Лучший педагог года

Познавательно-игровой проект «Масленица»

ЕЛЕНА КАЛУЦКИХ
Познавательно-игровой проект «Масленица»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Колосок»

п. Лев Толстой Лев Толстовского муниципального района

Липецкой области

(МБДОУ д/с «Колосок» п. Лев Толстой)

«Широкая масленица»

Подготовили и провели

воспитатели: Калуцких Е. Н., Сафонова Е. В.

2018 г.

Паспорт проекта

Тип проекта :

По доминирующему методу: познавательно - игровой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный, недельный.

Публикация «Познавательно-игровой проект „Масленица“» размещена в разделах

Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.

Предмет проекта : развитие эстетического восприятия окру-жающего мира.

Сроки реализации проекта : с 12 февраля по 18 февраля.

Актуальность темы.

Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходя-щих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, яр-марками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образова-тельных областей программы.

Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта :

Образовательные: формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;

познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры);

познакомить с традиционным русским укладом, традиционной националь-ной одеждой, изделиями народного промысла;

познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

Развивающие: способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;

развивать поисковую деятельность, творческую активность;

развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, ОД;

развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;

формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оцени-вать поступки других людей;

активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические качества, осно-ванные на знании русских традиций, гордость за свой народ;

воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;

воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художест-венно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемый результат:

Для детей: - приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;

- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;

- расширение кругозора детей.

Для родителей: - оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов: - обобщение педагогического опыта;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

Продукт проекта : фото и видео материалы.

Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Участие специалистов в реализации проекта : организу-ет образовательные деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Этапы проведения проекта :

1 этап: Вводный.

• Определение темы проекта.

• Формулировка цели и определение задач.

• Подбор материалов по теме проекта.

• Составление плана основного этапа проекта.

2 этап: Подготовительный.

• Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме.

• Подготовка информации для родителей о народном празднике «Мас-леница», привлечение к оформлению выставки народных умельцев.

• Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятель-ности с детьми.

• Привлечение родителей к созданию книги «Семейный секрет выпечки блинов».

3 этап: Основной.

• Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, подвижных и народных игр, чтение художественной литературы.

• Рассматриваем картины и иллюстраций.

4 этап: Заключительный.

• Праздник «Гори, гори ясно!»

Оформление выставки народных умельцев: «Ярмарка».

• Создание книги «Семейный секрет выпечки блинов».

• Составление портфолио проекта.

План реализации проекта.

Направления Содержание деятельности Срок испол-нения

Работа с детьми «Встреча»

- беседа «Что за праздник, Маслени-ца

- проведение ОД «Масленица – вес-ну встречай (ФЦКМ)

- презентация о Масленице

- поговорки про масленицу

- заучивание стихотворения «Мас-леница»

12 февраля

понедельник

Сотрудничество с родителями Привлечение родителей к оформле-нию выставки народных умельцев.

Работа с детьми «Заигрыш»

- беседа «Как отмечать Масленицу»

- п/и «Горелки», «Бабка - Ежка»

- хороводные игры «А я по лугу гу-ляла», «Заинька, попляши»

- разучивание масленичных закли-чек.

13 февраля

вторник

Сотрудничество с родителями Привлечение родителей к созданию книги «Семейный секрет выпечки блинов».

Работа с детьми «Лакомка»

- слушание песни «Ой, блины мои блины»

- беседа «Почему блины?»

- разучивание стихотворения «Про Масленицу»

14 февраля

среда

Сотрудничество с родителями Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица»

Работа с детьми «Разгуляй»

- проведение ОД «Веселой маслени-цы» («Художественно – эстетиче-ское развитие»(аппликация)

игры-эстафеты:

- «Перетягивание каната»

- «Передвижение на метле»

- «Карусель с зонтиком»

- «Горелки»

Выставка «Ярмарка» 15 февраля

четверг

Работа с детьми «Гостевой день»

Проведение праздника «Гори, гори ясно!»

16 февраля

пятница

Сотрудничество с родителями «Посиделки»

- просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

- всей семьей посещение родных.

17 февраля

суббота

Сотрудничество с родителями «Проводы»

- посещение районного праздника «Проводы зимы» с фотоотчетом.

18 февраля

воскресенье

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской на-родной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998

2. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.

3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в до-школьном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

4. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001

5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.

интернет- ресурсы:

https://sovettebe.ru/prazdniki/maslenitsa/

https://www.prazdnik.by/

https://allscenarios.ucoz.ru/

https://ped-kopilka.ru/

Материально – техническое:

- подборка консультативного материала для родителей;

- разработка проекта, конспектов занятий, игр;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- оформление предметно-развивающей среды по теме «Широкая маслени-ца».

Публикации по теме:

Познавательно-игровой проект «Масленица» Спортивное развлечение для детей среднего – старшего возраста «Масленица». Цели: обобщать и систематизировать представления детей о народных.

Познавательно-игровой проект «Салют Победы!» Время проведения проекта: апрель-май 2017 уч. г. Организация: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад.

Познавательно-игровой проект в младшей группе «Умная игра» Познавательно – игровой проект в младшей группе «Умная игра» Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно.

Познавательно-игровой проект «Вместе весело играть» Тема: «Формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности в игре». Без игры.

Познавательно-игровой проект «Грибы» Характеристика проекта: • Тип проекта: познавательно-игровой; • Продолжительность проекта: две недели; • Предмет проекта: грибы. Актуальность.

Познавательно-игровой краткосрочный проект «Широкая Масленица» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» Воспитатель: Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна Проект Тема: «Широкая.

Познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Проект «Широкая масленица» Подготовила воспитатель : Рябова Т. А.

Познавательно-игровой творческий проект «Веселая матрешка»Познавательно-игровой творческий проект «Веселая матрешка» МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка» Проект «Веселая матрешка» Проект разработала воспитатель Коробейникова Н. В. г.

Познавательно-игровой проект «Весна пришла» Цель проекта. Создать условия для ознакомления детей с новым для них временем года-весной. с её характерными признаками, дать начальные.

Познавательно-игровой творческий проект «Зимние забавы» Вид проекта: познавательно-игровой, творческий. Участники проекта: воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-игровой проект «Масленица»
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 21:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД