересные профессии»Проект «Лэпбук –наш друг, интересные профессии» Проект: "Лэпбук-наш друг, интересные профессии". Тип проекта: информационный Продолжительность: среднесрочный (один квартал). (октябрь.

Творческий проект «Все на свете друг другу нужны» .

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Лук — витаминный друг»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 09:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки