Приложение МААМ

Проект «Маленькие исследователи» для детей 6–7 лет

Татьяна Федорович
Проект «Маленькие исследователи» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»

Проект «Маленькие исследователи»

2021

Аннотация: В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Публикация «Проект „Маленькие исследователи“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта …. 5

Актуальность …. 6

Цели и задачи проекта …8

Предполагаемый результат….9

Реализация проекта…. 10

1 этап – организационный …. 10

2 этап – основной … 11

3 этап – заключительный …17

Выводы и практическая значимость проекта….18

Используемая литература …19

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта

Познавательно – исследовательский

Участники проекта

дошкольники (6-7лет);

родители дошкольников;

педагогический коллектив

Сроки реализации проекта

Март – апрель 2021г

Этапы работы над проектом

организационный (вводный,

основной (этап реализации,

заключительный оценочный)

Образовательная область

«познание»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно экспериментальной деятельности.

ЗАДАЧИ

1. Создать условия для поддержания исследовательской активности детей

2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

3. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

4. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой. Смогут выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога, делать выводы, выбирать способ действия.

Проявится познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

2. Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

МАРТ – АПРЕЛЬ

химические опыты и эксперименты для детей

1. Йод + крахмал.

Насыпать в чашку крахмал один стакан, добавить пару капель йода, все хорошо размешать. Получится синяя жидкость, если все это нагреть, то будет белая.

2. Радуга на молоке.

В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов.

Дальше при помощи сухой ватной палочки нужно немного коснуться молока (не нужно смешивать, обратим внимание детей на то, что ни чего не происходит.

После этого возьмем другую ватную палочку, окунем ее в шампунь.

Ватной палочкой, смоченной в шампунь, касаемся молока в течение - короткого времени. (Только касаемся, не нужно перемешивать).

А далее начинается самое интересное – мы с восхищением наблюдаем, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны.

Вывод: Средство для мытья посуды или жидкое моющее мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевые красители «танцевать, играть, взрываться».

3. Извержение вулкана

Чтобы сделать извержение вулкана вам понадобятся:

тёплая вода, сода, уксус, банка, фольга. Делаем жерло вулкана из баночки и фольги. Наливаем в него тёплую воду и растворяем там несколько столовых ложек соды. Наливаем уксус. Чем больше уксуса мы добавляем, тем больше будет извержение Вулкана. Воспитатель наливает уксус сам.

4. Торнадо

Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.

5. Пенная радуга

По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый, немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.

6. Какая свеча погаснет первой

Нам нужны баночки, три свечи, подставки для свечек (удобно делать из Лего).

Разместите свечи на разной высоте. Зажгите свечи и подождите, пока они разгорятся. Спросите ребёнка, как он думает, какая свеча погаснет первой, а какая последней, после того, как вы накроете их банкой? Сначала погаснет верхняя свечка, потом средняя, а потом нижняя.

ПОЧЕМУ ТАК?

Чтобы свечи горели, им нужен кислород. Вещество, из которого сделаны свечи, содержит углерод С. Он взаимодействует с кислородом О2 и образуется углекислый газ СО2. Углекислый газ собирается наверху и тушит свечи поочереди сверху вниз.

7. Вода не имеет цвета, но её можно покрасить.

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

8. Воздух не виден в комнате.

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

9. Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

На прогулке можно рассматривать насекомых через лупу.

10. Прозрачность воды.

Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Приготовить баночки или стаканы с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки и т. д.). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный» : предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

11. Лавовая лампа.

Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Проблемно-поисковый

Наблюдение за объектом

Опыты и эксперименты

Проблемно-поисковый метод. Этот метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с воспитателем у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организуется в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить предмет на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: с водой, песком, камнями, глиной, растениями. У детей старшего дошкольного возраста появляется стремление к самостоятельному экспериментированию. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

С помощью родителей пополнился уголок экспериментирования.

Проводились групповые и индивидуальные консультации по темам: «Ребенок исследователь в детском саду», «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

Родители ознакомлены с серией несложных экспериментов и опытов, которые можно провести дома с детьми.

«Само надувающийся шарик», «Торнадо в стакане», опыты с бумагой, «Вырастим кристаллы соли», опыты с водой.

Данное мероприятие было интересным и познавательным для родителей. Каждый нашел для себя, что то новое. Активная форма взаимодействия вызвала интерес и желание к дальнейшим общим исследованиям и экспериментам. Результатом моей работы с родителями и детьми по данной теме стала опытно экспериментальная деятельность дома. Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и детей.

Научились проводить элементарные эксперименты и опыты.

В результате родители с детьми вырастили в домашних условиях рачков.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Для детей :

Итоговое мероприятие – занятие по познавательному развитию «Очистим воду»

Подготовила для детей картотеку опытов и экспериментов

Для родителей

1. Помощь родителей в приобретении инвентаря для проведения опытов и экспериментов.

2. Консультация для родителей «Ребенок исследователь в детском саду», «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

3. Проведение экспериментов вместе с детьми.

4. Выращивание рачков в домашних условиях.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

более глубокое усвоение предметного содержания;

высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

развитие творческого мышления;

большое количество идей, их глубина, оригинальность;

эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников. М., 2005.

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /

Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под

ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

5. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.

6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Публикации по теме:

Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком»Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком» Фотоотчет во второй младшей группе. Маленькие исследователи. Опыт с сахарным и речным песком. Цель: -показать детям растворимость сахарного.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ»Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ» 15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель.

Педагогический проект для детей старшей группы «Маленькие дети — большие права»Педагогический проект для детей старшей группы «Маленькие дети — большие права» Педагогический проект для детей старшей группы «Маленькие дети – большие права» Тип проекта: информационно - творческий. Вид проекта: групповой.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты»Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты» «Мы - маленькие артисты»Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц). Участники проекта: дети,.

Проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Маленькие дети в большом городе» Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Именно в дошкольном возрасте закладывается.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект «Маленькие исследователи» для второй младшей группыПроект «Маленькие исследователи» для второй младшей группы Проект "Маленькие исследователи"«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленькие исследователи» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 30 августа 2021 в 19:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленькие исследователи» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федорович (УИ 169328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД