ЕЛЕНА КАЛУЦКИХ
Познавательно-игровой проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Колосок»
п. Лев Толстой Лев Толстовского муниципального района
Липецкой области
(МБДОУ д/с «Колосок» п. Лев Толстой)
«Широкая масленица»
Подготовили и провели
воспитатели: Калуцких Е. Н., Сафонова Е. В.
2018 г.
Паспорт проекта
Тип проекта :
По доминирующему методу: познавательно - игровой.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный, недельный.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Предмет проекта : развитие эстетического восприятия окру-жающего мира.
Сроки реализации проекта : с 12 февраля по 18 февраля.
Актуальность темы.
Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходя-щих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, яр-марками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образова-тельных областей программы.
Цель: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи проекта :
Образовательные: формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры);
познакомить с традиционным русским укладом, традиционной националь-ной одеждой, изделиями народного промысла;
познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
Развивающие: способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
развивать поисковую деятельность, творческую активность;
развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, ОД;
развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;
формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оцени-вать поступки других людей;
активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические качества, осно-ванные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художест-венно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
Для детей: - приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для родителей: - оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов: - обобщение педагогического опыта;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.
Продукт проекта : фото и видео материалы.
Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Участие специалистов в реализации проекта : организу-ет образовательные деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Этапы проведения проекта :
1 этап: Вводный.
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор материалов по теме проекта.
• Составление плана основного этапа проекта.
2 этап: Подготовительный.
• Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме.
• Подготовка информации для родителей о народном празднике «Мас-леница», привлечение к оформлению выставки народных умельцев.
• Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятель-ности с детьми.
• Привлечение родителей к созданию книги «Семейный секрет выпечки блинов».
3 этап: Основной.
• Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, подвижных и народных игр, чтение художественной литературы.
• Рассматриваем картины и иллюстраций.
4 этап: Заключительный.
• Праздник «Гори, гори ясно!»
• Оформление выставки народных умельцев: «Ярмарка».
• Создание книги «Семейный секрет выпечки блинов».
• Составление портфолио проекта.
План реализации проекта.
Направления Содержание деятельности Срок испол-нения
Работа с детьми «Встреча»
- беседа «Что за праздник, Маслени-ца?»
- проведение ОД «Масленица – вес-ну встречай!» (ФЦКМ)
- презентация о Масленице
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Мас-леница»
12 февраля
понедельник
Сотрудничество с родителями Привлечение родителей к оформле-нию выставки народных умельцев.
Работа с детьми «Заигрыш»
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Горелки», «Бабка - Ежка»
- хороводные игры «А я по лугу гу-ляла», «Заинька, попляши»
- разучивание масленичных закли-чек.
13 февраля
вторник
Сотрудничество с родителями Привлечение родителей к созданию книги «Семейный секрет выпечки блинов».
Работа с детьми «Лакомка»
- слушание песни «Ой, блины мои блины»
- беседа «Почему блины?»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
14 февраля
среда
Сотрудничество с родителями Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица»
Работа с детьми «Разгуляй»
- проведение ОД «Веселой маслени-цы» («Художественно – эстетиче-ское развитие»(аппликация)
игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Передвижение на метле»
- «Карусель с зонтиком»
- «Горелки»
Выставка «Ярмарка» 15 февраля
четверг
Работа с детьми «Гостевой день»
Проведение праздника «Гори, гори ясно!»
16 февраля
пятница
Сотрудничество с родителями «Посиделки»
- просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
- всей семьей посещение родных.
17 февраля
суббота
Сотрудничество с родителями «Проводы»
- посещение районного праздника «Проводы зимы» с фотоотчетом.
18 февраля
воскресенье
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской на-родной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
2. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в до-школьном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
4. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.
интернет- ресурсы:
https://sovettebe.ru/prazdniki/maslenitsa/
https://www.prazdnik.by/
https://allscenarios.ucoz.ru/
https://ped-kopilka.ru/
Материально – техническое:
- подборка консультативного материала для родителей;
- разработка проекта, конспектов занятий, игр;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- оформление предметно-развивающей среды по теме «Широкая маслени-ца».